- Преподавателю
- Математика
- Проект по теме: Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании
Проект по теме: Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дроздова А.В. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
13
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1404 "Гамма"
Проект по теме самообразования:
«Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании»
Автор проекта:
Дроздова А.В.
учитель математики
Содержание
Паспорт проекта
Введение
Основная часть
Выводы
Приложение
Библиография
Паспорт проекта
название проекта
Формирование системы проектной деятельности в практике реализации ФГОС второго поколения в Московском образовании
Ф.И.О. автора проекта
Дроздова А.В.
тип проекта
Практико-ориентированный
проблема
Плохие показатели по ЗУН учащихся по математике.
гипотеза
Если реализовать ФГОС при помощи работы с проектами, то качество изучения тем по математике будет более высоким.
цель
Создание методики работы по проектной деятельности на уроках математики.
конечный продукт
Методический материал и рекомендации по внедрению методики
объект
Процесс создания методики и дидактического материала к ней.
предмет
Методика и материалы к ней.
необходимое оборудование для создания проекта и просмотра презентации
Компьютер, мультимедийный проектор
Введение
Сейчас повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Процессы реконструкции в системе российского образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Знания, умения и навыки не дают современному обществу личность, которая сможет вести нашу страну вперед. На первый план выходит формирование таких качеств личности как коммуникативность, творческое мышление, умение находить рациональные решения в нестандартных ситуациях. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности».
Математика- это точная наука, которая связана с рядом других дисциплин (физика, химия, биология, астрономия и т.д.). При изучении математики воспитывается интеллектуальная корректность, критичность мышления, способность рассуждать. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход:
- изменение метода обучения (ученик из пассивного слушателя становится активным участником обучающего процесса);
- изменение оценки результатов обучения (помимо предметных знаний оцениваются универсальные учебные действия).
В этих условиях организация учебного процесса, должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.
Основная часть
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и главным образом, формировать у него потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать условия для отработки умений и навыков самообразования, способствовать восхождению ученика в целостный образ человека - личность.
При введении ФГОС по математике формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
-
положительное отношение к урокам математики;
-
умение признавать собственные ошибки;
-
формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
-
формирование математической компетентности.
Регулятивные УУД:
-
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
-
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
структурирование знаний;
-
осознанное и произвольное построение математического высказывания в устной и письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка условия задания;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
-
анализ;
-
синтез;
-
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
-
подведение под понятие, выведение следствий;
-
установление причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-
формулирование проблемы;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД :
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Как сформировать эти компетентности у ученика? Как способствовать развитию мотивации к учению? - Вот вопросы, которые предстоит решать педагогам-практикам. Чтобы изменить позицию ученика в учебном процессе, сформировать на выходе из школы субъекта- ученика (личность) с собственной позицией, способного к самореализации, с развитыми психологическими способностями и сложившимися ценностными ориентирами, со сформированными компетенциями необходимы новые методы, новые технологии.
На современном этапе развития школьного образования возникает интерес педагогов к использованию метода проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока. Этот подход основан на освоении учащимися методов научного познания. Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения.
При внедрении метода проектов на уроках математики была выдвинута гипотеза, что создание поля проектной деятельности на уроке и включение учащихся в процесс активного самостоятельного творчества, будет способствовать реализации каждым учеником своих склонностей и способностей через сотворчество и взаимодействие при более эффективном усвоении предмета.
Целью внедрения метода в педагогическую практику является:
-
развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
-
развитие умения адаптироваться к действительности;
-
умение общаться, сотрудничать с людьми, коммуникативные навыки,
-
формирование универсальных учебных действий по математике.
В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и т.д. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня.
В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:
1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
3. Выбирается метод исследования.
4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
5. Полученные в ходе своих исследований результаты оформляются каждой группой.
6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения.
7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до двух академических часов (пары уроков) в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.
Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов.
Выводы:
Проектная деятельность предполагает активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать задания и предложить доступное решение. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника - и есть критерий успешной работы.
Использование на уроках интерактивной доски делает проектную деятельность еще более интересной для учащихся.
Алгоритм подготовки презентации:
-
Обдумать и уяснить тему, цели и задачи
Цели должны быть продуманы, четко и ясно сформулированы.
Цели - это не то, что намерены сказать, а то, что вы хотите достичь;
-
Изучить информационный материал.
-
Каждый член группы выполняет свое задание: проанализировать информацию, выделить главное, свернуть текст, проанализировать и сравнить произведения искусства, систематизировать информацию.
-
Обобщить результаты, полученные каждым членом команды
-
Сделать вывод
-
Построить выступление:
- Обратить внимание на вступление.
Вступление - это момент, когда у слушателей формируется первое впечатление о выступающем. На вступление дается, как обычно, 1-2 минуты. Ваша задача - заинтересовать аудиторию.
Итак, в начале презентации нужно:
-
поприветствовать аудиторию и представить себя;
-
определить и описать тему;
-
изложить цели;
-
в начало презентации, что бы заинтересовать аудиторию, можно вставить цитату кого-либо из известных лиц, афоризмы, парадоксальное утверждение, интересные факты и т.д.
-Продумать структуру основной части.
Хорошо структурированная основная часть - залог вашего успеха
-
Отберите материал, проанализируйте его
-
Раскройте смысл полученной (найденной) информации
-
Изложите ход ваших рассуждений, аргументируйте их(цитирование, комментарии, структурируйте сообщение
-
Обратите внимание на стиль изложения, терминологическую и речевую грамотность
-Сделать запоминающее заключение
-
расставить заключительные акценты и подвести итоги (показать результаты)
-
завершить выступление так, чтобы показать, что цели презентации достигнуты
-
выразить благодарность
-
Быть готовыми к вопросам аудитории
-
Использовать демонстрационные средства
Проводя презентацию, надо всегда помнить, что на первом плане - выступающий, а не демонстрационные средства. Цель демонстрационных средств - поддерживать объяснение, а не давать объяснение.
Например, слайды.
-
концентрируют внимание;
-
помогают изменить ритм сообщения, вносят в него разнообразия и т.д.
-
обеспечивают визуальную поддержку словесного объяснения;
-
проясняют то, что трудно или невозможно описать словесно (график, диаграмма)
-
фиксирует уже достигнутые пункты;
-
с их помощью можно сообщить больший объем информации за более короткое время.
Но презентация в целом потеряет свою эффективность (успешность), если полностью положиться только на демонстрационные средства в попытке передать Ваше сообщение.
-
Подготовить тезисы (Шпаргалка)
Шпаргалка - это короткий конспект презентации, который вовремя подскажет, что сказать, что сделать и когда это нужно сделать.
Алгоритм самоанализа работы:
-
Сформулируй поставленные цели
-
Проанализируй действия направленные на достижение целей (что делал?)
-
Проанализируй средства достижения целей (как делал?)
-
Проанализируй степень достижения целей (достигнута ли цель?)
-
Проанализируй что было наиболее трудным
-
Проанализируй что удалось лучше всего
-
Проанализируй что мешало работе
-
Проанализируй что могло улучшить работу.
Алгоритм выстраивания шагов для достижения цели:
1. Сформулировать цели и задачи
2. Составить план действия для достижения цели, обратив внимание на:
-
- источники информации и способы ее сбора
-
- план работы над информацией
-
- определение ролей в группе и распределение обязанностей
-
- составление алгоритма действий членов группы (если он не предлагается в задании)
-
- определение средств, путей для достижения цели
-
- определения порядка действий для достижения цели
-
- определение формы обобщения материала
-
- определение способа оформления собранного материала
-
- определение формы презентации
3. Записать план действий
4. Определить время на выполнение пунктов плана
5. Выбрать ответственных за выполнение шагов плана.
Алгоритм анализа и сравнения информации (объекта):
1. Ознакомьтесь с информацией (объектом)
2. Мысленно разделите информацию (объект) на составные части, выделив признаки, свойства и т.д.
3. Проанализируйте составные части, стремясь выявить характерные особенности, существенные признаки каждой части информации (объекта)
4. Сопоставь выявленные признаки с признаками ранее изученной информации ( объектов)
5. Выяви все признаки сходства и различия информации (объектов)
6. Найди и объясни причины сходства и различия.
Список использованной литературы:
-
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара.- М.: МИПКРО, 2001
-
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта. -М., 2003
-
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.Учитель.-2000, №4
-
ФГОС основного и среднего образования.