Доклад на тему Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обуч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г.Черемхово»

Доклад


по теме «Здоровьесберегающие образовательные технологии»


Прочитала на педагогическом

совете

Козырева Т.Г.


Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий

От учителя - основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье уча­щихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

Главный объект внимания учителя - его ученики. Если ре­ализация традиционной технологии проведения урока фикси­рует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учите­ля, придерживающегося принципов здоровьесберегающей пе­дагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Перед учителем, который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи:

  • Включение в цели урока элементов оздоровительной на­правленности, как в организации, так и в содержании.

  • Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов, проветривание класса и др.


  • Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологи­ческое воздействие на ученика, передача информации от учите­ля к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, под­держивать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.

  • Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлека­тельности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

  • Обеспечение настроя учеников на урок, их психологичес­кого погружения в пространство школы на позитивной волне.

  • Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенно­стей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

  • Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчи­вой работоспособности.

  • Обеспечение оптимального соотношения между физичес­ким и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

  • Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правиль­ного соотношения между темпом и информационной плотнос­тью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

  • Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередова­ния труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компен­сации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.

  • Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз об­щего и специального воздействия.

  • Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учени­ков с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зре­ния (моторно-координаторных тренажей) и др.

  • Соблюдение гигиенических требований к посадке учащих­ся и систематический контроль за их осанкой на уроке.

  • Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмот­ренных СанПиНами.

  • Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья уча­щихся применяемых психолого-педагогических приемов и меДоклад на тему Здоровьесберегающие образовательные технологииДоклад на тему Здоровьесберегающие образовательные технологиитодов. Приоритет методов самопознания и развития, свободно­го выбора перед методами принуждения.

  • Реализация на практике индивидуально-личностного под­хода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объек­тивным, и т.д., что является одним из главных показателей про­фессионализма учителя.

  • Максимально возможное использование активных мето­дов обучения с минимализацией рутинных видов деятельнос­ти (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Сти­муляция учащихся на продуктивные тематические коммуни­кации и творчество.

  • Использование всего многообразия приемов мотивации де­ятельности ученика - как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).

  • Формирование и выдерживание оптимального стиля вза­имоотношений с учениками на основе искреннего уважения, до­верия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоцио­нального комфорта и психологической безопасности.

  • Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся, с особым вниманием к детям группы риска и больным.

  • Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Необходимыми условиями решения этих задач являются:

  • проведение ревизии приемов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей пе­дагогики;

  • привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего образа жизни, что­бы слова и призывы, обращенные к школьникам, соответство­вали действительности.


Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психоло­гическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение вос­приятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины. Главным ус­ловием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке. В противном случае не сраба­тывают никакие методические приемы и ухищрения.

Дисциплина на уроке в значительной степени зависит от:

  • разумности и обязательности педагогических требований учителя;

  • степени насыщенности урока;

  • правильного сочетания напряженно-серьезного и юмори­стического;

  • умения учителя переключать фазы урока;

  • его способности задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов;

  • умения держать педагогическую дистанцию;

  • степени напряженности урока;

  • степени готовности учителя к уроку;

  • умения использовать в педагогической практике активные методы обучения;

  • умения переключать с одного вида деятельности на другой;

  • глубокого знания интересов и особенностей учащихся;

  • индивидуального подхода к ним.

К недостаткам проведения урока учителем, негативно вли­яющим на психологическое здоровье учащихся, относятся:

  • монотонность речи учителя;

  • металлический, резкий, крикливый голос;

  • однообразие ораторских приемов, отсутствие художествен­ных оборотов в речи;

  • окрики и упреки типа «Сядь!», «Молчи!», «Не вертись!» и др.;

  • отсутствие средств наглядности или формальное их ис­пользование;

  • безразличие к пассивной позиции учащихся (не использо­вание приемов фасилитации);

  • неиспользование ТСО;

  • несвязанность нового материала с ранее изученным;

  • констатирующий характер объяснения;

  • отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) и др.

Из огромного арсенала педагогических приемов и методов грамотный, творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые именно в его руках (что важно) проявят себя как эффек­тивные и корректные, в том числе и по влиянию на здоровье.

Отметим несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сбе­регая силы ребенка и ресурсы его здоровья.

  • Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее, понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.

  • Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произне­сенные им слова.

  • Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.

  • Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточ­но бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.

  • Вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.

  • Доклад на тему Здоровьесберегающие образовательные технологииДоклад на тему Здоровьесберегающие образовательные технологии Чем больше учителя заняты скоростью прохождения про­граммы, тем скучнее становится ученикам на уроках, тем чаще многие из них начинают изнывать от безделья. Поэтому будет ошибкой при попытке спасти урок от затянутости наращивать всего лишь скорость, темп.

  • В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Все зависит от ситуации и профессионализма учителя.

Анализируя причины недостаточной эффективности ис­пользуемых приемов и методов и связанные с этим угрозы для здоровья учащихся, учитель должен учитывать как очевидные, так и скрытые причины.

Для решения этих задач учитель должен выйти из при­вычных для себя в отечественной школе ролей лектора и ин­спектора усвоения знаний и реализовать свои возможнос­ти в первую очередь в качестве организатора работы клас­са и каждого ученика, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта.

Поэтому, урок должен стать главным полем для реализации здоровъесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребенка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть, что может негативно сказаться на здоровье педагога.



© 2010-2022