Разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гайнанова Марианна Валентиновна

учитель математики высшей категории,

Новосибирск лицей №22 «Надежда Сибири»



Разновозрастное сотрудничество

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Дистервег А.

При всем кажущемся многообразии приемов получения знаний можно выделить два основных способа познания окружающей действительности, которые применяются в практике общеобразовательной школы: вербальный и деятельностный (все остальные можно свести к ним). Для вербального способа получения знаний характерна передача знаний от некоторого «источника» к «потребителю». Здесь важное значение имеет слово «передача», т.е. переход к пассивному получателю, часто незаинтересованному, незамотивированному. Деятельностный способ предполагает активную познавательную деятельность самого ученика в процессе познания. Основатель антропософии, основоположник Вальдорфской педагогики Р. Штейнер утверждал, что «познание есть нечто, произведенное человеком, нечто, возникшее через его деятельность».

С сентября 2012 года все школы, лицеи и гимназии России перешли на стандарты 2 поколения. Первыми пунктами национальной образовательной инициативы «наша новая школа» значатся:

  1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

  2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  3. Ориентация школьного образования на практические навыки и способности применять знания, реализовывать собственные проекты.

И поэтому в образовательной перспективе развития нашего лицея особенно актуальной становится задача вовлечение обучающихся в проектную деятельность, на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач. «Задача школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить». (Крупская Н. К., ЦНТИ «Прогресс»). Во многих школах эта задача решается через систему работы с одаренными детьми. Но как определить эту одаренность, как развить? Одаренность это, если говорить математическим языком, есть пересечение трех множеств: интеллект - творчество - мотивация. Однако, явно одаренных детей в не специализированных школах, не так уж и много, а если они и есть, что греха таить, именно они выступают на различных конференциях, олимпиадах, причем сразу на 2-3 секциях. Много лет работая учителем математики, я поняла, что у многих детей эта одаренность спит, ни кем не увиденная или иногда она раздражает. Ребенок удивляет окружающих своим «не правильным» поведением, уходом в себя. «Опара» зреет, но всегда ли есть «повар», который бы своими умелыми профессиональными руками промешал ее, «подкормил» и одарил своим вниманием. А остальное большинство детей? Мы говорим часто о том, что дети должны хорошо учиться, быть дисциплинированными, но дети приходят в школу ЖИТЬ и они ПРОЖИВАЮТ в ней ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ! Если бы некоторый условный инопланетянин, посетил нашу Землю, то наверняка ему бы бросилось в глаза следующее странное обстоятельство: ходить в школу дети не хотят. Дети не хотят ходить в школы, но это не значит, что они не хотят учиться. Ребенок, сбежавший с урока математики или физики, может с увлечением три часа подряд изучать в радиокружке разные непростые схемы. Учитель зачастую даже не подозревает, какая разрушительная или созидательная сила скрыта в самом его облике, в манере держаться и разговаривать. Иногда ставим ярлык на ребенка - «необучаемый». Но если Вася или Петя научился ездить на велосипеде, значит, он «обучаемый»!

С другой стороны - большое количество «хороших» детей, которые успешны в обучении, приходят «отсидеть» уроки, им неинтересна ВСЯ получаемая в школе информация, но они еще починяются власти родителей. Задача педагога именно в том, чтобы заинтересовать всех детей, вывести их на более высокую ступень развития, «бросить спасательный круг».

Особого внимания заслуживает категория учащихся, дети, которым по ряду причин трудно учиться. Если даже учитель очень захочет выслушать каждого на уроке, обычно на это физически не хватает времени. За долгие шесть уроков на одного ученика приходится всего девять минут для того, чтобы рассказать обо всем, что усвоено накануне. По этой причине многие непонятные для ребенка вопросы остаются неразрешенными, мне видится причина в том, что большенство детей сначала не может сформулировать вопрос, а затем и не хочет. Это повторяется изо дня в день, и груз проблем растет. Давно замечено, что классный коллектив будет успешен только в том случае, когда более сильные ученики заинтересованы в консультировании своих товарищей, объединены общей идеей.

Поддержать более слабых учащихся можно используя совет Я.А. Коменского: «Если у вас в классе есть сильный ученик, закрепите за ним одного-двух слабых». Это необходимо сделать не столько для помощи слабым, сколько для сохранения сильного. Еще Монтень М. отметил: «Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». Известен дидактический принцип: «Нельзя хорошо усвоить учебный материал, не объясняя его другим». Эту помощь можно сделать технологичной, применяя работу в микрогруппах. Во время работы в микрогруппах, консультант сможет помочь разобраться в деталях изучаемой темы, окажет поддержку и одобрение.

Сегодня модно говорить о компетенциях и компетенциях. Часто эти понятия путают. Но рассматривая приведенный выше пример о консультациях в классном коллективе все становится ясно: те, которые получают консультацию - приобретает компетенции (совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы), те кто проводят, реализуют свои компетентности (умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности).

Интересный опыт имеется в Эстонии, выпускник образовательной школы должен обязательно представить свой проект, исследовательскую работу. Подготовка проекта начинается за 3-4 года до окончания школы, выбранная тема должна охватывать несколько предметов (метапредметные связи применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов). Однако представленный проект не обязательно выполняется одним учеником, очень часто общим проектом связан весь класс.

В Российских школах к участию в НПК, уровня выше районного, допускаются в основном учащиеся III ступени обучения. Но чтобы выявить, подготовить этих детей нужно увидеть их еще раньше в НШ и на II ступени обучения. Для выявления этих детей в нашем лицее традиционно проводятся малые НПК для НШ и учащихся II ступени обучения. Участники этих малых НПК являются традиционно дети всех категорий успешности.

Очевидно, что общение, как правило, происходит между людьми разного возраста. Это наиболее естественная среда (семья, трудовые коллективы, неформальные объединения и т.д.). Поэтому мы пришли к выводу, что если опираться в организации образовательного процесса на общение, то группы должны быть разновозрастными. Именно в процессе неформального общения создается возможность для понимания внутреннего состояния партнера, вхождения в его состояние, учета своеобразия общающихся личностей. Такое общение расширяет общий кругозор человека, влияет на развитие эмоциональной сферы, является важным условием формирования общего интеллекта человека.

Когда впервые составлялась разновозрастная и «разноуспешная» в обучении команда для работы над проектом «Симметрия», в проекте участвовали ученики 5, 7, 9, 11 классов. Было много опасений, что ничего не получится, более слабые «не потянут» тему, младшие будут мешаться под ногами и т.д. Основной формой организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия подростков в разновозрастных учебных группах является диалогическая форма, которая позволяет учащимся устанавливать связи с одним, двумя и большим количеством учащихся. При этом следует учесть, что учитель тоже является полноправным членом разновозрастной группы, и он принимает участие в межвозрастном взаимодействии. Если учитель занимает такую позицию, можно говорить о стирании граней между учителем и учащимися или между возрастами. Из приведенной схемы видно, что после получения удовлетворения в работе микрогруппы, ученик имеет возможность поделиться своими находками с членами другой группы индивидуально и во время организованного обмена мнениями.

Но как уже говорилось выше, каждый из команды реализовывал свои задачи и возможности. При взаимодействии старшего и младшего, большое значение имеет взаимообучение. Старшие лицеисты, работая с младшими, не только оказывают помощь в усвоении учебной программы, но и имеют шанс реализовать общественно-полезные мотивы, присущие подростковому возрасту, удовлетворить потребность в учебно-педагогической деятельности. Именно во время этой работы ребенок применяет приобретенные в процессе учебы умения и навыки, оказывается в новой позиции - позиции обучающего. У детей вырабатывается ответственное отношение не только к выполнению роли учителя, но и к самому процессу познания. Несомненно, что при этом расширяется его собственная положительная мотивационная сфера, так как сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме.

Проект получился весьма интересным. Пятиклассники готовили иллюстрированную часть проекта (рисунки и фотографии наиболее интересных объектов архитектуры, биологии, музыки, обладающие симметрией). Семиклассники продолжили проект-презентацию темой «решение геометрических и логических задач с использованием свойств симметрии». Девятиклассники добавили в проект тему «Решение задач повышенного уровня сложности с использованием свойств четных и нечетных функций». Выпускники сделали подборку задач по материалам ЕГЭ, при решении которых использовались свойства симметрических функций.

Были и другие проекты, где создавались группы из «разноуспешных» учащихся одного класса. Учащиеся 5 класса приготовили проект «Математические фокусы», после выступления на НПК провели урок математики в 3 классе и рассказали о своем проекте, научили младших школьников составлять задачи - фокусы по уравнению. Ученики 8 класса с проектом по геометрии «Параллельность и метод «бабочки» при решении задач по геометрии» выступили с презентацией на уроках геометрии в 9, 10 и 11 классах. Таким образом, научно-практические конференции стимулируют интерес к образовательному процессу.

Еще один опыт разновозрастного сотрудничества существует на кафедре математики - это взаимозачеты между учениками разных параллелей. Например, в феврале, после изучения в 10 классе, а 11 классе в системе повторения темы «Тригонометрия», проводится урок-зачет между учащимися 10 и 11 классов.

Учащимся 11-го класса предлагается выполнить домашнее задание, оформленное на карточке указанным образом. Домашнее задание обсуждается, проверяется, затем учащиеся самостоятельно составляют задание-карточку для учащихся 10 класса, задания согласуются и проверяются учителем или в группе с консультантом на уроке. Следующий этап - заключительный: проводится жеребьевка, которая позволит организовать работу в парах (11-тиклассник и 10-тиклассник), Из числа учащихся 11 класса выбирается секретарь, которому выдается протокол и стекаются все сведения о ходе зачета. В конце зачета секретарь сдает протокол и все индивидуальные таблицы с оценками учителю. Во время зачета учитель находится в кабинете и является консультантом в спорных ситуациях. Такие зачеты по разным темам и разным предметам можно проводить как между классами так и между параллелями.

Таким образом, разновозрастное сотрудничество помогает:

  • Вовлечь в учебную деятельность всех детей, не навешивая на них ярлыки «плохой» и «хороший»;

  • Показать красоту и широту предмета, не изменяя рамок школьной программы;

  • Заложить понимание целостной картины устройства мира на основе межпредметных связей;

  • Научить находить компромиссные решения, общаясь с разными людьми, объединенными одной целью;

  • Реализовать возможность раскрыть способности учащихся.

При таком сотрудничестве реализуются практически все компетенции образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная в сфере личностного самоопределения и др., а значит, решается главная задача школы: раскрыть способности учащихся и реализовать приобретенные компетенции ( знания) в жизненной ситуации.

Разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность на уроках математики

© 2010-2022