Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №42

Тема: «Решение систем уравнений второй степени».

Цели:

  1. Изучить способ сложения при решении систем уравнений второй степени и формировать умение применять этот способ.

  2. Развивать память, внимание и логическое мышление обучающихся при решении различных заданий.

  3. Вырабатывать трудолюбие.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей уроков.


  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (разбор нерешенных заданий).

  2. Проверочная работа.

В а р и а н т 1

1. Является ли пара чисел х = 6, у = -8 решением системы уравнений Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

2. Решите систему уравнений:

а) Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 б) Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

В а р и а н т 2

1. Является ли пара чисел х = 7, у = -6 решением системы уравнений:Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

2. Решите систему уравнений:

а) Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 б) Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

III. Объяснение нового материала.

Сначала необходимо актуализировать знания обучающихся о способе сложения при решении систем линейных уравнений. Предложить им решить данным способом систему, проговаривая все действия, которые они при этом совершают.

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Умножим правую и левую части первого уравнения на -3. Получим систему:

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Сложим почленно левые и правые части уравнений полученной системы:

-14у = -14;

у = 1.

Подставим найденное значение переменной у в одно из уравнений исходной системы, например, в первое:

2х + 3 · 1 = 1;

2х = -2;

х = -1.

О т в е т: (-1; -1).

Затем сообщить обучающимся, что способ сложения иногда можно применять и при решении систем уравнений второй степени. Показать это на конкретном примере:

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Умножим правую и левую части первого уравнения на -2. Получим систему:

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Сложим почленно левые и правые части уравнений полученной системы:

-8х2 + 3х = -5;

2 - 3х - 5 = 0;

х1 = 1, х2 = Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 .

Подставим найденные значения переменной х во второе уравнение исходной системы:

3 · 1 - 2у = -1;

2у = 4;

у = 2.

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

О т в е т: (1; 2), Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 .

IV. Формирование умений и навыков.

1. Решите систему уравнений сначала способом подстановки, а затем способом сложения, сравните результаты.

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Какой способ в данном случае рациональнее?

2. Решите систему уравнений, используя способ сложения:

а) Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 б) Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Можно ли решить эти системы способом подстановки?

3. № 449 (а).

4. Решите систему уравнений:

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Р е ш е н и е

Сложим почленно левые и правые части уравнений данной системы. Получим уравнение:

2х + 2у = -12;

х + у = -6.

Данная система уравнений будет равносильна системе, составленной из полученного уравнения и любого уравнения исходной системы:

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Эту систему уравнений можно решить способом подстановки:

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

- 6 - у2 - 6у = 2;

у2 + 6у +8 = 0;

у1 = -2 Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 х1 = 2 - 6 = -4;

у2 = -4 Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 х2 = 4 - 6 = -2.

О т в е т: (-4; -2), (-2; -4).

Сильным в учебе обучающимся можно предложить дополнительно решить № 534.

Р е ш е н и е

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Чтобы данная система уравнений имела решение, нужно, чтобы решения системы, составленной из первых двух уравнений, являлись решениями третьего уравнения.

Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2

Сложим почленно левые и правые части уравнений данной системы. Получим уравнение:

у2 + 4у - 12 = 0;

у1 = 2, у2 = -6.

Подставим найденные значения переменной у в первое уравнение системы. Получим:

3х - 4 · 2 = -2;

3х = 6;

х = 2.

3х + 24 = -2;

3х = -26;

х = Разработка урока по теме Решение систем уравнений второй степени. Урок №2 .

Подставляя полученное решение (2; 2) в третье уравнение исходной системы, убеждаемся, что она не имеет решений.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы обучающимся:

- Опишите алгоритм решения систем уравнений второй степени способом сложения.

- Любую ли систему уравнений второй степени можно решить способом сложения?

  1. Домашнее задание: прочитать п. , решить № 445, № 448, № 449 (б).

5


© 2010-2022