- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по геометрии в 8 классе Учитесь доказывать теоремы
Открытый урок по геометрии в 8 классе Учитесь доказывать теоремы
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурцева В.Г. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по геометрии в 8 классе коррекционной школы для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
Тема урока: « Учитесь доказывать теоремы»
Цель урока
образовательная : Познакомить учащихся с методами доказательств теорем
коррекционная: Уметь делать словесные, логические обобщения, выделять из общего частное, развивать образную память
воспитательная: Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели
Задачи: Научить некоторым методам доказательства теорем
Метод обучения: словестный, иллюстрация
Форма контроля: устный опрос
Оборудование: таблицы
Тип урока: беседа
Ход урока
1.Организационный момент
Я приветствую вас на уроке геометрии. Желаю вам за ограниченное время нашего урока с помощью вашего ума достичь желаемого. То есть решить все задачи стоящие перед нами на уроке по теме «Учитесь доказывать теоремы».
2. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, как вы думаете, что важнее в геометрии: теория или практика?
Учитель. У древнегреческого учёного Фалеса спросили: что есть больше всего на свете?
- Пространство.
-Что быстрее всего?
- Ум.
- Что мудрее всего?
- Время.
- Что приятнее всего?
-Достичь желаемого.
3.Новый материал в форме беседы
Усвоить содержание теорем (правил, формул, тождеств пр.) нетрудно. Значительно труднее научиться доказывать теоремы. При этом речь идет не о запоминании доказательства той или другой теоремы. Специально запоминать не нужно, нужно научиться самому доказывать теоремы.
Что значит доказать теорему? Доказательство в широком смысле -это логическое рассуждение, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других положений. Поэтому, когда вы убеждаете своего товарища в чем-либо или отстаиваете в споре с ним свое мнение, то вы по существе проводите доказательство( умело или неумело - это другой вопрос). В жизни каждодневно приходится доказывать те или иные мысли, приходиться убеждать в чем-то.
Доказательство математических теорем есть частный случай доказательства вообще. Оно отличается от доказательств в житейских условиях, что совершается по возможности чисто дедуктивным способом, т.е. выведением новой доказываемой мысли из ранее доказанных или принятых без доказательства мыслей (аксиом) по правилам логики без каких-либо ссылок на примеры или опыт. В других науках, в житейских обстоятельствах часто прибегаем к опыту и примерам. Мы говорим: «Смотри» и это может служить доказательством. В математике такой способ доказательства недопустим. Математическое доказательство должно представлять цепочку логических следствий из исходных аксиом., определений, условий теорем.
Таким образом, при доказательстве теоремы мы сводим ее к ранее доказанным теоремам, а те в свою очередь к другим ит.д. Очевидно, этот процесс должен быть конечным. Аксиомы служат в качестве оснований для доказательства всех теорем математики.
Всякий шаг доказательства состоит из трех частей:1. Предложение (аксиома, теорема, определение), на основе которого производится шаг доказательства, этот шаг доказательства называется посылкой или аргументом 2. Логическое рассуждение, в процессе которого посылка применяется к условиям теоремы или ранее полученным следствиям 3. Логическое следствие применения посылки к условиям или ранее полученным следствиям. В последнем шаге доказательства теоремы в качестве следствия получаем утверждение, которое необходимо было доказать.
Покажем процесс доказательства на примере теоремы: »Диагонали прямоугольника равны» В этой теореме нам дан произвольный прямоугольник. Для того, чтобы было легче рассуждать в процессе доказательства, поступают следующим образом. Начертим прямоугольник ABCD
A B
D C
При доказательстве не будем какие либо частные особенности. Например, одна из сторон в 2 раза больше другой. Поэтому наши рассуждения верны и для любого другого прямоугольника, т.е. будут иметь общий характер. Проведем диагонали AC и BD. Рассмотрим полученные треугольники ABC и ABD. У этих треугольников углы ABC и ABD равны как прямые, катет АB - общий, а катеты DC и AD равны как противоположные стороны прямоугольника. Следовательно эти треугольники равны. Отсюда следует, что сторона AC и BDтакже равны, что и требовалось доказать.
Все доказательства этой теоремы можно изобразить в виде схемы. Схему перенести в тетради.
№
Посылка (аргумент)
Условие
Следствие
1
2.
3.
4.
5.
Определение: Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые
Теорема: Прямые углы равны
Теорема: противоположные стороны прямоугольника равны
Первый признак равенства треугольников
Определение: равенства треугольников
ABCD - прямоугольник
∟A - прямой
∟B - прямой
ABCD - прямоугольник
BС= AD, AB =AB
∟ B =∟A
Δ ABC = Δ BAD,
AС и BD соответственный стороны
∟А - прямой
∟В - прямой
∟А=∟В
BC=AD
Δ ABC= Δ BAD , AC= BD
Самое трудное в доказательстве - это найти последовательность посылок (аксиом, теорем, определений), применяя которые в конечном счете можно получить доказываемое положение. Какими правилами нужно пользоваться при поиске этой последовательности? Вот некоторые из них :
-
Полезно заменять названия объектов, о которых идет речь в теореме, их определениями и признаками. Например: В рассматриваемой выше теореме речь шла о прямоугольнике, и мы для доказательства использовали определение прямоугольника.
-
Если можно, то нужное доказываемое положение раздробить на части и каждую часть доказывать отдельно. Так например в теореме: » Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник - параллелограмм» - можно разделить на две части: сначала доказать, что одна пара противоположных сторон параллельна, а затем доказать, что и вторая пара противоположных сторон параллельна.
-
В поисках доказательства теоремы полезно идти с двух сторон: от условий теоремык заключению и от заключения к условиям. Надо стараться сблизить условие и заключение теоремы
Приведем пример.
Теорема: Две прямые, каждая из которых параллельна третьей, параллельны между собой.
с
в М
а
Дано: а ǁ с, в ǁ с
Доказать: а ǁ в
Прямого доказательства этой теоремы мы не знаем. Тогда докажем ее методом РТ противного. Допустим, что заключение теоремы неверно, т.е а не параллельна в. Тогда они пересекаются в некоторой точке М. А так как по условию каждая из этих прямых параллельна прямой с, то через точку М проведены две прямые а и в параллельные одной и той же прямой с. А мы знаем по аксиоме параллельности, что через точку вне прямой можно провести не более одной прямой параллельной данной. Пришли к противоречию с аксиомой. Это показывает, что наше предположение о непараллельности прямых а и в неверно, следовательно а ǁ в, что и требовалось доказать.
4.Физкультминутка на общее развитие организма детей /конечностей и туловища/
«Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед.
5.Практическое применение усвоенных знаний:
Задача 1: Составьте схему шагов еоремы указывая посылки, условия и следствия
Вариант 1) в равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является высотой
Вариант 2) Середины сторон выпуклого четырехугольника являются вершинами параллелограмма.
Задача 2: Докажите методом от противного теорему: «Во всяком треугольнике против большего угла лежит большая сторона»
Задача 3: В чем ошибка следующих рассуждений?
4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель.
4(1:1)=5(1:1), а так как 1:1=1 и 2х2=4, то получается
(2х2)Х1=5х1 или 2х2= 5
6.Физкультминутка. Упражнения для глаз
7. Домашнее задание: №212 Вопросы для повторения стр 68 №13-15 Оформить доказательства в виде схемы по образцу
8.Подведение итогов. Выставление оценок за активность
.