Памятка Использование метода введения новой переменной

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАМЯТКА

Приемы решения дробных рациональных уравнений.

1.

Использование алгоритма решения дробных рациональных уравнений.

При решении дробных рациональных уравнений целесообразно поступать по следующему алгоритму:

1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение, предварительно разложив знаменатели на множители;

2. умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3. решить получившееся целое уравнение;

4. исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Памятка Использование метода введения новой переменнойНОЗ: 2х(2 - х)

Памятка Использование метода введения новой переменной

4х + х(2 - х) = 8;

х2 - 6х + 8 = 0;

D = b2 - 4ac = (-6)2 - 4·1·8 = 36 - 32 = 4 > 0, уравнение имеет 2 корня;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

х = 3 ± 1;

х1 = 3 - 1; х2 = 3 + 1;

х1 = 2; х2 = 4.

Проверка.

Если х = 2, то 2х(2 - х) = 2·2(2 - 2) = 0, не является корнем уравнения.

Если х = 4, то 2х(2 - х) = 2·4(2 - 4) ≠ 0.

Ответ: 4 (с учетом проверки).

2.

Использование условия равенства дроби нулю для уравнений вида Памятка Использование метода введения новой переменной.

Решение уравнений основано на следующем утверждении: дробь Памятка Использование метода введения новой переменной равна нулю тогда и только тогда, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля (на 0 делить нельзя!).

Решение уравнения вида Памятка Использование метода введения новой переменнойпроводится в два этапа:

1. решить уравнение f(x)=0;

2. выяснить для каждого корня, обращается ли при найденном значении переменной х знаменатель дроби g(x) в нуль;

3. если g(x)=0, то полученный корень уравнения f(x)=0 не является корнем исходного уравнения.

Памятка Использование метода введения новой переменной;

1. Решим уравнение:

2 - 5х + 3 = 1;

D = b2 - 4ac = (-5)2 - 4·2·3 = 25 - 24 = 1 > 0, уравнение имеет 2 корня.

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной; Памятка Использование метода введения новой переменной;

х1 = 1; х2 = 1,5.

2. Выполним проверку (не обращает ли каждый из найденных корней в нуль знаменатель).

Если х = 1; то 9х - 13,5 = 9·1 - 13,5 ≠ 0;

Если х = 1,5; то 9х-13,5= 9·1,5-13,5=13,5-13.5=0, не является корнем уравнения.

Ответ: 1 (с учетом проверки).

3.

Использование основного свойства пропорции для уравнений вида Памятка Использование метода введения новой переменной .

Решение уравнений основано на следующем утверждении: в пропорции Памятка Использование метода введения новой переменной произведение крайних членов равно произведению ее средних членов. Т.е. ad = bc.

Решение уравнения вида Памятка Использование метода введения новой переменнойпроводится в два этапа:

1. решить уравнение f(x)·q(x)= g(x)·p(x);

2. выяснить для каждого корня, обращаются ли при найденном значении переменной х знаменатели дробей g(x) и q(x) в нуль;

3. если g(x)=0 или q(x)=0, то полученный корень уравнения f(x)·q(x)= g(x)·p(x) не является корнем исходного уравнения.

Памятка Использование метода введения новой переменной;

1. Решим уравнение:

(х - 2)(х - 4) = (х + 2)(х + 3);

х2 - 4х - 2х + 8 = х2 + 3х + 2х + 6;

- 6х + 8 - 5х - 6 = 0;

- 11х = -2;

х = -11: (-2);

Памятка Использование метода введения новой переменной.

2. Выполним проверку (не обращает ли найденный корень в нуль знаменатели дробей).

Если Памятка Использование метода введения новой переменной; то х + 2 = Памятка Использование метода введения новой переменной + 2 ≠ 0;

Если х =Памятка Использование метода введения новой переменной; то х - 4 = Памятка Использование метода введения новой переменной - 4 ≠ 0

Ответ: Памятка Использование метода введения новой переменной (с учетом проверки).

4.

Использование метода введения новой переменной.

Дробные рациональные уравнения решаются с помощью введения новой переменной.

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Введем новую переменную, обозначив х2 + 2х - 3 через у. Тогда исходное уравнение сведется к уравнению с переменной у.

Пусть у = х2 + 2х - 3, тогда х2 + 2х - 8 = (х2 + 2х - 3) - 5 = у - 5 и уравнение примет вид

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

24у = (15 + 2у)(у - 5);

24у = 15у - 75 + 2у2 - 10у;

24у - 15у + 75 - 2у2 + 10у= 0;

- 2у2 + 19у + 75= 0;

2 - 19у - 75= 0;

D = b2 - 4ac = (-19)2 - 4·2·(-75) = 361 + 600 = 961 > 0, уравнение имеет 2 корня;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной;

Памятка Использование метода введения новой переменной; Памятка Использование метода введения новой переменной;

у1 = - 3; у2 = 12,5.

Выполним проверку (не обращает ли каждый из найденных корней в нуль знаменатель).

Если у = -3; то у - 5 = -3 - 5 ≠ 0;

Если у = 12,5; то у - 5 = 12,5 - 5 ≠ 0.

Т.к. у = х2 + 2х - 3, то получим уравнения:

х2 + 2х - 3 = -3 и х2 + 2х - 3 = 12,5.

Решая уравнение х2 + 2х - 3 = 12,5; получим:

Памятка Использование метода введения новой переменной; Памятка Использование метода введения новой переменной.

Решая уравнение х2 + 2х - 3 = -3; получим:

х3 = -2; х4 = 0.

Т.о. найдены четыре корня заданного уравнения.

Памятка Использование метода введения новой переменной

Памятка Использование метода введения новой переменной

© 2010-2022