- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 7 класс
Рабочая программа по алгебре 7 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воронина И.Н. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника училища по учебной работе
С. Маврин
«____»______________ 20 ___г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник училища
В. Шкирков
«____»______________ 20 ___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре для 7 классов
на 2014-2015 учебный год
Классы: 7А, 7Б, 7В, 7Г
Количество часов:
- 3 часа в неделю;
- 105 часов в год.
Программа разработана на основании: Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.- сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович - М.: Мнемозина, 2011г, 63с.
Разработала:
- Воронина Ирина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»,
протокол № … от «…» ……………………. 20 … г.
Руководитель отдельной дисциплины
______________________ И. Н. Воронина
Содержание
1.
Пояснительная записка ………………………………………......
3
2.
Содержание ……………………………………………………….
4
3.
Структура тематического планирования……………………….
6
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся …………….
9
5.
Программно-методическое обеспечение программы…………...
10
6.
Список литературы для преподавателей………………………...
10
7.
Список литературы для обучающихся …………………..............
11
8.
Перечень Web-сайтов для дополнительного образования по предмету…………………................................................................
11
9.
Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету………………………………………………………...
12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089), рекомендованного Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
-
Примерной программы по математике. «Сборник нормативных документов. Математика»/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2009г.-128с.
-
Программы. Математика.5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-11 классы /авт.- сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович - 3-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011г. - 63с.
-
Образовательной программы училища;
-
Учебного плана училища на 2014 - 2015 учебный год;
-
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Изучение алгебры в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
В ходе освоения содержания курса агебры 7 класса учащиеся получают возможность: овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Рабочая программа по алгебре для 7 класса рассчитана на 105 часов (35 учебных недель, 3ч добавлены на повторение), в том числе, для проведения контрольных работ - 7 ч, в соответствии с учебным планом училища на 2014-2015 учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
CОДЕРЖАНИЕ
Алгебра (105 ч)
Математический язык. Математическая модель (13 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейное уравнение с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (11 ч)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки и ее построения в прямоугольной системе координат. Линейное уравнение с двумя переменными. График уравнения. Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции. Линейная функция у = kx и ее график. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (6 ч)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Арифметические операции над одночленами (8 ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены. Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (18 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата. Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби. Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2 (8 ч)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Обобщающее повторение курса алгебры 7 класс (13 ч)
СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Алгебра. 7 класс
(3 часа в неделю - 105 часов)
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Контрольные
работы
1
2
3
4
Глава 1. Математический язык. Математическая модель.
13
Числовые и алгебраические выражения
3
Что такое математический язык
2
Что такое математическая модель
3
Линейное уравнение с одной переменной
2
Координатная прямая
2
6.
Контрольная работа № 1.
1
1
Глава 2. Линейная функция
11
1
Координатная плоскость
2
2
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
3
3
Линейная функция и ее график
3
4
Линейная функция у = kx
1
5
Взаимное расположение графиков линейных функций
1
6.
Контрольная работа № 2.
1
1
Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
13
Основные понятия
2
Метод подстановки
3
Метод алгебраического сложения
3
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
4
5.
Контрольная работа № 3.
1
1
Глава 4. Степень с натуральным показателем и ее свойства
6
Что такое степень с натуральным показателем
1
Таблица основных степеней
1
Свойства степени с натуральным показателем
2
Умножение и деление степеней с одинаковым показателем
1
Степень с нулевым показателем
1
Глава5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами
8
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
1
1
2
3
4
Сложение и вычитание одночленов
2
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень
2
Деление одночлена на одночлен
2
5.
Контрольная работа № 4.
1
1
Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами
15
Основные понятия
1
Сложение и вычитание многочленов
2
Умножение многочлена на одночлен
2
Умножение многочлена на многочлен
3
Формулы сокращенного умножения
5
Деление многочлена на одночлен
1
7.
Контрольная работа № 5.
1
1
Глава 7. Разложение многочлена на множители
18
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно
1
Вынесение общего множителя за скобки
2
Способ группировки
2
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
5
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
3
Сокращение алгебраических дробей
3
Тождества
1
8.
Контрольная работа № 6.
1
1
Глава 8. Функция .
8
Функция и ее график
3
Графическое решение уравнений.
2
Что означает в математике запись
3
Обобщающее повторение курса алгебры 7 класс
13
1.
Обобщающее повторение курса алгебры 7 класс
11
2.
Итоговая контрольная работа.
1
1
Итого часов
105
8
Текущий контроль освоения програмного материала по алгебре осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных и устных тестов и зачётов, математических диктантов, контрольных работ по разделам учебника. Всего предусмотрено проведение 7 контрольных работ.
№
к.р.
Тема контрольной работы
Кол-во часов
1
«Математический язык. Математическая модель »
1
2
«Линейная функция»
1
3
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
1
4
«Степень с натуральным показателем. Одночлены»
1
5
«Многочлены»
1
6
«Разложение многочленов на множители»
1
7
Итоговая контрольная работа.
1
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (7 КЛАСС)
Учащиеся должны знать/понимать:
-
определение степени с натуральным показателем, свойства степеней;
-
определение одночлена, его стандартный вид;
-
определение многочлена, его стандартный вид;
-
формулы сокращенного умножения;
-
основные функциональные понятия и графики функций у=кх+в, у=кх;
-
определение, свойства, график функции у=х2 , понятие о непрерывных и разрывных функциях, функциональную символику;
-
основные способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод;
-
сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз. отрезком, лучом, углом;
-
какие геометрические фигуры называются равными, что называется серединой отрезка, биссектрисой угла, единицы измерения отрезков и углов, виды углов;
-
определение и свойства смежных, вертикальных углов, перпендикулярных прямых;
-
определение треугольника и его элементов, равных треугольников;
-
перпендикуляра, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников;
-
определение окружности и её элементов;
-
определение параллельных прямых, накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, формулировки признаков параллельности прямых, аксиому параллельных прямых, следствия из неё;
-
определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников;
-
что называется наклонной, расстоянием от точки до прямой и расстоянием между параллельными прямыми.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять действия над степенями с натуральными показателями;
-
выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение одночлена в
натуральную степень, деление одночлена на одночлен;
-
выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многочленов;
-
применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители, комбинировать различные приемы;
-
сокращать алгебраические дроби;
-
строить и читать графики линейной функции, находить наибольшее и наименьшее значения функций;
-
находить значения линейной функции на заданном промежутке;
-
находить наибольшее и наименьшее значения на заданных промежутках, строить и читать графики функции у=х2, «кусочных» функций, решать уравнения графическим способом;
-
решать системы линейных уравнений с двумя переменными;
-
применять решение систем линейных уравнений при решении текстовых задач;
-
обозначать точки, отрезки, лучи, прямые и углы на рисунках, изображать отрезки, лучи, прямые и углы, возможные случаи взаимного расположения точек, отрезков, лучей и прямых;
-
сравнивать отрезки и углы, находить градусную меры углов с помощью транспортира;
-
строить смежные, вертикальные углы, находить их на рисунке, решать
задачи;
-
показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых и использовать их при решении задач;
-
доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия, теорему о
соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё;
-
доказывать свойство перпендикуляра, решать задачи на построение треугольника по трем элементам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используется учебно-методический комплект, входящий в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования:
-
Мордкович А.Г. Алгебра.7 класс. Часть 1. Учебник.- М.: Мнемозина, 2013;
-
Мордкович А.Г. и др. Алгебра7 класс. Часть 2. Задачник. А.Г.Мордкович.- М.: Мнемозина, 2013;
-
Мордкович А.Г. Алгебра. 7 класс: пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2011;
-
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра 7-9. Тесты.- М.: Мнемозина, 2011;
-
Александрова Л.А. (под ред. А.Г. Мордковича). Алгебра. 7 класс. Контрольные работы. - М.: Мнемозина, 2011г;
-
Александрова Л.А. Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы (под ред. А.Г.Мордковича).- М.: Мнемозина, 2012г.;
-
Ключникова Е.М., Комиссарова И.В. Рабочая тетрадь по алгебре к учебнику Мордкович А.Г. и др. «Алгебра.7 класс. В 2-х частях». - М.: Экзамен, 2013;
-
Кирюшкина О.В. Алгебра. 7 класс. Живые иллюстрации. Учебное мультимедийное пособие.- М.: Мнемозина, 2012г.
-
Шеломовский В.В. Алгебра. 7 класс. Электронный помощник. - М.: Мнемозина, 2012.
Список литературы для преподавателя
-
Мордкович А.Г. Поурочные разработки по алгебре 7 класс. - Москва. «ВАКО».2011
-
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра.7класс./сост. Л.И.Мартынова - М.: «ВАКО», 2010 - 96с.
-
Мордкович А.Г., Николаев Н.П. Алгебра. 7класс. Учебник (повышенный уровень).- М.: Мнемозина, 2009.- 191с.
-
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
-
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
-
Загидуллин Р.Р., Смирнова В.Ф. Технология урока. Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010.
-
Математика. 7-8 класс. Тесты для промежуточной аттестации./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова - Ростов-на- Дону: Легион; Легион-М, 2010.- (Промежуточная аттестация. Математика).
Список литературы для обучащихся
-
Ершов А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 7 класса. - М.: Илекса, 2010;
-
Лысенко Ф.Ф. Алгебра 7. Тематические тесты. Промежуточная аттестация. - Р-Д.: Легион, 2011;
-
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б.,Якир М.С. Алгебраический тренажёр. - М.: Просвещение, 2010;
-
Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятность. Статистика. - М.: Мнемозина, 2011;
-
Семенов Е. Е. За страницами учебника алгебры. Пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999;
-
Энциклопедия. Великие учёные. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2009г.
-
Энциклопедия. Математика. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2009г.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету:
-
Министерство образования РФ: informika.ru/; ed.gov.ru/
-
Федеральный портал «Российское образование»: http:/edu.ru/
-
Российский общеобразовательный портал: school.edu.ru
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru
-
Федеральный институт педагогических измерений: fipi.ru/
-
Образовательные ресурсы Интернета - Математика. alleng.ru/edu/math.htm
-
Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo/
-
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: teacher.fio.ru/
-
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/nauka/
-
Всё для учёбы: studfiles.ru
-
Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/
-
Сайты «Энциклопедия энциклопедий»:
-
rubricon.ru/;
-
encyclopedia.ru/
-
Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету:
-
Реферат «Линейные и нелинейные зависимости в физике, биологии»
-
Реферат «Основы линейного программирования»
-
Реферат «Линейные диофантовые уравнения и их практическое применение»
-
Реферат «Треугольники Паскаля»
-
Реферат «Симметрия в архитектуре»
-
Творческий проект «Математический словарь на английском языке»
-
Творческий проект «Геометрическая алгебра в Древней Греции»
-
Творческий проект «Рисунки на координатной плоскости»
-
Исследовательская работа «Формулы сокращённого умножения»
-
Исследовательская работа «Фигурные числа»
Преподаватель математики И. Воронина