Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения



Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения



Составитель:

Баскакова Т.В.

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


КГБОУ НПО "Профессиональное училище № 86»















Методическое пособие

По теме тригонометрические уравнения

















КРАСНОЯРСК 2011

Составитель:

Баскакова Т.В.

Тригонометрические уравнения : Методическое пособие для обучающихся/ Т. В.Баскакова. Профессиональное. училище № 86, 2011. - 50 c.

Предназначено для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Состоит из опорных конспектов, теории с сопровождением примеров от простых к сложным и теста для проверки усвоения материала


Опорные конспекты составлены на весь раздел «Тригонометрия», что позволяет обучающимся вспомнить и использовать на практике тригонометрические знания. В пособии рассматриваются методы решения тригонометрических уравнений.









КГБОУ НПО «Профессиональное

училище№86», 2011

Рецензия

на методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по теме «Тригонометрические уравнения» дисциплина «Математика», составленное преподавателем КГБ ОУ НПО «Профессиональной училище №86» Баскаковой Татьяны Владимировны

Методическое пособие предназначено для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, а так же может быть использовано для самостоятельной подготовки к экзамену.

Данное пособие состоит из 3 частей: опорные конспекты, примеры методов решения тригонометрических уравнений, с дифференцированными заданиями (по уровню сложности) для самостоятельного решения обучающимися, тестирование.

Особо отметим, что в первой части «опорные конспекты» даны в полном объеме по данному разделу в «тригонометрии», что позволяет обучающимся вспомнить ранее изученный материал и приступить к изучению нового. Представленные в пособии задания направлены на отработку умений решать тригонометрические уравнения различного типа, умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений, умение провести анализ предложенного уравнения с целью получения оснований для отнесения уравнения к одному из известных видов.

Рецензируемое пособие логично и доступно конструировано, что позволяет обучающимся самостоятельно работать с ним.

Данное пособие входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине «математика»

Пособие представляет практическую ценность и может быть рекомендовано к печати, а также к использованию на практике.

Рецензент:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел «Тригонометрия» является наиболее сложным для обучающихся. Одной из причин этого является недостаточное количество программных часов, отводимое на изучение этого раздела, а так же поверхностное изложение некоторых важных вопросов, и связанных с решением тригонометрических уравнений, отбором и исследованием корней. Говоря об умениях решать тригонометрические уравнения нужно иметь в виду, что эти умения образуют целый комплекс, в который входят следующие:

- умения отыскать на числовой окружности точки, соответствующие заданным числам

- умение провести анализ предложенного уравнения с целью получения оснований для отнесения уравнения к одному из известных видов;

- умение решать простейшие тригонометрические уравнения и иллюстрировать решение с помощью графика, тригонометрического круга;

- умение применять свойства тригонометрических функций при решении уравнений

- умение решать алгебраические уравнения определенных видов (линейные, квадратные, дробно-рациональные, однородные, сводящиеся к совокупностям алгебраических уравнений указанных видов)

Перечисленные умения формируются в течение длительного времени, рядом из них обучающиеся должны владеть, приступая к изучению тригонометрических уравнений. Но рассмотрение приемов решения тригонометрических уравнений предполагает своего рода перенос этих умений на новое содержание.

Предложенные ниже методики предусматривает овладение учащимися умениями решать простейшие тригонометрические уравнения и знакомство с приемами решения тригонометрических уравнений .

Анализ сдачи единого государственного экзамена показал, что обучающиеся допускают много ошибок при выполнении заданий именно этого раздела или вообще не берутся за такие задания. Этот недостаток в получении тригонометрических знаний помогает устранять данное методическое пособие. Оно может служить пособием при подготовке к урокам, самостоятельным и контрольным работам, тестам, для самостоятельной подготовки к экзаменам.

Опорный конспект, опорная схема, рисунок, как одна из форм изложения сведений о язык не способствует развитию как познавательных мотивов, так и социальных и творческих, облегчает понимание новой информации и закрепляет её в долговременной памяти - всё это обуславливает актуальность темы «опорные конспекты как средство формирования информационной, учебно- познавательной, коммуникативной компетенции».

Основное содержание данного пособия составляют методы решения тригонометрических уравнений. Изложение материала построено на решении дифференцированных примеров (по уровню сложности) и сопровождается всеми необходимыми для этого теоретическими сведениями. Пособие содержит разбор конкретных заданий, предлагаемых на вступительных экзаменах, а также достаточное количество примеров и задач для самостоятельной работы, тренировки обучающихся.

Пособие начинается с исторических сведений и основных опорных конспектов по данной теме. Работу с пособием лучше начинать с повторения единичной окружности, последовательно разбирая пример за примером и закрепляя затем рассмотренные методы решения тригонометрических задач на приведённых в конце задачах для самостоятельной работы.. Для определения полученных знаний обучающиеся выполняют тест.

Успехов!!!

Исторические сведения о развитии тригонометрии

Слово «тригонометрия» составлено из двух греческих слов: «тригонон» - треугольник и «метрео» - измеряю. Основной задачей тригонометрии является нахождение неизвестных параметров треугольника по данным значениям других его параметров. Например, по данным сторонам треугольника можно вычислить его углы, по известным значениям площади и двух углов вычислить его стороны и т. д.

Первые методы нахождения неизвестных параметров данного треугольника были развиты учеными Древней Греции за несколько веков до нашей эры. Греческие астрономы знали

синусов, косинусов и тангенсов. Вместо таблиц этих величин они употребляли таблицы, позволявшие отыскивать хорду окружности по стягиваемой ею дуге. Дуги измерялись в градусах и минутах.

Все древние цивилизации вносили свой вклад в дело накопления тригонометрических знаний. На одной из глиняных табличек Древнего Вавилова, возраст которой определяется вторым тысячелетием до нашей эры, решается тригонометрическая задача.

Значительно развили тригонометрию индийские средневековые астрономы и арабские ученые. В X веке багдадский ученый Абу-ль-Вефа присоединил к понятиям синусов и косинусов понятия тангенсов, котангенсов, секансов и косекансов. Абу-ль-Вефа установил также основные соотношения между ними. Благодаря работам знаменитого арабского ученого Насир эд-Дина (1201-1274) тригонометрия становится самостоятельной научной дисциплиной. Насир эд-Дин рассмотрел все случаи решения плоских и сферических треугольников. В XII веке с арабского языка на латинский был переведен ряд астрономических работ, по которым европейцы познакомились с тригонометрией, не многие работы Насир эд-Дина остались им неизвестны.

Выдающийся немецкий астроном XV века Региомонтан (1436-1476) заново сформулировал теоремы Насир эд-Дина. Региомонтан составил таблицы синусов плоских углов с точностью до седьмой значащей цифры. В середине XVIII века, благодаря русскому академику Леонарду Эйлеру (1707-1783), тригонометрия приняла современный вид. Он разработал её как науку о тригонометрических функциях, ввел записиsinx, tgx, обозначил а, в, с для сторон и А,В,С для противоположных углов Δ АВС.

Эйлер рассматривал тригонометрические функции аргумента х - радианной меры соответствующего угла, давая этому аргументу различные значения: положительные, отрицательные и даже комплексные. Он же ввел и обратные тригонометрические функции.

I. Опорные конспекты



Числовая окружность

Единичная окружность - это окружность, радиус которой принят за единицу измерения.

ЧМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравненияисловая окружность - это единичная окружность с установленным соответствием между действительными числами и точками окружности:



УМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравненияказанное соответствие можно определить следующим образом: каждому числу  соответствует такая точка Р числовой окружности, чтобы дуга ОР имела длину || и была отложена в положительном направлении если  > 0 и в отрицательном, если

 < 0:

Признаки числовой окружности:

1) начало отсчета - правый конец горизонтального диаметра;

2) единичный отрезок - длина радиуса окружности;

3) положительное направление - против часовой стрелки.

Откладывать можно дуги какой угодно длины. То есть числовую окружность можно рассматривать как окружность радиуса 1, на которую «намотана» числовая прямая:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

2. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

II. Формулы (теоремы) сложения аргументов:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

III. Формулы приведения:

1) функция меняется на кофункцию при переходе через вертикальную ось и не меняется при переходе через горизонтальную;

2) перед приведенной функцией ставится знак приводимой функции, считая  углом первой четверти.

IV Формулы двойного аргумента:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

V. Формулы понижения степени

: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

3Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические уравнения



Если правая часть уравнения - отрицательное число, то следует воспользоваться свойствами соответствующих обратных тригонометрических функций, тогда:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

!!! Частный случай



Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияАрксинусом числа а называется такое число х из интервала Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, синус которого равен а.

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Арккосинусом числа а называется такое число х из интервала [0; ], косинус которого равен а.

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Арктангенсом числа а называется такое число х из интервала Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, тангенс которого равен а.

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

АМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнениярккотангенсом числа а называется такое число х

из интервала (0; ), котангенс которого равен а

1. Для отрицательных значений аргумента:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

V Угол поворота

Полный оборот - это угол поворота, равный 2 рад (или 360).

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения





Некоторые положения конечной точки угла поворота:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения







Значения тригонометрических функций некоторых углов

Формулы приведения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

0






sin 

0


Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

1

0

-1

cos 

1

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


0

-1

0

tg 

0

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

1

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

-

0

-

ctg 

-

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

1

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

0

-

0



Числовая окружность на координатной плоскости

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Формулы половинного аргумента (знак - по функции в левой части):

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияФормулы сумм:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияФормулы произведений:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Универсальная тригонометрическая подстановка:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

II Методы решения тригонометрических уравнений

II.IПростейшие тригонометрические уравнения

Формулы для решения простейших тригонометрических уравнений смотри опорный конспект №2

Каждая из функций Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияи Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияопределена на отрезке [-1; 1] и Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Функция Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияявляется нечетной, то есть Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Функция Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияне является ни четной, ни нечетной: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.
Функции Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияи Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияопределены на всей числовой прямой и Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Функция Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияявляется нечетной, то есть Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Функция Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияне является ни четной, ни нечетной: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.
При решении тригонометрического уравнения, не являющегося простейшим, его сводят тем или иным способом к одному или нескольким простейшим.
Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(1)

Решение.
Исходное уравнение равносильно совокупности

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Решением первого уравнения этой совокупности является семейство Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, а второго - семейство Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Объединение этих двух множеств и есть решение уравнения(1). Эти решения можно для краткости записать в виде Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


Пример 2. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(2)

Решение.
Грубая ошибка, которую допускают при решении этого уравнения состоит в следующем: обучающиеся записывают решение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, однако они не учитывают, что Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, следовательно, уравнение (2) решений не имеет.
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияÆ


Пример 3. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(3)

Решение.
Применив формулу решения простейшего тригонометрического уравнения, получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(4)

Далее многие обучающиеся для нахождения х возводят левую и правую часть уравнения (4) в квадрат, не учитывая, что Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, а это влечет за собой Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Так как последнему неравенству удовлетворяют только Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, то

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

II. Решение тригонометрических уравнений разложением на множители.

Метод разложения на множители заключается в следующем: если

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

То всякое решение уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(1)

Является решением совокупности уравнений

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(2)

Обратное утверждение, неверно: не всякое решение совокупности уравнений (2) является решением уравнения (1). Это объясняется тем, что решения отдельных уравнений (2) могут не входить в область определения функции Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.
Поэтому, если при решении тригонометрического уравнения методом разложения на множители, функции, входящие в уравнение, определены не для всех значений аргумента, после нахождения решения должна быть сделана проверка, чтобы исключить лишние корни. Можно поступать другим способом: находить область допустимых значений исходного уравнения и выбирать только те корни, которые входят в найденную область допустимых значений.

Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(3)

Решение.
Используя основное тригонометрическое тождество (смотри опорный конспект №3), уравнение представим в виде

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Грубой ошибкой, которую часто допускают при решении, является сокращение левой и правой части уравнения (4) на Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, так как при этом теряются корни. При правильном подходе к решению данного уравнения следует перенести все слагаемые в правую часть и вынести общий множитель за скобки, получая равносильное уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 2. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(5)

Решение.
Преобразуем правую часть уравнения (5) следующим образом

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Затем перенесем все слагаемые в левую часть и получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(6)

ОДЗ уравнения (6) являются все Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, за исключением Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. На данной ОДЗ уравнение (6) равносильно совокупности двух уравнений

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Первое уравнение имеет решение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, а второе Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Однако ОДЗ принадлежат лишь Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, которые и являются решением исходного уравнения (5).
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Примеры для самостоятельного решения:

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  2. При всех значениях а решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  3. При всех значениях а решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

III. Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным.

При решении уравнений указанного типа в основном применяются следующие тригонометрические тождества:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(1)

(1)

Решение.
Используя основное тригонометрическое тождество, осуществим замену Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, тогда уравнение (1) примет вид

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Введем подстановку Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, тогда получим квадратное уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Решая его, находим корни Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Затем осуществляя обратную подстановку Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияили Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, получаем решение исходного уравнения.
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 2. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(2)

Решение.
Введем подстановку Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, тогда уравнение (2) примет вид

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

откуда Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Так как Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, то корень Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияне подходит. Следовательно,

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Примеры для самостоятельного решения:

1.Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияОтвет: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

2.Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияОтвет: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

3.Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

IV Решение однородных уравнений.

Уравнение вида

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения…1

где Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения- действительные числа, называются однородными уравнениями степени Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияотносительно функций Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияи Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.
К квадратичным уравнениям вида (1) приводятся уравнения вида

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения2

при этом следует применить формулы синуса и косинуса двойного угла

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения,

а также тождество

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Общий подход к решению однородных уравнений основан на том, что корни уравнений Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияили Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияне являются корнями уравнения (1), так как, если, например, Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, то из уравнения (1) следует, что и Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, что противоречит основному тригонометрическому тождеству Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Следовательно, левую и правую части уравнения (1) можно разделить на Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияи ввести подстановку Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения



Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(3)

Решение.
Разделим левую часть на 2 и положим Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Тогда уравнение (3) примет вид

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Применив формулу Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

откуда

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Следовательно,

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Примеры для самостоятельного решения:

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  2. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  3. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

V.Решение уравнений с помощью введения вспомогательного аргумента.

Рассмотрим уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(1)

Разделим левую и правую часть уравнения (1) на Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения:

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Так как

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

то существует угол φ такой, что

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

при этом

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Тогда уравнение (1) примет вид

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Отметим, что к выбору угла φ в задачах с параметрами нужно относиться внимательно: выбор Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияи выбор Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнениябудут не всегда равносильны.


Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(2)

Решение.
Разделим левую и правую часть уравнения на Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Тогда получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ можно записать в другом виде. Для этого положив Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияполучим Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 2. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(3)

Решение.
Разделим левую часть на 2 и положим Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Тогда уравнение (3) примет вид

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Применив формулу Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

откуда

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Следовательно,

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Примеры для самостоятельного решения:

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

[свериться с ответом]

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  1. При всех значениях а решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

Ответ:

при Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
при Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

VI.Решение уравнений с применением формул понижения степени.

При решении широкого круга тригонометрических уравнений ключевую роль играют формулы понижения степени

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Решение.
Применив формулу понижения степени, получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Последнее уравнение равносильно совокупности трех уравнений

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

которые имеют соответственно следующие множества решений

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Решение из множества Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияпри Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнениясодержаться в множестве Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения(Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения), а при Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияв множестве Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Примеры для самостоятельного решения:

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

VII.Решение уравнений методом универсальной подстановки.

Тригонометрическое уравнение вида

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(1)

где R - рациональная функция, Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, с помощью тригонометрических формул двойного и тройного аргумента, а также формул сложения можно свести к рациональному уравнению относительно аргументов Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияпосле чего уравнение (1) может быть сведено к рациональному уравнению относительно Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияс помощью формул универсальной тригонометрической подстановки (Смотри ОК №6,7)

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(2)

Следует отметить, что применение формул может приводить к сужению ОДЗ исходного уравнения, поскольку Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияне определен в точках Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, поэтому в таких случаях нужно проверять, являются ли углы Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнениякорнями исходного уравнения.
Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Решение.
По условию задачи Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Применив формулы (2) и сделав замену Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

откуда t=0 и, следовательно, Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 2. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Решение.
По условию задачи Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Используем формулы (2) и заменим Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, тогда получим

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

откуда Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Следовательно, Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения.
Заметим, что в данном случае применение подстановки Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияне сужает ОДЗ исходного уравнения.
Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Примеры для самостоятельного решения:

Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияОтвет: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияОтвет: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

VIII. Функциональные методы решения тригонометрических и комбинированных уравнений.

Не всякое уравнение f(x)=g(x) в результате преобразований может быть сведено к уравнению того или иного стандартного вида, для которого существует определенный метод решения. В таких случаях оказывается полезным использовать такие свойства функций f(x) и g(x), как монотонность, ограниченность, четность, периодичность и др. Так, если одна из функций убывает, а вторая возрастает на промежутке X, то при наличии у уравнения f(x)=g(x) корня на этом промежутке, этот корень единственный, и тогда его, например, можно найти подбором. Если, далее, функция f(x) на промежутке X ограничена сверху, причем Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, а функция g(x) ограничена снизу, причем Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнении Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения. Иногда для решения уравнения f(x)=g(x) можно построить графики функции y=f(x), y=g(x) и определить абсциссы точек пересечения. В этом параграфе также рассматривается применение производной для исследования тригонометрических уравнений. Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Пример 1. Решить уравнение

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения……(1)

(1)

Преобразуем уравнение (1) к виду

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Так как Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, а Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения, то последнее уравнение равносильно системе

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

(2)

Второе уравнение системы (2) имеет единственный ко­рень х=2, подставляя его в первое уравнение, убеждаемся, что он удовлетворяет ему. Следовательно, х=2 - корень системы (2), а значит, и уравнения (1).
Ответ: х=2

Примеры для самостоятельного решения:

  1. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  2. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

  3. Решить уравнение Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

III тестирование

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравненияМетодическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения

Литература:

1. Азаров А.И. и др. Тригонометрические уравнения: Учеб. пособие / А.И. Азаров, О.М. Гладун, В.С. Федосенко / - ООО"Тривиум", 2008. - 160с.

2. Евдокимова Н.Н. Тригонометрия: Теория и примеры. - СПб: Издательский Дом "Литера", 2005. - 64с.

3. Ивлев Б.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса / Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 176с.

4. Коноплева О.А. Математика в таблицах: 7 - 11 классы. - СПб.: "Тригон", 2005. - 104с.

5. Математика. Сборник тестов ЕГЭ 2007 - 2011. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2011. - 192с.

6. Математика. Способы решения экзаменационных задач - 2009. Под редакцией З.С. Стромова. - Волгоград: Братья Гринины, 2009. - 64с.

7. Потапов М.К. Алгебра и начала анализа: дидакт. материалы для 10 кл. / М. К. Потапов, А.В. Шевкин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 159с.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

Исторические сведения о развитии тригонометрии 7

I. Опорные конспекты 10

II Методы решения тригонометрических уравнений 18

II.IПростейшие тригонометрические уравнения 18

II. Решение тригонометрических уравнений разложением на множители. 20

III. Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным. 24

IV Решение однородных уравнений. 26

V.Решение уравнений с помощью введения вспомогательного аргумента. 29

VI.Решение уравнений с применением формул понижения степени. 32

VII.Решение уравнений методом универсальной подстановки. 33

VIII. Функциональные методы решения тригонометрических и комбинированных уравнений. 36

III тестирование 38

38

Литература: 49

Оглавление 50

Методическое пособие по теме Тригонометрические уравнения


© 2010-2022