Рабочая программа школьного компонента Наглядная геометрия 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели курса

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • развитие познавательных способностей обучающихся;

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.

Задачи курса

  • подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;

  • развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;

  • развитие пространственных представлений;

  • воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Примерная программа основного общего образования по математике

  • Учебный план МБОУ «СОШ №2» на 2014-2015 учебный год

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева.



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Определение места и роли учебного курса

В ряде учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим знанием этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.

В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребёнка, связанная с различными геометрическими объектами. В нём нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная

Технологии обучения

Проблемное обучение

Дифференцированное обучение

Коммуникативно-диалоговые технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Для формирования ключевых образовательных компетенций используется:

  • исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;

  • создание условий для ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

  • использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации и доказательства;

  • проведе6ние доказательных рассуждений, аргументации, выдвижении гипотез и их обоснование;

  • поиск, систематизация, анализ и классификация, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные образовательные технологии.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.

Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный ( самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа).


  1. МЕСТО УЧЕБНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный план МБОУ «СОШ №2» отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 5 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю (федеральный компонент), в том числе творческих работ - 8, лабораторных работ - 3, практических работ - 2, самостоятельных работ - 1, контрольных работ - 4.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения курса наглядной геометрии в 5 классе обучающиеся должны

Знать/понимать:

  • зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объёма, веса, времени;

  • старинные меры;

  • виды углов и их свойства;

  • определение и свойство серединного перпендикуляра;

  • определение и свойство биссектрисы угла;

  • определение свойства куба;

  • виды треугольников; правило треугольника; свойство углов треугольника;

  • названия правильных многогранников;

  • способы деления окружности на части;

  • понятие листа Мебиуса;

  • принципы шифровки записей;

  • способы решения головоломок;

  • принципы изображения трёх проекций тел.

Уметь:

  • строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;

  • находить площадь прямоугольника, квадрата; объём куба, прямоугольного параллелепипеда;

  • строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трём сторонам;

  • изображать куб, пирамиду;

  • строить окружность по заданному радиусу, делить её на равные части;

  • изготавливать некоторые многогранники;

  • решать задачи на разрезание и складывание фигур;

  • решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;

  • разгадывать зашифрованные записи.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Формы контроля

ТР

ЛР

ПР

СР

КР

1

Первые шаги в геометрии

2






2

Пространство и размерность

2

ТР-1





3

Простейшие геометрические фигуры

2


ЛР-1




4

Конструирование из Т

2

ТР-2




КР-1

5

Куб и его свойства

2

ТР-3





6

Задачи на разрезание и складывание фигур

2

ТР-4





7

Треугольник

3

ТР-5

ЛР-2

ПР-1



8

Правильные многогранники

1

ТР-6





9

Геометрические головоломки

3

ТР-7




КР-2

10

Измерение длины

2




СР-1


11

Измерение площади и объёма

1






12

Вычисление длины, площади и объёма

1



ПР-2



13

Окружность

3


ЛР-3



КР-3

14

Геометрический тренинг

1






15

Топологические опыты

1






16

Задачи со спичками

1






17

Зашифрованная переписка

1

ТР-8





18

Задачи, головоломки, игры

2






19

Фигуры из кубиков и их частей

2





ИКР-4


Итого:

34

8

3

2

1

4


Таблица сокращений

ТР

Творческая работа

ЛР

Лабораторная работа

ПР

Практическая работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ИКР

Итоговая контрольная работа


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

1-2

Первые шаги в геометрии

Введение.

Знать:

- инструменты, применяемые на уроках.

Уметь:

- пробовать различные пути подхода к задачам.


3

Пространство и размерность

Трёхмерное, двухмерное пространство, параллелепипед, куб, перспектива, пирамида.

Знать:

- измерения, которые характеризуют пространство, плоскость.

Уметь:

-изображать куб, параллелепипед, пирамиду.


4

ТР

5

Простейшие геометрические фигуры

Угол, отрезок, луч. Вертикальные и смежные углы, биссектриса угла.

Знать:

- виды углов и их свойства.

Уметь:

- изображать различные углы, строить биссектрису.


6

ЛР

7

Конструирование из Т

Конструирование из Т, урок-игра.

Знать:

- способы конструирования.

Уметь:

- по образцу выполнять задания.

ТР

8

Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры»

КР

9

Куб и его свойства

Грани, вершины, рёбра многогранника. Диагональ. Развёртка.

Знать:

- определение и свойства куба.

Уметь:

- изображать куб, параллелепипед, выполнять развёртку куба.

ТР

10


11

Задачи на разрезание и складывание фигур

Равновеликость фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Знать:

- способы разрезания квадрата на равновеликие части.

Уметь:

- играть в игру «Пентамино»

ТР

12


13

Треугольник

Виды треугольников. Элементы треугольника. Тетраэдр. Задачи на построение треугольника по трём элементам.

Знать:

- способы построения треугольника по трём элементам.

Уметь:

- строить треугольник по трём элементам;

- работать с чертёжными инструментами.

ЛР

14

ПР

15

ТР

16

Правильные многогранники

Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

Знать:

- названия правильных многогранников.

Уметь:

- изготавливать некоторые многогранники.

ТР

17

Геометрические головоломки

Многоликость квадрата. Геометрия танграма. Стомахион.

Знать:

- способы разрезания квадрата для игры Танграм.

Уметь:

- составлять фигурки из частей квадрата, прямоугольника.

ТР

18


19

Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник»

КР

20

Измерение длины

Единицы длины, веса, времени, старинные меры.

Знать:

- единицы длины, веса, времени, старинные меры.

Уметь:

- переводить одни единицы измерения в другие.


21

СР

22

Измерение площади и объёма

Единицы измерения. Площадь фигуры. Объём тела.

Знать:

- зависимость между основными единицами площадей и объёмов;

- формулы для вычисления площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда, куба.

Уметь:

- вычислять площадь квадрата, прямоугольника, объём куба, параллелепипеда.



23

Вычисление длины, площади и объёма.

Задачи на вычисление длины, площади и объёма.

ПР

24

Окружность

Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, правильный многоугольник.

Знать:

- способы деления окружности на части.

Уметь:

-строить правильный треугольник, шестиугольн6ик, квадрат, вписанный в окружность.


25

ЛР

26

Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность»

КР

27

Геометрический тренинг

Тренинг. Решение задач.

Уметь:

- различать в различных конструкциях уже известные фигуры,

использовать свойства фигур;

- составлять свои задачи.


28

Топологические опыты

Лист Мёбиуса

Знать:

- понятие топологии.

Уметь:

- изготавливать лист Мёбиуса.


29

Задачи со спичками

Занимательные задачи со спичками.

Уметь:

- решать головоломки и составлять свои.


30

Зашифрованная переписка

Шифр. Поворот.

Знать:

- принципы шифровки.

Уметь:

- Разгадывать зашифрованные записи.

ТР

31-32

Задачи, головоломки, игры

Решение различных головоломок, нестандартных задач.

Знать:

- способы разгадывания головоломок.

Уметь:

- находить рациональные пути решения.


33

Итоговая контрольная работа № 4

ИКР

34

Фигуры из кубиков и их частей

Метод трёх проекций, куб и его части.

Знать:

-принцип изображения трёх проекций тел.

Уметь:

- изображать объёмные тела на плоскости.




  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2010.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.

  4. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.

5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение,

1999.

6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201

Для обучающихся:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учрежден6ий - М.: Дрофа, 2010.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.





© 2010-2022