- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа школьного компонента Наглядная геометрия 5 класс
Рабочая программа школьного компонента Наглядная геометрия 5 класс
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зенина Н.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса
-
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
-
развитие познавательных способностей обучающихся;
-
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
-
развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;
-
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.
Задачи курса
-
подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;
-
развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;
-
развитие пространственных представлений;
-
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
-
Примерная программа основного общего образования по математике
-
Учебный план МБОУ «СОШ №2» на 2014-2015 учебный год
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Определение места и роли учебного курса
В ряде учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим знанием этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.
В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребёнка, связанная с различными геометрическими объектами. В нём нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
Технологии обучения
Проблемное обучение
Дифференцированное обучение
Коммуникативно-диалоговые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Для формирования ключевых образовательных компетенций используется:
-
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;
-
создание условий для ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-
использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации и доказательства;
-
проведе6ние доказательных рассуждений, аргументации, выдвижении гипотез и их обоснование;
-
поиск, систематизация, анализ и классификация, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные образовательные технологии.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный ( самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа).
-
МЕСТО УЧЕБНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МБОУ «СОШ №2» отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 5 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю (федеральный компонент), в том числе творческих работ - 8, лабораторных работ - 3, практических работ - 2, самостоятельных работ - 1, контрольных работ - 4.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса наглядной геометрии в 5 классе обучающиеся должны
Знать/понимать:
-
зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объёма, веса, времени;
-
старинные меры;
-
виды углов и их свойства;
-
определение и свойство серединного перпендикуляра;
-
определение и свойство биссектрисы угла;
-
определение свойства куба;
-
виды треугольников; правило треугольника; свойство углов треугольника;
-
названия правильных многогранников;
-
способы деления окружности на части;
-
понятие листа Мебиуса;
-
принципы шифровки записей;
-
способы решения головоломок;
-
принципы изображения трёх проекций тел.
Уметь:
-
строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;
-
находить площадь прямоугольника, квадрата; объём куба, прямоугольного параллелепипеда;
-
строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трём сторонам;
-
изображать куб, пирамиду;
-
строить окружность по заданному радиусу, делить её на равные части;
-
изготавливать некоторые многогранники;
-
решать задачи на разрезание и складывание фигур;
-
решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;
-
разгадывать зашифрованные записи.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п
Темы
Кол-во часов
Формы контроля
ТР
ЛР
ПР
СР
КР
1
Первые шаги в геометрии
2
2
Пространство и размерность
2
ТР-1
3
Простейшие геометрические фигуры
2
ЛР-1
4
Конструирование из Т
2
ТР-2
КР-1
5
Куб и его свойства
2
ТР-3
6
Задачи на разрезание и складывание фигур
2
ТР-4
7
Треугольник
3
ТР-5
ЛР-2
ПР-1
8
Правильные многогранники
1
ТР-6
9
Геометрические головоломки
3
ТР-7
КР-2
10
Измерение длины
2
СР-1
11
Измерение площади и объёма
1
12
Вычисление длины, площади и объёма
1
ПР-2
13
Окружность
3
ЛР-3
КР-3
14
Геометрический тренинг
1
15
Топологические опыты
1
16
Задачи со спичками
1
17
Зашифрованная переписка
1
ТР-8
18
Задачи, головоломки, игры
2
19
Фигуры из кубиков и их частей
2
ИКР-4
Итого:
34
8
3
2
1
4
Таблица сокращений
ТР
Творческая работа
ЛР
Лабораторная работа
ПР
Практическая работа
СР
Самостоятельная работа
КР
Контрольная работа
ИКР
Итоговая контрольная работа
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование темы
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Контрольные мероприятия
1-2
Первые шаги в геометрии
Введение.
Знать:
- инструменты, применяемые на уроках.
Уметь:
- пробовать различные пути подхода к задачам.
3
Пространство и размерность
Трёхмерное, двухмерное пространство, параллелепипед, куб, перспектива, пирамида.
Знать:
- измерения, которые характеризуют пространство, плоскость.
Уметь:
-изображать куб, параллелепипед, пирамиду.
4
ТР
5
Простейшие геометрические фигуры
Угол, отрезок, луч. Вертикальные и смежные углы, биссектриса угла.
Знать:
- виды углов и их свойства.
Уметь:
- изображать различные углы, строить биссектрису.
6
ЛР
7
Конструирование из Т
Конструирование из Т, урок-игра.
Знать:
- способы конструирования.
Уметь:
- по образцу выполнять задания.
ТР
8
Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры»
КР
9
Куб и его свойства
Грани, вершины, рёбра многогранника. Диагональ. Развёртка.
Знать:
- определение и свойства куба.
Уметь:
- изображать куб, параллелепипед, выполнять развёртку куба.
ТР
10
11
Задачи на разрезание и складывание фигур
Равновеликость фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур.
Знать:
- способы разрезания квадрата на равновеликие части.
Уметь:
- играть в игру «Пентамино»
ТР
12
13
Треугольник
Виды треугольников. Элементы треугольника. Тетраэдр. Задачи на построение треугольника по трём элементам.
Знать:
- способы построения треугольника по трём элементам.
Уметь:
- строить треугольник по трём элементам;
- работать с чертёжными инструментами.
ЛР
14
ПР
15
ТР
16
Правильные многогранники
Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр.
Знать:
- названия правильных многогранников.
Уметь:
- изготавливать некоторые многогранники.
ТР
17
Геометрические головоломки
Многоликость квадрата. Геометрия танграма. Стомахион.
Знать:
- способы разрезания квадрата для игры Танграм.
Уметь:
- составлять фигурки из частей квадрата, прямоугольника.
ТР
18
19
Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник»
КР
20
Измерение длины
Единицы длины, веса, времени, старинные меры.
Знать:
- единицы длины, веса, времени, старинные меры.
Уметь:
- переводить одни единицы измерения в другие.
21
СР
22
Измерение площади и объёма
Единицы измерения. Площадь фигуры. Объём тела.
Знать:
- зависимость между основными единицами площадей и объёмов;
- формулы для вычисления площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда, куба.
Уметь:
- вычислять площадь квадрата, прямоугольника, объём куба, параллелепипеда.
23
Вычисление длины, площади и объёма.
Задачи на вычисление длины, площади и объёма.
ПР
24
Окружность
Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, правильный многоугольник.
Знать:
- способы деления окружности на части.
Уметь:
-строить правильный треугольник, шестиугольн6ик, квадрат, вписанный в окружность.
25
ЛР
26
Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность»
КР
27
Геометрический тренинг
Тренинг. Решение задач.
Уметь:
- различать в различных конструкциях уже известные фигуры,
использовать свойства фигур;
- составлять свои задачи.
28
Топологические опыты
Лист Мёбиуса
Знать:
- понятие топологии.
Уметь:
- изготавливать лист Мёбиуса.
29
Задачи со спичками
Занимательные задачи со спичками.
Уметь:
- решать головоломки и составлять свои.
30
Зашифрованная переписка
Шифр. Поворот.
Знать:
- принципы шифровки.
Уметь:
- Разгадывать зашифрованные записи.
ТР
31-32
Задачи, головоломки, игры
Решение различных головоломок, нестандартных задач.
Знать:
- способы разгадывания головоломок.
Уметь:
- находить рациональные пути решения.
33
Итоговая контрольная работа № 4
ИКР
34
Фигуры из кубиков и их частей
Метод трёх проекций, куб и его части.
Знать:
-принцип изображения трёх проекций тел.
Уметь:
- изображать объёмные тела на плоскости.
-
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2010.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008.
-
Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.
-
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение,
1999.
6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
Для обучающихся:
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учрежден6ий - М.: Дрофа, 2010.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008.
-
Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.