Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 33

Тема: Решение неравенств методом интервалов

Цели:

  • Рассмотреть наиболее удобный и универсальный способ решения неравенств.

  • Развивать память, внимание и логическое мышление у учащихся

  • Вырабатывать трудолюбие

Ход урока

  1. Организационные моменты

Сообщение темы и целей урока

  1. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (тест).

Вариант 1

1. Решите неравенство 6Разработка урока решение неравенств методом интервалов - 13х + 6 ≤ 0.

Ответы: Разработка урока решение неравенств методом интерваловРазработка урока решение неравенств методом интервалов

2. Решите неравенство -25Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 20х - 4 ≥ 0.

Ответы: Разработка урока решение неравенств методом интервалов

3. Решите неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов - 3|х| + 2 ≥ 0.

Ответы: Разработка урока решение неравенств методом интерваловРазработка урока решение неравенств методом интервалов

Вариант 2

1. Решите неравенство 15Разработка урока решение неравенств методом интервалов - 34х +15 ≥ 0.

Ответы: Разработка урока решение неравенств методом интерваловРазработка урока решение неравенств методом интервалов

2. Решите неравенство 9Разработка урока решение неравенств методом интервалов -12х + 4 ≤ 0.

Ответы: Разработка урока решение неравенств методом интервалов

3. Решите неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов - 5|х| + 6 ≥ 0.

Ответы: Разработка урока решение неравенств методом интерваловРазработка урока решение неравенств методом интервалов

  1. Изучение нового материала

Рассмотрим наиболее удобный и универсальный способ решения любых неравенств - метод интервалов. Он с успехом может быть использован при решении всех типов неравенств, изучаемых в школе. Пока мы рассмотрим применение этого способа для целых и рациональных неравенств. Суть метода интервалов будет понятна из следующего примера.

Пример 1

Решим неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 ≤ 0.

На числовой оси отметим корни уравнения Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 = 0. Это Разработка урока решение неравенств методом интервалов = - 3 и Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 1. Эти точки разбили числовую ось на три промежутка: х ∈ (-∞; -3); х ∈ [-3; 1] и х ∈ (1;+∞).

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

При х ∈ (-∞; -3) в многочлене Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 = (х + 3)(х - 1) оба сомножителя отрицательные. Поэтому многочлен Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 > 0 (отмечено знаком «+»), и неравенство не выполнено.

Для х ∈ [-3; 1] множитель (х + 3) становится неотрицательным, множитель (х - 1) по-прежнему отрицательный. Поэтому произведение (х + 3)(х - 1) ≤ 0 (отмечено знаком «-»), и неравенство выполнено. Следовательно, интервал х ∈ [-3; 1] удовлетворяет неравенству.

При х ∈ (1; +∞) сомножители (х + 3) и (х - 1) положительные, произведение (х + 3)(х - 1) > 0 (отмечено знаком «+»), и неравенство не выполнено.

Заметим, что столь детальный анализ знаков при решении квадратных неравенств является излишним. Достаточно определить знак выражения Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 в одной точке, не совпадающей с границами интервалов (например, при х = -10 выражение Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 = Разработка урока решение неравенств методом интервалов+ 2(-10) - 3 = 77 > 0). Кроме того, надо учесть, что при переходе к каждому следующему промежутку знак выражения Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 2х - 3 меняется на противоположный. Поэтому диаграмма знаков, приведенная на рисунке, может быть получена сразу (решение неравенства отмечено штриховкой).

Пример 2

Решим систему неравенств Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Для решения используем аналитический (метод интервалов) и графический способы.

а) Решим сначала первое неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 4х + 3 ≤ 0. Найдем корни соответствующего уравнения Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 4х + 3 = 0. Это Разработка урока решение неравенств методом интервалов= - 3 и Разработка урока решение неравенств методом интервалов = -1. Нанесем эти точки на числовую ось, которые разбивают ее на три интервала. Определим знак выражения Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 4х + 3, например, при х = 0: Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 4 · 0 + 3 = 3 > 0. После этого легко нарисовать диаграмму знаков рассматриваемого выражения. Видно, что неравенство выполняется при х ∈ [-3; -1].

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Теперь рассмотрим второе неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 3х + 2 ≥ 0. Корни этого выражения Разработка урока решение неравенств методом интервалов = -2 и Разработка урока решение неравенств методом интервалов = -1. Наносим эти точки на числовую ось. Определяем знак выражения Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 3х + 2, например, при х = 5: 52 + 3 · 5 + 2 = 42 > 0. Рисуем диаграмму знаков для этого выражения. Видно, что неравенство выполняется для х ∈ (-∞; -2]U[-1; +∞).

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Найдем те значения х, при которых выполнены оба неравенства. Для этого еще раз нанесем решения первого (штриховка сверху) и второго (штриховка снизу) неравенств на числовую ось. Видно, что оба неравенства выполнены для промежутка х ∈ [-3; - 2] ив отдельной точке х = -1.

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Итак, решение данной системы неравенств х ∈ [-3; - 2]U{-1}.

б) Построим графики функций Разработка урока решение неравенств методом интервалов = Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 4х + 3 и Разработка урока решение неравенств методом интервалов = Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 3х + 2.

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Видно, что неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 4х + 3 ≤ 0 (график Разработка урока решение неравенств методом интервалов находится не выше оси абсцисс) выполнено для х ∈ [-3; -1]. Неравенство Разработка урока решение неравенств методом интервалов + 3х + 2 ≥ 0 (график Разработка урока решение неравенств методом интервалов находится не ниже оси абсцисс) выполнено при х ∈ (-∞;-2]U[-1;+∞). Оба неравенства выполнены для х ∈ [-3; -2]U{-1}.

Рассмотрим более сложные задачи по этой теме.

Пример 3

Решим неравенство |5 - х|(х - 1) + 5 < х.

Решим это неравенство аналитически и графически.

а) Перенесем все члены неравенства в левую часть: |5 - х|(х - 1) + 5 - х < 0 и раскроем знак модуля.

Если 5 - х ≥ 0 (т. е. х ≤ 5), то получаем неравенство (5 - х)(х - 1) + (5 - х) < 0, или (5 - х)(х - 1 + 1) < 0, или (5 - х)х < 0. Решаем это неравенство методом интервалов. Наносим корни соответствующего уравнения: Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 0 и Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 5. Определяем знак выражения (5 - х)х, например, для х = 2: (5 - 2) · 2 = 6 > 0. После этого рисуем диаграмму знаков.

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Решением неравенства является х ∈ (-∞; 0)U(5; +∞). Так как рассматривается область х ≤ 5, то решением является промежуток х ∈ (-∞; 0).

Если 5 - х < 0 (т. е. х > 5), то имеем неравенство -(5 - х)(х - 1) + (5 - х) < 0, или (5 - х)(-х + 1 + 1) < 0, или (5 - х)(2 - х) < 0. На числовой оси отмечаем корни соответствующего уравнения: Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 2 и Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 5. Находим знак выражения (5 - х)(2 - х), например, при х = 3: (5 - 3)(2 - 3) = -2 < 0 и рисуем диаграмму знаков.

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Решением неравенства будет интервал х ∈ (2; 5). Так как рассматривается область х > 5, то этот промежуток решением данного неравенства не является.

Итак, решение неравенства х ∈ (-∞; 0).

б) Запишем данное неравенство в виде |5 - х|(х - 1) < х - 5. Построим график функции Разработка урока решение неравенств методом интервалов = |5 - х|(х - 1). Для этого раскроем знак модуля. При х ≤ 5 получаем: Разработка урока решение неравенств методом интервалов = (5 - х)(х - 1). В этой области построим график такой функции. Для х > 5 имеем: Разработка урока решение неравенств методом интервалов = -(5 - х)(х - 1). Видно, что эта функция отличается от предыдущей только знаком минус. Поэтому этот график легко получить из предыдущего, если отразить пунктирную часть параболы относительно оси абсцисс зеркально вверх.

Построим также график функции Разработка урока решение неравенств методом интервалов = х - 5. Теперь необходимо определить, при каких значениях х значение функции Разработка урока решение неравенств методом интервалов больше значения функции Разработка урока решение неравенств методом интервалов (т. е. графику находится выше Разработка урока решение неравенств методом интервалов). Из рисунка видно, что это происходит при х ∈ (-∞; 0).

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Пример 4

Найти все значения а, при которых один из корней уравнения Разработка урока решение неравенств методом интервалов - 2х - Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 0 меньше (-1), а другой - больше 1.

Найдем дискриминант этого уравнения: D = 22 - 4 · (-Разработка урока решение неравенств методом интервалов) = 4 + 4Разработка урока решение неравенств методом интервалов. При всех значениях а величина D > 0, поэтому уравнение имеет два различных корня. Схематично изобразим график функции у = Разработка урока решение неравенств методом интервалов - 2х - Разработка урока решение неравенств методом интервалов. Вершина этой параболы находится в точке (1; -1 - Разработка урока решение неравенств методом интервалов). Тогда больший корень Разработка урока решение неравенств методом интервалов всегда больше 1. Для того чтобы меньший корень Разработка урока решение неравенств методом интервалов был меньше (-1), необходимо и достаточно, чтобы значение функции у при х = -1 было отрицательным.

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

Запишем это условие: (-1)2 - 2(-1) - Разработка урока решение неравенств методом интервалов < 0 или 3 - Разработка урока решение неравенств методом интервалов < 0. Решим это неравенство методом интервалов. Находим корни соответствующего уравнения: Разработка урока решение неравенств методом интервалов При а = 0 определяем знак этого выражения: 3 - Разработка урока решение неравенств методом интервалов = 3 > 0 и рисуем диаграмму знаков. Теперь можно записать ответ: при Разработка урока решение неравенств методом интервалов условия задачи выполнены.

Разработка урока решение неравенств методом интервалов

  1. Формирование умений и навыков у учащихся.

Решение заданий из учебника:

№ 325 (а, г); 326 (б, в); 330 (а, б); 331 (а, в); 332 (а).


  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание.

Прочитать п.15; выполнить: № 325 (б, в); 326 (а, г); 330 (в, г); 331 (б, г); 333 (а).

7


© 2010-2022