• Преподавателю
  • Математика
  • Тема самообразования: «Разноуровневый подход в обучении на уроках математики и во внеурочное время», 2014-2016г. Учитель: Штоль Н. А. - высшая категория, школа № 13 города Рудного

Тема самообразования: «Разноуровневый подход в обучении на уроках математики и во внеурочное время», 2014-2016г. Учитель: Штоль Н. А. - высшая категория, школа № 13 города Рудного

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования: «Разноуровневый подход в обучении на уроках математики и во внеурочное время», 2014-2016г.

Учитель: Штоль Н.А.- высшая категория, школа № 13 города Рудного

Цель: Повышение своего теоретического и научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя

Задачи:

  • Повышение качества знаний учащихся путем разноуровнего подхода к процессу обучения и воспитания

  • Вовлечение всех учащихся к изучению математики на всех уровнях (А,В,С)

  • Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам, итоговой аттестации, путем использования современных образовательных технологий

  • Применение различных форм и методов работ во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Ожидаемые результаты: Работа над темой поможет мне:

  • Повысить свой теоретический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство, компетентность, также в реализации темы школы «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно- воспитательного процесса»

  • Повысить качество знаний обучающихся

  • Сформировать социально-адаптивную личность



Разных детей и учить надо по-разному,

потому что каждый по-своему воспринимает мир.

Массовое образование не учитывает эту особенность.

Говард Гарднер

Методика разноуровнего подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках и во внеурочное время

Общество XXI века заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому оно ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их для решения различных возникающих проблем, уметь видеть эти проблемы в реальной действительности и искать пути их разрешения, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи;

  • грамотно работать с информацией, уметь использовать все ее источники для отбора необходимых фактов, их анализа, обобщения и сопоставления, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения проблем;

  • уметь работать в различных группах, быть контактным;

  • самостоятельно работать над собственным развитием, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Среди новых педагогических технологий наиболее адекватно соответствуют поставленным целям такие направления, как индивидуальный и разноуровневый подход к обучению, разноуровневое обучение, модульное обучение, метод проектов, групповые методы обучения, а эффективно реализовать возможности этих технологий позволят только новые информационные технологии.

Одной из принципиальных особенностей образования является его дифференциация.

Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) - разделение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация образования - один из основополагающих принципов формирования личности. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся.

Необходимо обеспечить возможность каждому ученику выбирать различные формы дифференцируемого обучения - типа школы, специализированных классов, учебных программ, учебников, темпов обучения, различных видов внеклассной и вне учебной деятельности. Для этого должна быть создана гибкая, адекватная запросам учащихся система образования.

Переход школы к многообразию образовательных систем, стремление более полно реализовать в практике школьного образования личностно-ориентированную модель обучения существенно актуализировали проблему дифференциации обучения. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.

Проблема разноуровнего обучения школьников не может быть решена только за счет совершенствования содержания образования, так как реализация на практике разных уровней обучения требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся на уроке, в домашней и внеклассной работе, позволяющей ему учитывать индивидуально-типологические особенности обучаемых.

Анализ значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа самого понятия "дифференциации обучения".

В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого определения понятия "дифференциации обучения". В трудах дидактов Ю.К. Бабанского, Н.К.Гончарова, Н.М. Шахмаева и других дифференциация рассматривается как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой взаимосвязи учителя - учеников.

И.Унт подразумевает под дифференциацией обучения учет особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения по разным учебным планам, программам.

И.С. Якиманская утверждает, что дифференциация обучения, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику, должна обеспечить реальные условия для саморазвития и самореализации личности в процессе овладения знаниями.

На основе обобщения психолого-педагогических и методических исследований разработана концепция дифференциации обучения, в которой подчеркивается, что "дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования".

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

Образовательная школа призвана формировать не только основы знаний, но и учить творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, использовать их в учебных и жизненных ситуациях, т.е. развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях, направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных особенностей школьников.

Основой для этого могут быть:

  • Выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;

  • разумное сочетание дифференциации и интеграции;

  • создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, интересы, присвоение школьникам опыта разносторонней деятельности;

  • создание благоприятных условий в социальном окружении.

Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы:

  • разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;

  • новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его проявления и реализации;

  • постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы.

Сущность проблемы разноуровневого содержания обучения в общем виде можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для развития каждого ребенка на протяжении всего процесса непрерывного образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и способностей.

Внутренняя - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности личности или создаются группы, в которых различаются элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы).

Цель - обеспечить ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность в своих силах. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Разноуровневый подход в обучении реализует исключение перегрузок, недогрузок школьников, последовательный переход с менее сложного уровня знания на более сложный и является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Усвоение материала происходит сугубо индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств школьника.

Индивидуализации обучения уделяется особое внимание, так как очень важно не пропустить внешние проявления творческого развития каждого ребёнка, более быстрое развитие мышления, речи, раннюю увлечённость какой-либо деятельностью, любознательность ребёнка, его исследовательскую активность.

Результаты научных исследований и реализация современных образовательных программ показывают, что для выявления и развития у детей творческих способностей необходимо создавать условия, соответствующие их познавательным потребностям и обеспечивающих вызов их познавательным возможностям.

Все дети разные, то, что для одного сложно для другого элементарно, что для одного интересно, для другого скучно. И является большой педагогической ошибкой ставить их на один уровень обучения.

Учебный материал «продвинутых» детей может не интересовать в силу своей элементарности, они нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации. В этом помогает индивидуализация и дифференциация в обучении.

В целом, образование - это массовое мероприятие, организованное так, чтобы большинство детей сумело извлечь из него пользу. Но точно так же, как детям с невысокими способностями трудно дотянуться до уровня своего класса, так и умным детям бывает нелегко удерживать себя на том низком уровне, который им навязан. (Дж. Фримэн)

Особую роль в обеспечении этого соответствия играет разносторонняя педагогическая и психологическая диагностика, направленная на определение специфических возможностей детей, их потребности в индивидуализации обучения, а так же на выявление трудностей в учении, возникающих у учащихся, и организацию помощи в их преодолении.

Как это ни парадоксально, именно опережающее развитие некоторых детей может служить источником их проблем в обучении, если оно не соответствует их запросам и не стимулирует в достаточной степени их развитие.

Используя систему разноуровнего обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности, не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики - сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в сои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность - меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке, могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.

Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить по типу познания на "зрителей", "слушателей", "деятелей", в зависимости от того, какому органу чувств отдаётся предпочтение - зрительному, слуховому или осязательному.

Влияет, конечно, на результаты обучения и пол ребёнка. Девочки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У мальчиков же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.

К положительным аспектам можно отнести:

  • Исключается уравниловка детей;

  • Облегчается усвоение материала в слабых группах;

  • Более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании;

  • Повышается уровень самосознания учащихся;

  • Возможность эффективно работать с "трудными";

  • Повышается уровень мотивации учащихся;

  • Обучение ориентировано на "зону ближайшего развития ученика";

  • Возможность помогать "слабому".

Отрицательные аспекты:

  • Высвечивается социально-экономическое неравенство;

  • Деление детей по уровню развития не гуманно;

  • Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей;

  • Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;

  • Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;

  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

  • Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;

  • Несовершенство диагностики.

Необходимость гуманного отношения к растущему человеку, ответственность перед ним, тревога за судьбу каждого, которая во многом определяется знаниями, полученными в школьные годы, приводит к пониманию: разноуровневый подход к ученикам просто необходим.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полной мере. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

  • проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;

  • помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;

  • выполнение обязанностей консультантов в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;

  • обобщение при подведении итогов урока.

Особенно необходима дифференциация для выявления и наиболее полного развития детей, проявляющих особенные способности, развитие которых при обычной форме занятий (без дифференциации) проходит не в оптимальном режиме. По видимому, группировка детей (особенно старшеклассников) по интересам в рамках класса, в котором изучение одного или групп родственных предметов (к изучению которых эти учащиеся проявили повышенный интерес) будет проходить на повышенном уровне, не создает благоприятных условий для интенсивного развития детей с сравнительно низкими способностями, т.к. учет индивидуальных особенностей каждого ученика разнородного класса является очень большой педагогической проблемой.

  • Итак, какая же реальная польза от применения всех этих деталей дифференцированного обучения?

  • Стимулируется развитее интереса к предмету, что способствует более прочному усвоению знаний.

  • Учащиеся приобщаются к наивысшей форме организации труда - сложной кооперации, первоосновой которого является индивидуальный труд.

  • Значительно улучшается чёткость в организации работы класса. Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи. Так как, работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной. Четкость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.

  • Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.

  • Если учитель серьёзно подготовится к уроку и будет на нём умелым дирижером, то равнодушные лица исчезнут, комплекс неполноценности не будет развиваться, учащиеся получат возможность расти, осознанно поднимаясь с первой ступеньки на вторую, со второй на третью. А это уже воплощение идеи гуманизации школы: каждый ребёнок будет нужен учителю, каждый уважаем за труд, да и себя дети станут больше уважать и реально, объективно оценивать свои достижения.

Классификация различных способов организации учебной деятельности в условиях разноуровнего обучения

Способы организации учебной деятельности в условиях разноуровнего обучения можно разделить на три крупных блока:

  1. фронтальная работа

  2. групповая работа

  3. индивидуальная работа.

Каждый из этих блоков делится в свою очередь на части по способу учебной деятельности каждого ученика.

Рассмотрим применение дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Первый этап. Введение нового материала.

Разноуровневый подход не есть что-то отдельно взятое, в процессе обучения он тесно связан с различными подходами. Так на основании статей Л.В. Виноградовой и В.А. Смирнова можно сделать вывод о том, что разноуровневое введение нового материала можно осуществить сочетанием двух подходов - дифференцированного и проблемного.

Было предложено осуществлять проблемный подход при изучении нового материала на трех уровнях.

На первом уровне ученики самостоятельно ведут поиск. Учитель указывает лишь результат, формулирует саму проблему.

На втором уровне, т.е. для другой группы учащихся, учитель указывает на проблему, но не сообщает конечного результата, ученики сами формулируют проблему

На третьем уровне учитель не указывает на проблему, а постепенно подводит учащихся к тому, что они самостоятельно усматривают ее.

Второй этап.

а) самостоятельные работы учащихся по изучению нового,

б) самостоятельные работы по применению изученной теории к решению задач.

В связи с этим заслуживает внимания работа С.В. Алексеева. Он предлагает разделить самостоятельные работы по степени помощи со стороны учителя ученикам (по наличию в них элементов помощи) на три группы.

Большинство методов дифференциации помощи со стороны учителя могут бить объединены в следующие основные группы:

  1. указания типа задач, правила, на которые опирается данное упражнение;

  2. дополнение к заданию в виде чертежа, схемы (и тут возможна дифференциация помощи: рисунок, чертеж без обозначений, чертеж с обозначениями и т.п.);

  3. запись условия в виде таблицы, матрицы, графика;

  4. указание алгоритма решения;

  5. приведения аналогичной задачи, решенной ранее;

  6. объяснение хода выполнения подобного задания;

  7. предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основной задачи;

  8. наведение на поиск решения с помощью ассоциации;

  9. указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

  10. указания ответа, результата заранее;

  11. расчленение сложной задачи на ряд элементарных;

  12. постановка наводящих вопросов;

  13. указание теорем, формул, на основании которых выполняется задание;

  14. предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и т. д. ;

  15. указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма работы, в установлении зависимости т. п. ;

  16. использование вспомогательных дифференцированных крат (блоков информации по темам) различной степени помощи;

  17. использование опорных конспектов;

  18. использование рабочих тетрадей с печатной основой.

Третий этап. Работа с учебником.

При работе с учебником задания, предлагаемые учащимся, также могут быть дифференцированы. Например, одной группе учащихся предлагается прочитать теорему и выделить все шаги доказательства, другой - план доказательства; третьей группе предлагаются задания с пропусками и т.д.

Четвертый этап. Дифференцированный контроль подготовленности к уроку.

Н.В.Метельский предлагает на каждом уроке математики проводить фронтальный письменный опрос всех учащихся класса одновременно в двух вариантах на 10 минут. Он подчеркивает, что такие письменные опросы целесообразно проводить отдельно по трем основным компонентам содержания:

а) формулировка определений, теорем, правил и т. п. (типа математического диктанта);

б) доказательствам;

в) решению задач (выполнение упражнений)

Стимулируя подготовку всех учащихся к каждому уроку математики, систематически проводимые опросы класса будут предупреждать накопление пробелов в знаниях, приучать школьников к повседневной работе.

Пятый этап. Домашние задания.

М.М. Рассудовская предлагает составлять дифференцированные домашние задания, которые могли бы более полно использовать возможности учащихся и позволили бы организовать их проверку в классе. Принцип составления таких упражнений заключается в том, что первое упражнение предназначено для всего класса, а второе непосредственно связано с первым, но содержит по сравнению с первым некоторую дополнительную трудность.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Основными целевыми ориентациями разноуровнего обучения является:

  • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

  • приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Разноуровневый подход в своей основе содержит три принципа:

  • свободы;

  • самостоятельности;

  • сотрудничества.

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма

Чтобы обеспечить разноуровневое обучение нужно:

1. Определить индивидуально-личностные особенности учащихся (психологическая диагностика учащихся).

2. Разработать гибкое структурирование учебного материала, обеспечивающее пространство учебно-познавательных возможностей учеников (дидактический анализ учебного материала).

3. Реализовать принцип «воспитывающего обучения» (диагностика ценностных ориентаций).

Главный акцент в обучении должен быть направлен не на делении учащихся по их способностям, а на дифференциацию учебного материала и самого процесса обучения.

В качестве ключевой должна быть выбрана стратегия развития, саморазвития ученика, построенная на основе демократических принципов, предоставляя возможность самоопределения в изучении учебного материала, «помочь природе самой высказаться в том, что в ней заложено» (И. Песталоцци).

Разноуровневое обучение рассматривается как процесс работы с разноуровневым составом учащихся при применении разнообразных методов, приёмов обучения и специального дидактического материала, позволяющего осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.

Ориентация на осуществление разноуровнего обучения при внутренней дифференциации, требует предельной разработки элементов процесса обучения с учётом критериев, взятых для конкретных моделей типологических групп учащихся и дифференциации учебного материала. Так как разноуровневое обучение предусматривает развитие школьника в соответствии с его способностями и возможностями, то в основу разделения учащихся на гомогенные группы можно взять следующую типологизацию:

- интересы учащихся к изучению учебных предметов;

- возможности учащихся в процессе овладения знаниями;

- причины, не позволяющие учащимся учиться лучше;

- мотивы учения учащихся;

- что нам интересно.

Следовательно, можно выделить основные показателями, которые предъявляются мне главными для типологических групп, будут:

- уровни обученности (высокий, средний, низкий);

- уровни обучаемости (высокий, средний, низкий);

- отношение к учёбе (положительное, отрицательное).

Такое соотношение критериев даёт определённые типологические модели, по которым можно формировать разноуровневые временные типологические группы.

1-й тип А: низкая обучаемость и обученность, отрицательное отношение к учёбе. К первому типу можно также отнести низкую обученность, низкую обучаемость и положительное отношение к учёбе.

2-й тип В: средняя обученность, низкая и высокая обучаемость, положительное и отрицательное отношение к учёбе.

3-й тип С: высокая обученность и обучаемость, положительное отношение к учёбе.

Отношение к учёбе может быть отрицательным и положительным при всех уровнях обучаемости и при двух уровнях обученности (кроме высокого уровня обученности, если в этом случае положительный мотив).

Получается, что больше всего учителю надо делать упор в обучении на отношение ребёнка к учёбе, так как в предлагаемой в работе типологизации этих отношений больше, чем других показателей даже при разновариантности групп.

Имея данные об обученности, обучаемости, отношению к учёбе, причинах, не позволяющих учиться лучше, можно сформировать временные типологические группы.

При изменении какого-то из параметров по новой диагностике учащиеся переходят из одной типологической группы в другую. Таким образом, определённый тип модели для формирования групп учащихся, даёт возможность не только осуществить наиболее рациональную подачу учебного материала, но и обратную связь с учащимися.

В особой помощи нуждаются слабые ученики А.

Задача учителя - довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

Понимая, что деление детей по уровню негуманно, но и нельзя навязывать ребёнку задания одного уровня сложности, считаю, что выбор должен быть сделан им самим.

Ведь если нет таких методик, доступных рядовому учителю, по которым могли бы определять тип мышления каждого учащегося, а также его умственного развития, но каждому учителю доступно определение сложности учебного материала и уровня обучаемости школьников.

И поэтому, чтобы дать возможность детям развивать свой ум, индивидуальные склонности, учитель организовывает учебный процесс таким образом, чтобы обучение каждого было на уровне его возможностей и способностей, разделив при этом задания по степеням сложности, взяв за основу стандарт образования.Тема самообразования: «Разноуровневый подход в обучении на уроках математики и во внеурочное время», 2014-2016г. Учитель: Штоль Н.А.- высшая категория, школа № 13 города Рудного

Для каждого контингента учащихся должны быть четко выделены и сформулированы основные цели обучения, планируемые знания и умения учащихся.

Это означает, что для каждого класса определяются базовые цели обучения, уровень планируемых знаний и умений учащихся. Эти цели выбираются с учетом профиля класса и реальных способностей учащихся, учитываются требования высших и средних учебных заведений.

Можно реально выделять не меньше 3 уровней целей обучения, типовых знаний и умений учащихся.

Таким образом, дифференциация обучения является одним из эффективных средств влияния на ценностные ориентации учащихся, а также на наиболее значимые качества их личности способствуя развитию системы образования, переходу ее на качественно новый уровень.

3. Методы и средства мотивации учебного процесса должны быть дифференцированными.

Данная тема актуальна, перспективна в силу ряда причин:

- в центре образовательного процесса находится ребенок, как субъект познания;

- разноуровневое обучение является здоровьесберегающей технологией;

- создание благоприятной, комфортной образовательной средой для ребенка, где была бы видна его индивидуальность.

Тем не менее, основываясь на базовых ценностях и миссии школы, можно «нарисовать» образ выпускника школы как единого сообщества с данной образовательной и воспитательной политикой.

Выпускник - это личность максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех

В

Ы

П

У

С

К

Н

И

К


Ориентирован

на общечеловеческие

ценности

Психологически

раскрепощен

Ответственен

за свои поступки

Самостоятелен

в выборе решений

Творческий, способный

к креативному мышлению

Активно действующий

Интеллектуально развит

Общественно активен

Я нравлюсь

Я значу

Я способен


Перспективы и ожидаемые результаты разноуровнего обучения.

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.



Ожидаемые результаты:

- удовлетворение потребности учащихся в знаниях, необходимых для дальнейшего продолжения образования;

- удовлетворение индивидуальных интересов, способностей, талантов учащихся;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- воспитание у учащихся стремления самостоятельно принимать решения;

- формирование творческой активной личности.















Перспективный план самообразования на 2014-2016 годы



п/п

План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

Отметка о выполнении

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.

Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Математика в школе», «Первое сентября», «Математика Казахстан», Учительская плюс»,интернет «Коллеги Казахстан» и др.

2014 - 2016

Регулярно

2.

Повышение квалификации по предмету, курсы.

2015

3.

Дополнительная профессиональная подготовка по программе «Intel - обучение для будущего».

2014

4.

Постоянное подтверждение высшей квалификационной категории. Участие в жюри предметных олимпиад города.

систематически

5.

Изучение инновационных методов работы ведущих учителей города в области обучения и воспитания.

Регулярно

6.

Участие в работе школьного и городского методического объединения учителей математики.

2014-2016

Использование современных образовательных технологий и ИКТ в области обучения и воспитания

1.

Изучение статей, брошюр передовиков - новаторов с использованием интернета

Регулярно

2.

Составление презентаций о работе в качестве предметника о системе работы разноуровневой методики.

Подготовка и проведение уроков и занятий в кабинете с интерактивным оборудованием

2014-

2016

ежегодно

3.

Широкое использование на уроках математики электронных учебников из интернета

Систематич.

4.

Приобретение новых электронных учебников.

Систематич.

5.

Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении математики:

1.Решение геометрических задач 7 класс;

2. Решение геометрических задач 9 класс;

4. Воуд. Тесты по математике. Вариант 1 - 10;

5. Тесты по алгебре для 7 и 9 классов;

6. Решение систем уравнений алгебра 9 класс;

7. Решение треугольников геометрия 9класс;

8. ФСУ алгебра 7 класс;

9.Решение текстовых задач 5-9 классы;

Систематич.

2014

2014

2014

2014-,2015

2014

2014

2014

2014-2016

6.

Вести мониторинг обученности учащихся

систематически

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.

Отчет о работе по теме самообразования

2014-2016

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1.

Совершенствовать систему подготовки к экзаменам во всех классах, используя занятия развивающего характера

2014-2016

2.

Создать условия для участия детей в олимпиадах и международных играх «Кенгуру» и др.

2014-2016
















Этапы работы

Деятельность педагога

Сроки выполнения

1 . Теоретический

Обзор, изучение и анализ методической литературы по поставленной проблеме

Зависят от продолжительности работы над темой

2. Внедренческий

Применение на уроках рассмотренного материала, разработка УМК, выступления на пед.советах, заседаниях МО

3.Обобщающий

Представление результатов по окончании работы над темой. Анализ проделанной работы









Индивидуальный план работы учителя математики Штоль Н.А.

на 2014-2015 учебный год

Форма

Содержание

Сроки

1

Внеклассные мероприятия

Неделя математики «ЧВС» 7 Аи 9 А классов,

Февраль,2015г.

2

Открытые уроки, факультатив, занятия развивающего характера

7 «А» и 9 «А»классы (геометрия)

7 «А»-занятие развивающего характера

В течении года 2014-2015

3

Выступление на МО

1.Подготовка к ВОУД

2.Отчет по теме самообразования

Ноябрь 2014г.

Май 2015г.

4

Методическая работа

1.Корректировка учебника Геометрия-7

2.Составление программы занятий корректирующего занятия в 7 и 9классах

3.На сайтах РК и Российском сайте поместить материал открытых уроков и занятий, самоанализ уроков

4.Составить измерители обученности учащихся 7 и 9 классов, используя интернет (тесты и контрольные работы)

5.Постоянно изучать материал по теме самообразования

6.Анализ контрольных срезов, готовить каждую четверть и диагностировать результаты

7.Публикация открытых мероприятий на школьном сайте

Август-сентябрь 2014-2015г

В течение года



Каждую четверть года

5

Участие в городских, областных мероприятиях

1.Член жюри городской олимпиады (два тура)

2.Участие в дистанционной олимпиаде КИО, Дарын, как учителя, так и учащихся

3.Подготовка учащихся к школьной и городской олимпиаде (задания 7,9 классов)

4.Подготовка и участие Хасановой Карины 7класс в 10 международной олимпиаде по основам наук

По графику

Январь 2015г.

Декабрь- январь.

Февраль 2015г

6

Повышение квалификации

1. Реализация темы «Разноуровневый подход в обучении на уроках и во внеурочное время» -изучение и применение, взаимопосещение уроков

2.Подготовка уроков и занятий, с использованием сайтов коллег и Интернет- ресурсов, обмен опытом, рекомендации, комментирование

3.Изучение сайта по подготовке электронных тестов

4. Посещение городских мероприятий математического цикла

5.Посещение и изучение темы «Применение стратегии критического мышления для работы с учебным материалом» (Валиева Ш.К.- коучинги)

В течение года

2014-2015



Май 2015г

7

Изучение законодательства РК и Методической литературы

1.Концепция развития образования РК до 2015г

2.Ежегодное Послание Президента

3.Трудовой кодекс(права и обязанности)

4.Глоссарий современного образования

5.Использование рекомендаций педсовета по профилактике синдрома профессионального выгорания (41-ый год педпрактики)

6.Выход в интернет с целью сбора и обработки открытых уроков, внеклассных мероприятий. Сайт collegy.urok.ru,

Konilka urokov.ru и другие

7.Постоянная проработка учительских газет и журналов (Учительская плюс) и печатных материалов местного, областного и республиканского значения




21


© 2010-2022