Урок математики для 4 класса Краеведение в цифрах

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












УРОК МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 4 КЛАССА

НА ТЕМУ:

КРАЕВЕДЕНИЕ В ЦИФРАХ







Разработала:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №5 им. П.Д. Киселева

г. Каменки Пензенской обл.

Шашкина Ольга Сергеевна








Каменка, 2015

Задачи:

  1. Учить использовать математические знания для углубленного изучения истории родного края.

  2. Развивать творческую и познавательную деятельность детей.

  3. Прививать любовь к своей малой родине; уважать, беречь и приумножать славу предков, прославивших Каменский район.

Оборудование: административная карта Пензенской области, административная карта Каменского района, карта г. Каменки, калькулятор.

Ход урока.


  1. Вступительная беседа.

Учитель:

В одной из русских рукописей 17 века мы читаем следующее: «…знай же то, что есть еще и сто и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть легион…» Зачатки счета теряются в глубине веков и относятся к тому периоду истории человечества, когда еще не было письменности.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами не только обобщим изученный материал по теме: «Решение задач», но и будем учиться использовать полученные знания для того, чтобы лучше изучить историю нашего края.

На последней страничке ученической тетради напечатано: «1 км=1000 м» и так далее. Это единицы мер. Когда-то они были совсем другими. Длину, например, в прежние времена измеряли величиной ступни, длиной пальцев, шириной ладони, величиной локтя. Давайте вспомним некоторые старинные русские единицы длины.

(Рассказывают заранее подготовившиеся дети)

«Пядь» - это расстояние между вытянутым большим и указательным пальцами.

«Локоть» - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.

«Маховая сажень» - расстояние между кончиками средних пальцев, вытянутых в противоположные стороны рук.

«Косая сажень» - расстояние от пальцев правой (левой) ног стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним пословицы, поговорки, крылатые выражения на обсуждаемую нами тему.

Ученики:

«Не отдать ни пяди земли» - не допустить потери даже самой малой части своей земли.

«Семи пядей во лбу» - говорят об очень умном человеке.

«Сам с ноготок, а борода с локоток» - про человека с большой бородой.

«Видеть на сажень сквозь землю» - отличаться большой проницательностью.

«Косая сажень в плечах» - о рослом плечистом человеке.

«Эка верста выросла» - о высоком человеке.

«Аршин на кафтан, два на заплаты» - починка дороже денег.

«Семь аршин говядины, да три фунта лент» - так говорят о бессмыслице.

  1. Работа по теме.

Учитель:

Зная и используя старинные русские единицы измерения длины, обратимся к одним из первых письменных источников, в которых упоминается наша местность. Это «Книга Большому Чертежу», цитаты из которой приведены в книге П.А. Фельдмана «Каменка». Читаем: «А выше Наровчатского городища 20 верст пала в Мокшу река Ломова, протоку Ломовой 140 верст. А выше Ломова 40 верст пала в Мокшу река Этмис, протоку Этмиса 200 верст…»

Работаем с картой Каменского района. Отметим на карте устья рек Ломовка (Ломова) и Атмиса (Этмис). Посмотрим на протяженность рек. По описанию Атмис впадает в Мокшу на 40 верст. Высчитаем, сколько километров между устьями рек.

1 верста=1,0668 км.

Используем калькулятор.

Задача 1.

От устья Ломовки до устья Атмиса 40 верст. Сколько километров между устьями рек?

Решение.

1, 0668*40=42,672(км.)

Ответ. 42км.672м.

Задача 2.

По описанию протяженность реки Атмис - 200 верст, а Ломовки - 140 верст. Поставь вопрос и реши задачу (На сколько протяженность Атмиса больше протяженности Ломовки?).

Решение.

  1. 200-140=60 (верст) - на столько больше

  2. 1,0668*60=64,008 (км.)

Ответ. На 64км. 8м.; на 60 верст.

Учитель: продолжаем работу по карте и, используя данные, записанные на доске, составь задачу и реши ее.

На доске запись:

Средняя скорость пешехода 4 версты в час. Расстояние от Андреевки до Каменки 24 версты. Расстояние от Федоровки до Каменки 16 верст.

-Читаем по «Энциклопедическому словарю»: «Андреевка, Араповка - село, до 1710 года принадлежало протопопу И. Андрееву. Сейчас центральная усадьба КСП «Андреевское». Федоровка, Атмис, Никольское - село до 1710 года. Сейчас совхоз «Федоровский».

-Отметим на карте эти два села.

Задача 3.

Два пешехода одновременно вышли в город К. Расстояние от А до К - 24 версты, от Ф до К - 16 верст. При скорости движения 4 версты в час на сколько раньше придет в К второй пешеход, чем первый?

Решение.

1 способ.

  1. 24:4=6 (ч) - время движения 1 пешехода.

  2. 16:4=4 (ч) - время движения 2 пешехода.

  3. 6-4=2 (ч) на столько раньше придет 2 пешеход в К.

2 способ.

  1. 24-16=8 (верст) - на столько 1 путь длиннее 2 пути.

  2. 8:4=2 (ч) - на столько раньше придет 2 пешеход в К.

  3. Ответ. На 2 часа.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам на современную тему, используем эти же данные.

Прогресс человечества позволяет сейчас передвигаться на автомобиле со средней скоростью 60 км/час.

На доске данные: Расстояние от А до К - 27 км. Расстояние от Ф до К - 18 км.

Составим задачу.


V

t

S

1 машина

60 км/час

Урок математики для 4 класса Краеведение в цифрах?

27 км

2 машина

60 км/час

?

18 км

Переведем скорость: 60 км/час=1 км/мин.

1 способ.

  1. 27-18=9 (км) - разность в расстоянии.

  2. 9:1=9 (мин) - на столько раньше приедет 2 машина.

2 способ.

  1. 27:1=27 (мин) - ехал 1 автомобиль.

  2. 18:1=18 (мин) - ехал 2 автомобиль.

  3. 27-18=9 (мин) - на столько раньше приедет 2 машина.

Ответ. На 9 минут.


  1. Итог урока.

- Ребята, чем мы с вами занимались на уроке? (Решали задачи)

- Что нового вы узнали? (Оказывается, полученные знания можно применить на практике, работая с картой, и таким образом узнать больше о Каменском районе).

- Каменка - это малая родина каждого из нас. Впервые Каменка упоминается в 1710 году, она получила название от каменистого ложа реки и мыса косы, взгорья Керенско-Чембарской возвышенности. Посмотрим на административную карту Пензенской области. Какое положение занимает Каменский район? Сколько районов граничат с Каменским? (7) А вы знаете, что до г. Пензы 72 км., а до столицы России - Москвы 600 км.?

Вырастая, многие из вас уедут учиться или работать, служить в рядах армии далеко за пределы Пензенской области. Помните, что Каменская земля - земля ваших дедов и отцов, трудом которых она славится, берегите ее традиции и приумножайте славу предков.

Литература

  1. П.А Фельдман. Каменка и Каменский район от А до Я. Энциклопедический словарь. - Пенза, 1988.

  2. П.А. Фельдман. Каменка. - Пенза, 1995.

  3. О.С. Шашкина. История математики. Методическое пособие.




Урок математики для 4 класса Краеведение в цифрах


© 2010-2022