Внеклассное мероприятие Занимательная геометрия

Внеклассное мероприятие на районный семинар по математике для учеников 3 класса. Цели: Ø  активизировать знания детей о геометрических фигурах; Ø  развивать внимание, мышление, интерес к науке, изучающей геометрические фигуры, - к математике.  Ø   Воспитывать    настойчивость, волю, умение работать в коллективе.   Знакомые детям геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок. Дети уже знакомы с линейкой как инструментом для проведения прямых линий. На занятии используются п...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куртушан М.А.

Сценарий мероприятия по математике
«В гостях у геометрии»

Цели:

  • активизировать знания детей о геометрических фигурах;

  • развивать внимание, мышление, интерес к науке, изучающей геометрические фигуры, - к математике.

  • Воспитывать настойчивость, волю, умение работать в коллективе.

Оборудование: на стене шары; на доске слова A.C. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»; рисунки с геометрическими фигурами.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ученик I
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня говорить.

Ученик 2

Не случайно ей такой почет:
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Ученик 1
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ученик 2

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Конкурс 1. «Загадки о геометрических фигурах»

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня. (Круг.)

Выходит круг :

Круглый круг похож на мячик,
И по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!

Ребус Слайд 5-6

Выходит квадрат:

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад,
А зовут меня -КВАДРАТ!

Рекомендуюсь: я Квадрат,
Любую площадь я измерить рад.
С глубокой древности я мера площадей,
Она в квадрате стороны моей.
Имею я четыре стороны, и все они равны

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Выходит прямоугольник:

Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.

Выходит треугольник:

Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Я похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Я похож на пирамиду!

А какие вы еще знаете фигуры?

II. Слово учителя

Сегодня мы собрались на математический вечер, посвященный геометрии. Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («reo» - земля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.

В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства. Основатели геометрии:

ЕВКЛИД

(270 до н. э.), древнегреческий математик Эвклид - древнегреческий математик, автор первых дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения о жизни и деятельности Эвклида крайне ограничены. Известно, что он родом из Афин, был учеником Платона. Научная деятельность его протекала в Александрии, где он создал математическую школу.

АРХИМЕД

( 287 до н. э.), древнегреческий ученый, математик Архимед (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия - 212 до н.э., там же) - древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел.

ЭЙЛЕР Леонард (1707-83), российский ученый - математик, механик, физик и астроном.

Л. Эйлер - ученый необычайной широты интересов и творческой продуктивности. Автор свыше 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и других, оказавших значительное влияние на развитие науки. За время существования Академии наук в России, считается одним из самых знаменитых ее членов.

ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии

русский математик, создательнеевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии»

Чтение стихотворения «Кто важнее?»

Жили два брата -

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат: «Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему:
«Смотри, Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три, У тебя же их - четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше - я Квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней».

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:
«Приятных Я тебе желаю снов!

Спать ложился - был квадратным,

А проснешься без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет квадрата.

Онемел... Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

Какая получилась фигура? А почему?

Игра «Ромашка». Работа в группах. Классификация геометрических фигур.

1. Правила игры: Разделимся на две группы. Каждая группа получает сердцевинку ромашки (на одной написано «объёмные фигуры», на другой «плоские фигуры») и набор лепестков с названиями разных геометрических фигур. Вам предстоит одеть ромашку, прикрепить соответствующие сердцевинке лепестки. Готовую ромашку прикрепить на доске. Затем подобрать модели фигур, соответствующие названиям.

(Названия фигур в наборе для каждой группы: четырёхугольник,треугольник,шестиугольник,квадрат,круг,прямоугольник,шар,цилиндр,конус, пирамида, параллелепипед, куб.)

Конкурс . Узнай меня

По описанию вы должны узнать фигуру.

1. У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат.)
2. У этой фигуры противоположные стороны равны. (Прямоугольник.)
3. Эта фигура часть плоскости заключает в круг. (Окружность.)
4. Какой фигуре окружность родня? (Шару.)
5. У этой фигуры всего по три. (Треугольник.)
.6. А эта фигура получается прикосновением пера иль мела. (Точка).
7. Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол.)
8. У этой фигуры пять углов (вершин). (Пятиугольник.)

Сговорились две дуги,
Делать дуги и круги.
(циркуль)

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (карандаш)



Конкурс 2. Загадки



Часто знает и дошкольник,
что такое треугольник.
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных
Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.

  1. Сосчитайте, сколько на рисунке треугольников?

  2. Сосчитайте сколько на рисунке прямоугольников?

  3. Сосчитайте сколько на рисунке треугольников?

  4. Переложи две палочки так, чтобы треугольников стало 4.

Конкурс 3. Назови фигуру:

Конкурс . «Непростой вопрос - стол без угла»

У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола?
Ответ: 5.

Кроссворд

1. Линия, которую нельзя свернуть.
2. Оценка плохого ученика.
3. Часть прямой, но не луч.
4. Ребус: в букве О число 7.
5. Единица измерения длины.
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
7. В треугольнике их ….
8. Инструмент для измерения длины.
9. Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …)
10. Результат сложения.

Итог урока «Аппликация»

Сделать аппликацию из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги.

1.«Мне очень понравилось, и полученные сегодня знания мне пригодятся в жизни»-Ракета

2. «Мне было весело!» - клоун.

3. «Мне было скучно!» -дом.

Подведем итоги нашего мероприятия. Посчитаем ваши геометрические фигуры, то есть очки. Поднимите руку, у кого десять фигурок.

Распределяются места и награждаются учащиеся.

Ах, эта математика -
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: "Математика -
Царица всех наук!"





Четырёхугольник

Треугольник

Шестиугольник

Квадрат

Круг

Прямоугольник

Шар

Цилиндр

Конус

Пирамида Параллелепипед

Куб

Овал

© 2010-2022