- Преподавателю
- Математика
- Внеклассное мероприятие Занимательная геометрия
Внеклассное мероприятие Занимательная геометрия
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куртушан .М. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Куртушан М.А.
Сценарий мероприятия по математике
«В гостях у геометрии»
Цели:
-
активизировать знания детей о геометрических фигурах;
-
развивать внимание, мышление, интерес к науке, изучающей геометрические фигуры, - к математике.
-
Воспитывать настойчивость, волю, умение работать в коллективе.
Оборудование: на стене шары; на доске слова A.C. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»; рисунки с геометрическими фигурами.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть
Ученик I
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня говорить.
Ученик 2
Не случайно ей такой почет:
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Ученик 1
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ученик 2
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.
Конкурс 1. «Загадки о геометрических фигурах»
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг.)
Выходит круг :
Круглый круг похож на мячик,
И по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!
Ребус Слайд 5-6
Выходит квадрат:
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад,
А зовут меня -КВАДРАТ!
Рекомендуюсь: я Квадрат,
Любую площадь я измерить рад.
С глубокой древности я мера площадей,
Она в квадрате стороны моей.
Имею я четыре стороны, и все они равны
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Выходит прямоугольник:
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
Выходит треугольник:
Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Я похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Я похож на пирамиду!
А какие вы еще знаете фигуры?
II. Слово учителя
Сегодня мы собрались на математический вечер, посвященный геометрии. Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («reo» - земля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.
В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства. Основатели геометрии:
ЕВКЛИД
(270 до н. э.), древнегреческий математик Эвклид - древнегреческий математик, автор первых дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения о жизни и деятельности Эвклида крайне ограничены. Известно, что он родом из Афин, был учеником Платона. Научная деятельность его протекала в Александрии, где он создал математическую школу.
АРХИМЕД
( 287 до н. э.), древнегреческий ученый, математик Архимед (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия - 212 до н.э., там же) - древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел.
ЭЙЛЕР Леонард (1707-83), российский ученый - математик, механик, физик и астроном.
Л. Эйлер - ученый необычайной широты интересов и творческой продуктивности. Автор свыше 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и других, оказавших значительное влияние на развитие науки. За время существования Академии наук в России, считается одним из самых знаменитых ее членов.
ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии
русский математик, создательнеевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии»
Чтение стихотворения «Кто важнее?»
Жили два брата -
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
Квадрат: «Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
«Смотри, Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, У тебя же их - четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше - я Квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
«Приятных Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Какая получилась фигура? А почему?
Игра «Ромашка». Работа в группах. Классификация геометрических фигур.
1. Правила игры: Разделимся на две группы. Каждая группа получает сердцевинку ромашки (на одной написано «объёмные фигуры», на другой «плоские фигуры») и набор лепестков с названиями разных геометрических фигур. Вам предстоит одеть ромашку, прикрепить соответствующие сердцевинке лепестки. Готовую ромашку прикрепить на доске. Затем подобрать модели фигур, соответствующие названиям.
(Названия фигур в наборе для каждой группы: четырёхугольник,треугольник,шестиугольник,квадрат,круг,прямоугольник,шар,цилиндр,конус, пирамида, параллелепипед, куб.)
Конкурс . Узнай меня
По описанию вы должны узнать фигуру.
1. У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат.)
2. У этой фигуры противоположные стороны равны. (Прямоугольник.)
3. Эта фигура часть плоскости заключает в круг. (Окружность.)
4. Какой фигуре окружность родня? (Шару.)
5. У этой фигуры всего по три. (Треугольник.)
.6. А эта фигура получается прикосновением пера иль мела. (Точка).
7. Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол.)
8. У этой фигуры пять углов (вершин). (Пятиугольник.)
Сговорились две дуги,
Делать дуги и круги.
(циркуль)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (карандаш)
Конкурс 2. Загадки
Часто знает и дошкольник,
что такое треугольник.
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных
Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
-
Сосчитайте, сколько на рисунке треугольников?
-
Сосчитайте сколько на рисунке прямоугольников?
-
Сосчитайте сколько на рисунке треугольников?
-
Переложи две палочки так, чтобы треугольников стало 4.
Конкурс 3. Назови фигуру:
Конкурс . «Непростой вопрос - стол без угла»
У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола?
Ответ: 5.
Кроссворд
1. Линия, которую нельзя свернуть.
2. Оценка плохого ученика.
3. Часть прямой, но не луч.
4. Ребус: в букве О число 7.
5. Единица измерения длины.
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
7. В треугольнике их ….
8. Инструмент для измерения длины.
9. Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …)
10. Результат сложения.
Итог урока «Аппликация»
Сделать аппликацию из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги.
1.«Мне очень понравилось, и полученные сегодня знания мне пригодятся в жизни»-Ракета
2. «Мне было весело!» - клоун.
3. «Мне было скучно!» -дом.
Подведем итоги нашего мероприятия. Посчитаем ваши геометрические фигуры, то есть очки. Поднимите руку, у кого десять фигурок.
Распределяются места и награждаются учащиеся.
Ах, эта математика -
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: "Математика -
Царица всех наук!"
Четырёхугольник
Треугольник
Шестиугольник
Квадрат
Круг
Прямоугольник
Шар
Цилиндр
Конус
Пирамида Параллелепипед
Куб
Овал