- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа Степень (5 класс)
Исследовательская работа Степень (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Могулева О.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Портфолио проекта
Паспорт проекта
Проект: Степень
Разработчик: Сильман Денис
Класс: 5
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия № 10», Центральный округ
Предметная область: математика
Время разработки: сентябрь 2014г - февраль 2015г
Проблема проекта: есть ли какая-нибудь закономерность в том, как меняется последняя цифра степени натурального числа? Существуют ли быстрые приемы вычисления степени? Как узнать, не прибегая к калькулятору, является ли число точным квадратом?
Цель проекта: найти ответы на заданные вопросы
Задачи: научиться применять быстрые способы вычисления степени; создать опорную таблицу «Последняя цифра степени».
Тип проекта (по виду деятельности): исследовательский
Используемые технологии: мультимедиа.
Форма продукта проекта: опорная таблица.
Содержание: мы очень часто сталкиваемся со степенью в реальной действительности. Вспомним о многочисленных случаях вычисления площадей и объемов, где обычно приходится возводить числа во вторую и третью степени.
Исследование: выявить закономерность изменения последней цифры степени натурального числа
Область применения результата проекта:
- учебная (уроки математики);
- внеклассная работа (кружковая работа, элективный курс).
Результативность: повышение интереса к математике
Содержание
Паспорт проекта
Описание работы над проектом
Введение
-
Степень числа
-
Быстрые способы возведения в квадрат двузначных чисел
-
Возведение в куб двузначных чисел
-
Точные квадраты
-
Последняя цифра степени
Заключение
Список используемых источников и литературы
Описание работы над проектом
Введение
Алгебру называют нередко «арифметикой семи действий», с четырьмя математическими операциями мы знакомы с начальной школы, пришло время познакомиться с пятым действием: возведение в степень.Вызвана ли потребность в этом новом действии практической жизнью? Безусловно. Мы очень часто сталкиваемся с ним в реальной действительности. Вспомним о многочисленных случаях вычисления площадей и объемов, где обычно приходится возводить числа во вторую и третью степени.
Мне стало интересно, есть ли какая-нибудь закономерность в том, как меняется последняя цифра степени натурального числа? Существуют ли быстрые приемы вычисления степени? Как узнать, не прибегая к калькулятору, является ли число точным квадратом?
Целью моей работы - найти ответы на заданные вопросы
Задачи:
- научиться применять быстрые способы вычисления степени;
- создать опорную таблицу «Последняя цифра степени».
Методы исследования:
- изучение литературы;
- анализ;
- сравнение.
Планирование работы над проектом
-
Изучение литературы по теме.
-
Выявление быстрых способов вычисления степени.
-
Решение задач повышенной трудности.
-
Формулирование итогов и выводов.
1. Степень числа
Мы уже знаем, что сумму одинаковых слагаемых обычно записывают короче и называют произведением: а + а + а + а = 4а.
Произведение одинаковых множителей также записывают короче и называют степенью: а ааа = а4.
Читают: «а в степени 4» (или просто «а в четвертой»). При этом число а, называют основанием степени, а число 4 - показателем степени.
Степенью числаа с натуральным показателем n (n1) называется произведение n множителей, каждый из которых равен а:
аn = а аа … а, n1.
n раз
а1=а
а2 - «а в квадрате»
а3 - «а в кубе»
2. Быстрые способы возведения в квадрат двузначных чисел
1) Рассмотрим возведения двузначного числа оканчивающегося на 5, в квадрат.
3252 = 25 25 = 625
Существует очень простой приём для устного возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5. Нужно цифру десятков умножить на ближайшее к этой цифре большее число и к произведению приписать 25.
Вычислим:
15 15 = 225
35 35 = 1225
45 45 = 2025
55 55 = 3025
65 65 = 4225
75 75 = 5625
85 85 = 7225
95 95 = 9025
А трехзначные числа, содержащие в числе десятков 0 и оканчивающиеся на 5 возвести в квадрат еще легче. Сотни возводим в квадрат и пишем слева, к полученному произведению приписываем первые две цифры данного трехзначного числа, а затем приписываем 25.
Например, 105 сотни возводим в квадрат и пишем слева (1), к полученному произведению приписываем первые две цифры данного трехзначного числа (110), а затем приписываем 25 (11025).
7052 = 497025
8052 = 648025
6052 =366025
5052=255025
4052=164025
3052=93025
2052=42025
2) Рассмотрим прием возведения в квадрат произвольного двузначного числа.
-310
+3132 16 10 + 32 = 169
16
282 = 20 36 + 82 = 720 + 64 = 784, другой вариант 282 = 30 26 + 22 = 780+4= 784.
Вывод: если возводимое число в квадрат оканчивается на 1, 2, 3, 4 округляем в меньшую сторону, если оканчивается на 6, 7, 8, 9 - округляем в большую сторону.
732 = 70·76+32=5320+9=5329
372 =40·34+32=1360+9=1369
892 =90·88+12=7920+1=7921
422 = 40·44+22=1760+4=1764
962 =100·92+42=9200+16=9216
642 =60·68+42=4080+16=4096
782 =80·76+22=6080+4=6084
512 =50·52+12=2600+1=2601
Будет ли работать данный способ для трехзначных чисел?
1032 = 100·106+32= 10600+9=10609
2082 = 200·216+82=43200+64=43264
1122 = 100 124+122= 12400+1014+22 = 12400+140+4=12544
3462 = 300·392+462=117600+50·42+42=117600+2100+16=119716
7812 = 800·762+192= 69600+20·18+12= 69600+360+1=69961
3. Возведение в куб двузначных чисел
Воспользуемся способом возведения в квадрат.
Т.к. 133 = 132 13, то 133 = ((13 - 3) (13 + 3) + 32) 13 =10 16 13 +
+ 9 13 = 130 4 4 + 117 = 2080 + 117 = 2197
Метод основан на алгебраическом наблюдении, которое выявило, что А3 = (А - d)А(А+d) + d2А.
Возведем
123 = (12-2)(12+2)·12+22·12=10·14·12+48=1680+48=1728
173 = (17-3)(17+3)·17+32·17=14·20·17+9·17=4760+153=4913
213 = 20·22·21+1·21=840·11+21=9240+21=9261
4. Точные квадраты
Существует и обратная операция степени. С помощью одного алгоритма мы научились определять, является ли число точным квадратом, т. е. существует ли такое число в квадрате, которое давало бы искомое.
Например. Надо выяснить является ли 86436 - точным квадратом, т.е. существует ли х2 = 86436.
Разбиваем данное число справа налево по две цифры. У нас получилось три группы чисел (8'64'36), первое из которых однозначное число 8. Первая цифра искомого числа должна быть наибольшей, квадрат которой не превышает 8. Это цифра 2, так как 22 = 4 < 8. Квадрат её, число 4, подпишем под числом 8 и вычитаем из восьми число четыре. Сносим следующие две цифры 6 и 4. Слева от полученного числа 464 проводим вертикальную черту. Первую найденную цифру 2 удваиваем и подписываем слева от черты, оставляя место для одной цифры между четвёркой и чертой. Эту цифру подбираем так, чтобы произведение полученного двузначного числа на эту найденную цифру не превышало число 464. Этой цифрой является 9. Действительно, 49 ∙ 9 = 441 < 464. Найденная цифра 9 является второй цифрой искомого числа. Вычитаем из числа 464 число 441 и сносим последнюю пару цифр 3 и 6. Образовалось число 2336. Снова удваиваем уже число 29 и также слева от черты пишем число 58, оставляя для следующей цифры место между числом 58 и чертой.
Подбираем эту цифру так, чтобы произведение этого трёхзначного числа на эту цифру было наибольшим, но не превышало числа 2336. Найденная цифра 4 является последней цифрой искомого результата, то есть квадратный корень числа 86436 будет равен 294.
8 64 36 = 2942
Рассмотрим несколько примеров.
5. Последняя цифра степени
Выполняя различные задания по теме, я встретил следующее задание: Какой цифрой оканчивается число 4100?
41=4, 42=16, 43=64, 44=256
Если n-четное, то степень оканчивается на 6;если n-нечетное, то степень оканчивается на 4. Ответ. 6
Мы решили составить таблицу - помощник для быстрого выполнения таких заданий.
Вычислим.
21 = 2
22 = 4
23 = 8
24 = 16
25 = 32
26 = 64
27 = 128
28 = 256
29 = 512
210 = 1024
31 = 3
32 = 9
33 = 27
34 = 81
35 = 243
36 = 729
37 = 2187
38 = 6561
39 = 19683
310 = 59049
41 = 4
42 = 16
43 = 64
44 = 256
45 = 1024
46 = 4096
47 = 16384
48 = 65536
49 = 262144
410 = 1048576
51 = 5
52 = 25
53 = 125
54 = 625
55 = 3125
56 = 15625
57 = 78125
58 = 390625
59 = 1953125
510 = 9765625
61 = 6
62 = 36
63 = 216
64 = 1296
65 = 7776
66 = 46656
67 = 279936
68 = 1679616
69 = 10077696
610 = 60466176
71 = 7
72 = 49
73 = 343
74 = 2401
75 = 16807
76 = 117649
77 = 823543
78 = 5764801
79 = 40353607
710 = 282475249
81 = 8
82 = 64
83 = 512
84 = 4096
85 = 32768
86 = 262144
87 = 2097152
88 = 16777216
89 = 134217728
810 = 1073741824
91 = 9
92 = 81
93 = 729
94 = 6561
95 = 59049
96 = 531441
97 = 4782969
98 = 43046721
99 = 387420489
910= 3486784401
Заполним таблицу - помощник.
аn, а-основание степени; n - показатель степени
а n
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вывод
2
2
4
8
..6
..2
..4
..8
..6
..2
Через четыре шага последняя цифра повторяется.
3
3
9
..7
..1
..3
..9
..7
..1
..3
Через четыре шага последняя цифра повторяется.
4
4
..6
..4
..6
..4
..6
..4
..6
..4
Если n-четное, то степень оканчивается на 6;если n-нечетное, то степень оканчивается на 4
5
5
..5
..5
..5
..5
..5
..5
..5
..5
Всегда оканчивается на 5
6
6
..6
..6
..6
..6
..6
..6
..6
..6
Всегда оканчивается на 6
7
7
..9
..3
..1
..7
...9
..3
..1
..7
Через четыре шага последняя цифра повторяется.
8
8
..4
..2
..6
..8
..4
..2
..6
..8
Через четыре шага последняя цифра повторяется.
9
9
..1
..9
..1
..9
..1
..9
..1
..9
Если n-четное, то степень оканчивается на 1; если n-нечетное, то степень оканчивается 9
Пример 1. На какую цифру оканчивается число 22015?
Вывод. Через четыре шага будет повторяться последняя цифра (см. в таблицу).
2015 : 4 = 53 (ост. 3)
Ответ. 8
Пример 2. На какую цифру оканчивается число 51979?
Вывод. Всегда оканчивается на 5
Ответ. 5
Пример 3. На какую цифру оканчивается число 37 + 73?
Рассмотрим каждое слагаемое отдельно.
37 - оканчивается 7 (т.к. 7 : 4 = 1 (ост.3))
73 - оканчивается 3
Значит, ответ будет 0.
Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что существуют быстрые приёмы вычисления степени, научились их применять для выполнения различных заданий. Познакомились с понятием - точный квадрат числа. Исследовали изменения последней цифры степени натурального числа. Составили опорную таблицу для быстрого решения заданий повышенной трудности.
Каждый знает, как высока операционная скорость компьютеров. Если нужно провести расчеты, им нет равных, и где человеку тягаться с такими сложными машинами! Но даже лучший инженер в мире - природа - не создала более совершенного, чем человеческий мозг. Недаром один мудрец, когда его спросили, что быстрее всего на свете, ответил: «Человеческая мысль».
Список используемых источников и литературы
1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера. Книга для учащихся 5-11кл.Москва, «Просвещение», 1996г.
2. Кузьмин О.В. Треугольник и пирамида Паскаля: свойства и обобщения. Соросовский образовательный журнал, том 6, № 5, 2000
3. Мартин Гарднер Глава 17. Неисчерпаемое очарование треугольника Паскаля // Математические новеллы - М.: Мир, 1974. - 456 с.
4. Успенский В. А.. Треугольник Паскаля. - 2 - е изд. - М.:Наука, 1979. - 48с.