Презентация по математике Приемы быстрого счета

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока алгебры, 9 «А» класс, учитель Авдеева Л.Н.



Тема урока: Методы решения иррациональных уравнений


Класс: 9А - физико-математический профиль, углубленное изучение.

Цель урока: 1.Изучить различные способы решения иррациональных уравнений.

  1. Развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений.

  2. Развивать самостоятельность, воспитывать грамотность речи

Тип урока: семинар.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление

  4. Домашнее задание

  5. Итог урока

Ход урока:

I. Организационный момент: сообщение темы урока, цели урока.

На предыдущем уроке мы рассмотрели решение иррациональных уравнений, содержащих квадратные корни, возведением их в квадрат. При этом мы получаем уравнение-следствие, что приводит иногда к появлению посторонних корней. И тогда обязательной частью решения уравнения является проверка корней. Также рассмотрели решение уравнений, используя определение квадратного корня. В этом случае проверку можно не делать. Однако при решении уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению алгоритмов решения уравнения. В заданиях ГИА и Единого государственного экзамена имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. Поэтому необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений, с которыми мы сегодня и познакомимся. Группа ребят подготовили задания по одному из методов решения. Они вам покажут, вы должны записывать решение и задавать вопросы.

II. Изучение нового материала.

7 учащихся, подготовленных заранее, объясняют ребятам свой способ решения иррациональных уравнений, сопровождая записями на слайдах. Весь класс конспектируют их рассказ.

1 способ. Введение новой переменной.

Решить уравнение: (2х + 3)2 - 3Презентация по математике Приемы быстрого счета

2 + 12х + 9 - 3Презентация по математике Приемы быстрого счета

2 - 8х - 51 - 3Презентация по математике Приемы быстрого счета

Презентация по математике Приемы быстрого счета, t ≥0

х2 - 2х - 6 = t2;

4t2 - 3t - 27 = 0

t = 3, t = -4/9

х2 - 2х - 15 =0

х2 - 2х - 6 =9;

х = -3; х = 5

Ответ: -3; 5.

2 способ. Исследование ОДЗ.

Решить уравнение Презентация по математике Приемы быстрого счета

ОДЗ: Презентация по математике Приемы быстрого счетаПрезентация по математике Приемы быстрого счетаПрезентация по математике Приемы быстрого счета х = 2. Проверкой убеждаемся, что х = 2 является корнем уравнения.

3 способ. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.

Презентация по математике Приемы быстрого счета+ Презентация по математике Приемы быстрого счета (умножим обе части на Презентация по математике Приемы быстрого счета- Презентация по математике Приемы быстрого счета)

х + 3 - х - 8 = 5(Презентация по математике Приемы быстрого счета-Презентация по математике Приемы быстрого счета)

Презентация по математике Приемы быстрого счетаПрезентация по математике Приемы быстрого счетаПрезентация по математике Приемы быстрого счета

Презентация по математике Приемы быстрого счета

2Презентация по математике Приемы быстрого счета=4, отсюда х=1. Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения.

4 способ. Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.

Решить уравнение

Презентация по математике Приемы быстрого счета

Пусть Презентация по математике Приемы быстрого счета= u, Презентация по математике Приемы быстрого счета=v.

Получим систему:

Презентация по математике Приемы быстрого счета

Презентация по математике Приемы быстрого счетаРешим методом подстановки. Получим u = 2, v = 2. Значит,

Презентация по математике Приемы быстрого счетаполучим х = 1.

Ответ: х = 1.

5 способ. Выделение полного квадрата.

Решить уравнение Презентация по математике Приемы быстрого счета

Презентация по математике Приемы быстрого счета

Презентация по математике Приемы быстрого счета. Раскроем модули. Т.к. -1≤сos0,5x≤1, то -4≤сos0,5x-3≤-2, значит, Презентация по математике Приемы быстрого счета. Аналогично, Презентация по математике Приемы быстрого счета

Тогда получим уравнение

cos0,5x = 1

x = 4πn, nZ.

Ответ: 4πn, nZ.

6 способ. Метод оценки

Решить уравнение

Презентация по математике Приемы быстрого счета

ОДЗ: х3 - 2х2 - 4х + 8 ≥ 0, по определению правая часть -х3 + 2х2 + 4х - 8 ≥ 0

получим Презентация по математике Приемы быстрого счета т.е. х3 - 2х2 - 4х + 8 = 0. Решив уравнение разложением на множители, получим х = 2, х = -2

7 способ: Использование свойств монотонности функций.

Решить уравнение Презентация по математике Приемы быстрого счета. Функции Презентация по математике Приемы быстрого счета строго возрастают. Сумма возрастающих функций есть возрастающая и данное уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим х = 1.

Ответ: 1.

III. Закрепление.

Найти идею решения уравнений (1-10)

1. Презентация по математике Приемы быстрого счета (ОДЗ -  )

2. Презентация по математике Приемы быстрого счета х = 2

3. х2 - 3х + Презентация по математике Приемы быстрого счета (замена)

4. Презентация по математике Приемы быстрого счета (выделение полного квадрата)

5. Презентация по математике Приемы быстрого счета (Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной.)

6. Презентация по математике Приемы быстрого счета (умножением на сопряженное выражение)

7. Презентация по математике Приемы быстрого счета т.к. Презентация по математике Приемы быстрого счета. То данное уравнение не имеет корней.

8. Презентация по математике Приемы быстрого счета Т.к. каждое слагаемое неотрицательно, приравниваем их к нулю и решаем систему.

9. 3Презентация по математике Приемы быстрого счета

10. Найдите корень уравнения (или произведение корней, если их несколько) уравнения.

Презентация по математике Приемы быстрого счетаПрезентация по математике Приемы быстрого счета

IV. Итог урока: 1. Какие методы изучили?

  1. Какие из этих методов используются при решении уравнений других типов?

  2. Какой из этих методов вам понравился больше всего и почему?

  1. Домашнее задание: Решить уравнения:

Презентация по математике Приемы быстрого счета,

Презентация по математике Приемы быстрого счета.


© 2010-2022