• Преподавателю
  • Математика
  • Исследовательско-творческий проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Исследовательско-творческий проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Аннотация проекта: Данный педагогический проект  представляет подборку игр,   с помощью которых дети знакомятся с пространственно-временными понятиями, цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление количества  предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дошкольники  упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме,...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Малоубинская средняя школа» Мини-центр «» Ручеёк

ПРОЕКТ

«Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»


Воспитатель: Павлова Н.В

04.02.2015

Аннотация проекта: Данный педагогический проект представляет подборку игр, с помощью которых дети знакомятся с пространственно-временными понятиями, цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление количества предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и постепенного усложнения. Представленный материал может помочь педагогическим работникам в развитии у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Разделы проекта

I.Паспорт проекта

II. Актуальность проекта

III.Этапы проекта

1 Этап - Подготовительный

2 этап - Этап реализации.

3 этап - Отчёт о проделанной работе

IV.Выводы.










I.Паспорт проекта

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Автор проекта: Павлова Надежда Владимировна, Воспитатель дошкольного воспитания обучения

Гипотеза: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

1.Формировать элементарные математические представления у детей.
2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.
3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях.

Участники проекта: дети, педагог, родители

Возраст участников проекта: 3-4 лет

Продолжительность проекта: Начало работы: сентябрь 2014г.

Завершение проекта: февраль 2015г.

Классификация проекта по следующим основаниям:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательско-творческая.

Предметно-содержательная область: проект межпредметный (задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, ИЗО-деятельность, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, игровая деятельность.) Включена работа с родителями.

Методы работы, используемые в проекте:

В процессе работы над проектом использовались следующие методы:

метод наблюдения, описательный метод, метод тестирования, практический метод, метод анализа.

Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в Мини-центре «Ручеёк».


II. Актуальность проекта

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Проводя занятия математики во второй младшей группе, я заметила, что дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения, редко правильно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, плохо усваивают программный материал, неправильно выполняют сложные задания. Проанализировав ситуацию, я поняла, что на занятиях не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто выполняют задания неосознанно, механически. Такой подход не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Чтобы помочь детям справиться со всеми этими проблемами, включаю в занятия развивающие игры.

Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Значит, задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение дидактических игр в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

К достоинствам проекта можно отнести его четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждой непосредственно образовательной деятельности конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.

III. Этапы проекта

1 - Этап подготовительный

Цель: Обеспечить условия для реализации проекта

В октябре 2014г. во второй младшей группе была проведена диагностика детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений. Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий:

В результате тестирования были выявлены следующие проблемы:

1. Знания детей отрывочны, не соответствуют возрастным требованиям.

2.Развивающая предметная среда группы не создаёт необходимых условий для организации работы по ФЭМП детей.

Для решения проблемы провела следующие мероприятия:

1.Изучение методической разработки Метлиной Л.С (см. Приложение №1) «Обучение математике во второй младшей группе детского сада». В разработках подробно описаны: организация работы с детьми второй младшей групп, методы и приемы обучения, воспитание элементарных навыков учебной деятельности, формирование представлений у детей о количестве, о величине, о форме, об ориентировке в пространстве и во времени.

2.Выступила с рефератом на МО для коллег «Значение игр в развитии ребёнка» (см. Приложение № 2). В реферате написано о роли игр в развитии ребёнка, о том, что воспитательное и развивающее значение игр огромно. Более подробно рассмотрены обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические и другие). Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. В процессе обучения дошкольников математике развивающие игры непосредственно включаются в занятия, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

3.Провела консультацию для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (см. Приложение № 3).

4.Оформила информационный уголок для родителей с дидактическими играми математического содержания (см. Приложение № 4).

5. Провела анкетирование для родителей «Математика для развития Вашего ребенка». Сделана аналитическая справка по результатам анкетирования. В результате анкетирования сделала вывод, что родители…………… (см. Приложение № 5)

6.Составила картотеку дидактических игр по математике (см. Приложение № 6).

7.Составила демонстрационный материал «Математика для детей 3-4 лет»

7.Организовала развивающий сенсорно-математический центр.

8.Создала фотоальбом «Первые шаги в математику»

2 этап - Этап реализации.

Работа над проектом проходил с ноября по январь.

Цель: внедрение разработанной системы развивающих математических игр в процесс обучения младших дошкольников в различных видах деятельности.

1.На занятиях и игровой деятельности широко использовала разработанные дидактические игры математического содержания. Применяла новые современные инновационные технологии обучения математике по методикам Дьенеша, Кьюзенера.

2.Для закрепления знаний использовала презентации по всем разделам математики с учётом индивидуального, дифференцированного подхода (игры для детей 3-4 года и 4-5 лет).

3.Провела интегрированные занятия с активным использованием развивающих игр, направленных на развитие математических способностей дошкольников.

4.Проведено открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес» с использованием новых технологий Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, ИКТ. (см. Приложение №7)

3 Этап - Отчёт о проделанной работе (февраль)

Цель: определение эффективности использования развивающих игр и игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.

В феврале была проведена диагностика с целью определить продвижение детей (см. Приложение № 8)

Все результаты диагностирования детей были занесены в итоговую таблицу, составлена сравнительная диаграмма, по которой виден рост развития элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В результате использования развивающих игр на занятиях математики были зафиксированы изменения в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. В процентном отношении это составило более 44% от предыдущих показателей диагностики.

Данные диагностики полностью подтвердили гипотезу о том, что развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Этапы реализации проекта

Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.

Этапы и сроки реализации


Содержание


Практический выход

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ СЕНТЯБРЬ 2014 ГОД

Изучение методической разработки Метлиной Л.С «Обучение математике во второй младшей группе детского сада».

Изучено:

1.Организация работы с детьми второй младшей групп;

2.Методы и приемы обучения, воспитание элементарных навыков учебной деятельности, формирование представлений у детей о количестве, о величине, о форме, об ориентировке в пространстве и во времени.

«Значение игр в развитии ребёнка»

Изучено:

Воспитательное и развивающее значение игр в развитии ребёнка. Игры формируют культуру, способствуют усвоению социальных норм и правил.

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Родители ознакомились с математическими играми в домашних условиях:

Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета

- на закрепление формы предмета

- на закрепление величины предмета

Игры с крышками от бутылок

- Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

Наглядная информация для родителей.

Дидактические игры математического содержания.

Организация сенсорно-татематического центра в группе

Пополнение центра атрибутами: геометрические плоскостные фигуры, шнуровка, бусы, макароны, магнитная мозаика, вкладыши, геометрическое лото.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка»

Выявить отношения родителей к математическому развитию своего ребёнка.

Подготовка дидактического материала для работы над проектом.

Создала картотеку дидактических игр по математике, развивающие дидактические пособия, электронные презентации.

2 этап - Этап реализации Ноябрь 2014 год - январь 2015год

Внедрение дидактических игр математического содержания в разные виды деятельности.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Подвижные игры.

Использование заданных предметов (количество, формы). Рассказывание сказок (Колобок, Три медведя, Репка) с использованием заменителей из геометрических фигур.

Составления альбома «Игралочка»

«Геометрические фигуры», «Цифры», «Формы», художественных произведений.

3 этап - отчёт о проделанной работе. Февраль 2015

Обобщение результатов работы

Выводы

Теоретическая и практическая значимость проекта

Презентация проекта на педагогическом конкурсе проектов.





IV. Выводы

Педагогический проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» реализован полностью. Разработана система развивающих игр, которые внедрены в процесс обучения математике детей дошкольного возраста. На основании анализа итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что накопление математических навыков и представлений происходит с помощью развивающих игр, в процессе которых дошкольник приобретает количественные представления, умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково. Большую пользу принесли игры и упражнения, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствовали развитию зрительного анализа.

Таким образом, игры по математики, используемые на занятиях и в игровой деятельности, содействуют развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что изучено значение развивающих игр как основы развития элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста, разработана вариативная форма использования математических игр на разных занятиях, которая апробирована и подтверждена результатами диагностики.

Используя различные развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса.





Библиографический список:

1.Е.В.Сербина «Математика для малышей». - М.: Просвещение, 1992

2.Метлина А.С. «Математика в детском саду». - М.: Просвещение, 1984

3.И.А. Пономарёва, В.А Позина Формирование элементарных математических представлений. Система работы в младшей группе детского сада»/ Мозаика - синтез. - М.: 2013

4.Л.А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э.Г.Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.: «Просвещение», 1988.

5.«Демонстрационный материал по Е.В. Колесникова математике для детей 3-4 лет» / «ТЦ Сфера» М.: 2006

6.О.Н. Земцова Серии «Умные книжки»/ «Издательская Группа Аттикус»

М.: 2007

7.Кузнецова Е.В Дидактические игры по математике в детском саду. - М.: ИРИАС, 2006.

8.В.П.Новикова «Математика» вторая младшая группа / Мозаика - синтез. - М.: 2013

9.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е «Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Начальный курс математики для детей 3-4 лет по программе «Школа 2000»

Для получения полной версии

Исследовательско-творческий проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

необходимо связаться с автором по электронному адресу

[email protected]







© 2010-2022