Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств»

Данный урок "Решение уравнений и неравенств"направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся, а также на подготовку учащихся к экзамену по математике. На уроке используются инновационные технологии: компьютерное тестирование. Во время занятия предусмотрен выход в интернет (сайт:www.uztest.ru). С помощью использования сетевых ресурсов учащиеся выполняютонлайн-тест. Каждый ученик  с помощью данного теста может оценить реальные свои возможности сдачи ЕГЭ (решение уравнений и неравенств)....
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме "Решение уравнений и неравенств"

Учитель: Терехина Е.В.

ОУ: МБОУ СОШ № 45

Класс: 11А (группа физико-математического профиля)

Предмет: математика

Цели урока

Образовательные:

  • обобщение знаний и умений учащихся по применению стандартных и нестандартных методов решения уравнений и неравенств;

  • развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод, метод оценки, метод учета ОДЗ, метод применения производной, а также известных неравенств при решении уравнений и неравенств;

  • формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных методов решения уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.

Развивающие:

  • активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;

  • формирование потребности в использовании компьютера в обучении в целях повышения информационно-коммуникативной компетентности, создания условий для получения дальнейшего образования;

  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.

Воспитательные:

  • формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;

  • воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;

  • осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок - практикум.

Используемые технологии: дифференцированного обучения, коммуникативного общения, развивающее обучение.

Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика, компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение учителем целей, задач и структуры урока, его основных моментов.

2. Проверка домашнего задания.

Презентация - на слайде решение примеров, заданных на самостоятельное выполнение учащимся дома. Учитель предлагает ученикам «стать экспертами» и установить правильность данного решения.

Пример №1: Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».+ Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».= Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».

Решение: ОДЗ: Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств». хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».. Возведем обе части уравнения в квадрат. Получим:

10+ 2Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств». = 4-3х

2Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».= -6-3х (*)

Возведем обе части уравнения (*) в квадрат. Получим: 4(-4хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».-16х+9)=36+9хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».+36х

25хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».+100х=0

Найдем корни уравнения.

25х(х+4)=0

хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».=0; хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».= -4

Проверка: 0Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».; -4Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».

Ответ: 0;-4.

Учащиеся обнаруживают, что в ответе посторонний корень-ноль. Указывают на то, что прежде, чем возвести в квадрат уравнение во второй раз, необходимо было наложить условие, что -6-3х>0 или сделать проверку корней, подставив их в уравнение.

В следующих заданиях ошибок допущено не было.

Пример №2: logУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».(3х-4)- logУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».(3х+4)< logУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».(х-2)+2 Ответ: хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».

Пример №3:Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств». Ответ: хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».

Пример №4: Определить количество целых решений системы Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».Ответ: 6

3. Повторение и систематизация знаний.

После проверки учитель просит учащихся перечислить причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений.

(Далее все причины в виде таблицы показываются на слайде.)

  1. Появление посторонних корней

    Причина

    При каких преобразованиях это может происходить

    Как получить правильное (или полное) решение

    Получение уравнений-следствий

    а) переход к уравнению, ОДЗ которого шире, чем ОДЗ заданного уравнения

    1. Приведение подобных членов.

    2. Приведение обеих частей уравнения к общему знаменателю (при сокращении знаменателя, содержащего переменную).

    3. Возведение обеих частей иррационального уравнения в квадрат(для корней четной степени).

    4.Освобождение от знаков логарифмов.

    Выполнить проверку подстановкой корней в заданное уравнение.

    Получение уравнений-следствий

    б) выполнение преобразований, при которых происходит неявное умножение на нуль

    Умножение обеих частей уравнения на выражение с переменной.

    Получение уравнений-следствий

    в) применение к обеим частям уравнения функции, которая не является возрастающей или убывающей

    Возведение обеих частей уравнения в четную степень или применение к обеим частям уравнения тригонометрических функций.

  2. Потеря корней

Причина

При каких преобразованиях это может происходить

Как получить правильное (или полное) решение

Явное или неявное сужение ОДЗ заданного уравнения, в частности выполнение преобразований, в ходе которых происходит неявное деление на нуль.

1. Деление обеих частей уравнения на выражение с переменной.

2. Сложение, вычитание, умножение или деление обеих частей уравнения на выражение, ОДЗ которого уже, чем ОДЗ заданного уравнения.

Те значения, на которые сузилась ОДЗ, необходимо рассмотреть отдельно

Обсудив причины потери корней и появления посторонних, учитель предлагает вспомнить методы решения уравнений и неравенств:

  1. Метод оценки. (Связан с ограниченностью разных частей уравнения или неравенства. Нередко признаком того, что следует применять метод оценок, является наличие в уравнении или неравенстве функций разной природы)

  2. Учет ОДЗ.

  3. Использование производной.

  4. Применение известных неравенств. (Неравенства с модулем: Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».. Неравенство о среднем арифметическом среднем геометрическом: Если а>0, Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».>0, то Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств»., причем равенство выполняется только в том случае, если а=в. Неравенство о сумме взаимно обратных чисел: Если а>0, Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».>0, то Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств». и а+Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств»..Если а<0, то а+Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».. Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».-равенство возможно, если Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».=1.

  5. Метод разложения на множители (для уравнений). Метод интервалов (для неравенств).

  6. Метод введения новой переменной.

  7. Функционально-графический метод.

4. Фронтальная работа.

Решить систему неравенств (вариант №19, задание С3 УМК «Математика. Подготовка к ЕГЭ»)

Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».Ответ: хУрок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств».

Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях.

5. Практическая работа.

Теперь ученикам предлагается сесть за свои компьютеры и приступить к практической работе. (Инструктаж по охране труда). Учащиеся решают уравнения и неравенства по подготовке к ЕГЭ. Тест сформирован учителем заранее. На сайте uztest.ru у учителя есть личный кабинет. На странице «Текущие задания» учителем индивидуально подбираются задания. Все учащиеся 11А класса имеют индивидуальный доступ на сайт: введя свои логин и пароль заходят на свою страницу и выполняют индивидуальные задания, подготовленные заранее учителем. Проверка заданий выполняется автоматически и результаты заносятся в Интернет - журнал. Оценки, выставленные в журнал, тут же доступны для просмотра ученику (а так же его родителям, имеющим индивидуальный доступ) и высвечиваются на интерактивной доске. У учителя есть возможность просмотреть задания учащихся, в которых были допущены ошибки, чтобы учесть это при создании нового индивидуального задания. Таким образом, каждый ученик получает оценку за работу на уроке.

6. Итог урока

Д/з: УМК «Математика. Подготовка к ЕГЭ», задание С3 вариант 22, 24, 26




© 2010-2022