- Преподавателю
- Математика
- Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств»
Урок-практикум по теме: «Решение уравнений и неравенств»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Терехина Е.В. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по теме "Решение уравнений и неравенств"
Учитель: Терехина Е.В.
ОУ: МБОУ СОШ № 45
Класс: 11А (группа физико-математического профиля)
Предмет: математика
Цели урока
Образовательные:
-
обобщение знаний и умений учащихся по применению стандартных и нестандартных методов решения уравнений и неравенств;
-
развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод, метод оценки, метод учета ОДЗ, метод применения производной, а также известных неравенств при решении уравнений и неравенств;
-
формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных методов решения уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
-
активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
-
формирование потребности в использовании компьютера в обучении в целях повышения информационно-коммуникативной компетентности, создания условий для получения дальнейшего образования;
-
развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
Воспитательные:
-
формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
-
воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
-
осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Форма урока: урок - практикум.
Используемые технологии: дифференцированного обучения, коммуникативного общения, развивающее обучение.
Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика, компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Сообщение учителем целей, задач и структуры урока, его основных моментов.
2. Проверка домашнего задания.
Презентация - на слайде решение примеров, заданных на самостоятельное выполнение учащимся дома. Учитель предлагает ученикам «стать экспертами» и установить правильность данного решения.
Пример №1: + =
Решение: ОДЗ: х. Возведем обе части уравнения в квадрат. Получим:
10+ 2 = 4-3х
2= -6-3х (*)
Возведем обе части уравнения (*) в квадрат. Получим: 4(-4х-16х+9)=36+9х+36х
25х+100х=0
Найдем корни уравнения.
25х(х+4)=0
х=0; х= -4
Проверка: 0; -4
Ответ: 0;-4.
Учащиеся обнаруживают, что в ответе посторонний корень-ноль. Указывают на то, что прежде, чем возвести в квадрат уравнение во второй раз, необходимо было наложить условие, что -6-3х>0 или сделать проверку корней, подставив их в уравнение.
В следующих заданиях ошибок допущено не было.
Пример №2: log(3х-4)- log(3х+4)< log(х-2)+2 Ответ: х
Пример №3: 3х Ответ: х
Пример №4: Определить количество целых решений системы Ответ: 6
3. Повторение и систематизация знаний.
После проверки учитель просит учащихся перечислить причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений.
(Далее все причины в виде таблицы показываются на слайде.)
-
Появление посторонних корней
Причина
При каких преобразованиях это может происходить
Как получить правильное (или полное) решение
Получение уравнений-следствий
а) переход к уравнению, ОДЗ которого шире, чем ОДЗ заданного уравнения
1. Приведение подобных членов.
2. Приведение обеих частей уравнения к общему знаменателю (при сокращении знаменателя, содержащего переменную).
3. Возведение обеих частей иррационального уравнения в квадрат(для корней четной степени).
4.Освобождение от знаков логарифмов.
Выполнить проверку подстановкой корней в заданное уравнение.
Получение уравнений-следствий
б) выполнение преобразований, при которых происходит неявное умножение на нуль
Умножение обеих частей уравнения на выражение с переменной.
Получение уравнений-следствий
в) применение к обеим частям уравнения функции, которая не является возрастающей или убывающей
Возведение обеих частей уравнения в четную степень или применение к обеим частям уравнения тригонометрических функций.
-
Потеря корней
Причина
При каких преобразованиях это может происходить
Как получить правильное (или полное) решение
Явное или неявное сужение ОДЗ заданного уравнения, в частности выполнение преобразований, в ходе которых происходит неявное деление на нуль.
1. Деление обеих частей уравнения на выражение с переменной.
2. Сложение, вычитание, умножение или деление обеих частей уравнения на выражение, ОДЗ которого уже, чем ОДЗ заданного уравнения.
Те значения, на которые сузилась ОДЗ, необходимо рассмотреть отдельно
Обсудив причины потери корней и появления посторонних, учитель предлагает вспомнить методы решения уравнений и неравенств:
-
Метод оценки. (Связан с ограниченностью разных частей уравнения или неравенства. Нередко признаком того, что следует применять метод оценок, является наличие в уравнении или неравенстве функций разной природы)
-
Учет ОДЗ.
-
Использование производной.
-
Применение известных неравенств. (Неравенства с модулем: . Неравенство о среднем арифметическом среднем геометрическом: Если а>0, >0, то , причем равенство выполняется только в том случае, если а=в. Неравенство о сумме взаимно обратных чисел: Если а>0, >0, то и а+.Если а<0, то а+. -равенство возможно, если =1.
-
Метод разложения на множители (для уравнений). Метод интервалов (для неравенств).
-
Метод введения новой переменной.
-
Функционально-графический метод.
4. Фронтальная работа.
Решить систему неравенств (вариант №19, задание С3 УМК «Математика. Подготовка к ЕГЭ»)
Ответ: х
Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях.
5. Практическая работа.
Теперь ученикам предлагается сесть за свои компьютеры и приступить к практической работе. (Инструктаж по охране труда). Учащиеся решают уравнения и неравенства по подготовке к ЕГЭ. Тест сформирован учителем заранее. На сайте uztest.ru у учителя есть личный кабинет. На странице «Текущие задания» учителем индивидуально подбираются задания. Все учащиеся 11А класса имеют индивидуальный доступ на сайт: введя свои логин и пароль заходят на свою страницу и выполняют индивидуальные задания, подготовленные заранее учителем. Проверка заданий выполняется автоматически и результаты заносятся в Интернет - журнал. Оценки, выставленные в журнал, тут же доступны для просмотра ученику (а так же его родителям, имеющим индивидуальный доступ) и высвечиваются на интерактивной доске. У учителя есть возможность просмотреть задания учащихся, в которых были допущены ошибки, чтобы учесть это при создании нового индивидуального задания. Таким образом, каждый ученик получает оценку за работу на уроке.
6. Итог урока
Д/з: УМК «Математика. Подготовка к ЕГЭ», задание С3 вариант 22, 24, 26