Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося с нарушением слуха

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением слуха с фрагментом календарно - тематического планирования для 5 класса по теме «Умножение и деление десятичных дробей» - 26 часов (учебник Виленкина Н.Я и др)

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Приоритетным направлением становится внедрение инклюзивного образования. Инклюзией сегодня называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать учебные заведения. Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ. Кроме этого, служит реализации права каждого ребёнка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Самое общее и основное условие включения ребёнка с ОВЗ в социальное и, в частности, образовательное пространство - создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию особенных детей в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды. Одним из этапов реализации данного условия является разработка адаптированной образовательной программы. (В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273). Кроме того, Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Всё это и определяет актуальность данной работы.

Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению ребёнку с нарушением слуха стандарта образования.

Характеристика детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха представляют собой разнородную группу обучающихся. По характеру нарушения слуховой функции выделяются: кондуктивные нарушения, носящие временный характер; необратимые сенсоневральные поражения внутреннего уха; смешанные нарушения. К категории детей с нарушением слуха относятся дети cо стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно.

По классификации Л.В.Неймана дети с нарушением слуха делятся в зависимости от средней величины потери слуха на две подкатегории: слабослышащие и глухие. Каждая подкатегория также неоднородна. Различают три степени тугоухости, основаниями служат средняя потеря слуха в диапазоне (500-4000 Гц) и условия разборчивого восприятия речи.

Степень тугоухости

Средняя потеря слуха в дБ (500-4000 Гц)

Условия разборчивого восприятия речи

I степень

Не превышает 50 дБ

Речь разговорной громкости - на расстоянии не менее 1 м, шепот - у ушной раковины и далее

II степень

От 50 до 70 дБ

Речь разговорной громкости - на расстоянии 0,5-1 м, шепот - нет

III степень

Более 70 дБ

Речь разговорной громкости - ушная раковина - 0,5 метра, шепот - нет

Педагогическая классификация Р.М. Боскис, основанная на соотнесении степени, характера и времени потери слуха с речевым развитием ребенка, выделяет три группы детей.

Глухие ранооглохшие - дети, родившиеся с нарушенным слухом; потерявшие слух до начала овладения речью или на ранних этапах нормального речевого развития. Степень потери слуха лишает их возможности естественного и самостоятельного овладения речью.

Слабослышащие дети - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе.

Позднооглохшие - дети, потерявшие слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. Степень нарушения слуха и уровень сохранности речи могут быть различными, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших.

Биологическое неблагополучие ребёнка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Так, ограниченного речевое развитие является следствием нарушения слуха лишь при отсутствии специального обучения.

Слабослышащие и позднооглохшие дети к школьному возрасту имеют разный уровень психического развития, в том числе и речевого, который зависит не только от степени понижения слуха, но и от времени возникновения первичного дефекта, условий дошкольного воспитания, наличия или отсутствия педагогического воздействия, индивидуальных особенностей ребёнка. Разный «стартовый» уровень во многом определяет эффективность преодоления вторичных отклонений в развитии и результаты работы по культурному развитию школьников. Поэтому появилась необходимость разработки специальных условий обучения для разных категорий детей с нарушением слуха (включая разные варианты специального стандарта образования) для реализации права на образование, которое по своему содержанию соответствует реальным психофизическим возможностям ребёнка и целям достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

Нельзя не отметить, что благодаря масштабному практическому применению научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с нарушением слуха достигает к началу школьного обучения близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми, имеющими нарушения слуха, принципиально новых подходов и технологий их обучения.

Часть наиболее «благополучных» детей с нарушением слуха «уходят» в общеобразовательное пространство. Однако действующий ФГОС общего образования не предусматривает удовлетворения их особых образовательных потребностей в полном объёме, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования, максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Решение проблем обучения детей с нарушением слуха требует научно-методической разработки, нормативно-правового обеспечения новой формы получения образования слабослышащими и позднооглохшими детьми. В этих условиях важно сохранить каждому слабослышащему и позднооглохшему ребёнку гарантированную государством коррекционную помощь в полном объёме и обеспечить социальную и образовательную интеграцию в среду нормально слышащих детей.

Заинтересованное обсуждение среди специалистов проблем совместного со слышащими обучения детей с нарушением слуха, практическая реализация идей совместного обучения свидетельствуют о привлекательности этой формы получения образования. Решение многих проблем обучения школьников с нарушением слуха, по уровню своего развития готовых к получению образования в условиях общеобразовательного учреждения совместно со слышащими, требует научно-методического обоснования. Однако у этих детей остаётся нарушение слуха, а значит, и право на коррекционную помощь. При организации обучения в общеобразовательном учреждении необходимо предусмотреть место и характер коррекционной поддержки. В частности, использовать в педагогическом процессе адаптированную образовательную программу. Программа разработана для обучающегося с нарушением слуха в инклюзивном классе.

Психолого-педагогическая характеристика

обучающегося 5 класса Максима С.

Максим поступил в школу в 2010 году, до этого ребёнок посещал детский сад компенсирующего вида

Диагноз: двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации справа. Кохлеарная имплантация сделана в 2008 году. Общее физическое развитие в норме.

Семья, в которой живёт Максим, по составу - полная. И отец, и мать ребёнка - педагоги. Психологическая обстановка в семье способствует развитию мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, помогают в выполнении домашних заданий.

У Максима есть своя комната, где он выполняет домашние задания. Из беседы с ребёнком выяснилось, что у мальчика есть свои обязанности по дому: выносить мусор, мыть посуду, ухаживать за домашним питомцев - кроликом.

На протяжении всех лет Максим относился к учебе, как к некоторой обязанности, но с удовольствием выступает на классных вечерах, принимает активное участие в творческих конкурсах. Программу начальной школы по математике ребёнок освоил.

Коммуникативные функции речи сформированы на среднем уровне. Фразовая речь имеет направленность, он отвечает на вопросы, задает вопросы, поддерживает диалог, делает самостоятельные речевые сообщения в виде монолога, но при этом смысл вопросов, текста должен быть понятен ребёнку. Речь у Максима недостаточно внятная, некоторые звуки произносятся с дефектом, некоторые со смягчением. Не всегда верно ставит ударение в словах. Кохлеарным имплантом пользуется постоянно, при чтении с губ незнакомого материала испытывает затруднения.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок в некоторых ситуациях испытывает трудности при действии по словесной инструкции. Восприятие развито лучше, чем мышление. Внимание неустойчивое, снижена произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная развиты на достаточном уровне. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше, чем словесно-логическое. Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. В целом для ребенка характерны повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Темп работы на уроке средний. Учебная мотивация невысокая.

По математике трудности вызывает формирование графических навыков, решение задач. Математическая речь формируется на среднем уровне. Наибольшие трудности вызывает решение задач. Возникают трудности, связанные с пониманием текста, объяснение выбора действия. Домашние задания выполняет в полном объеме, но под контролем родителей.

Отношения с учителем доброжелательные; требования и поручения выполняет иногда с неохотой. На замечания и похвалу чаще реагирует адекватно.

Навыками самообслуживания владеет, внешний вид всегда опрятный. Иногда в отношениях с товарищами бывает несдержанным, конфликтным. Максим знает правила поведения в общественных местах и выполняет их.

Родители посещают все родительские собрания, интересуются успехами сына, выполняют рекомендации и просьбы учителя.



Адаптированная образовательная программа по математике 5 класса для обучающегося с нарушением слуха (фрагмент).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена основе федерального образовательного стандарта второго поколения, Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 - 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. и Рабочие программы по математике: 5-6 классы/ Сост. Н.В. Панина, Ю.А. Седавкина - М.: ВАКО, 2012.

Цели:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

  • воспитание средствами математики культуры личности;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявить и развить математические и творческие способности;

  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;

  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Учебно-тематическое планирование составляет 170 учебных часов.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно - индуктивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в течение учебного года через примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения, представление данных в виде таблиц, диаграмм.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю.

Контрольных работ в течение года - 12, из них одна диагностическая и одна итоговая

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов.

Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

  • повторение и контроль теоретического материала;

  • разбор и анализ домашнего задания;

  • устный счет;

  • математический диктант;

  • индивидуальные задания по карточкам;

Обязательные результаты составлены в соответствии с федеральными образовательными стандартами основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:

  • Арифметика;

  • Элементы алгебры;

  • Элементы геометрии;

  • Вероятность и статистика;

  • Множества;

  • Математика в историческом развитии.

«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.

«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.

«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.

«Множества» способствуют овладению учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.

«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.

Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются

МЕСТО КУРСА «МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Данная программа рассчитана на 1 год - 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 170 (5ч в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

  • Знать:

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • Уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. _ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.

  2. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2013

  3. А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2007-2008.

  4. Математика. 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / Т.А.Лопатина, Г.С.Мещерякова., Учитель, 2011.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.

  7. Жохов В.И. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2011.

  8. Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. - Экзамен, 2012.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (фрагмент)

Тема «Умножение и деление десятичных дробей» - 26 часов

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Цель: выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными

Тема

Планируемые результаты

Работа с ребён-ком с наруше-нием слуха

Личностные

Метапред-метные

Предметные

1

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Формиро-вать умения контролировать процесс и результат учебной деятель-ности

Формиро-вать умения выдвигать гипотезы, анализиро-вать информа-цию, делать выводы. Оценивать результат

Знать правила умножения десятичных дробей на натуральные числа и уметь применять их на практике. Уметь решать текстовые задачи, содержащие умножение десятичных дробей на натуральные числа.

В ходе устной работы учащиеся получают в виде результата название горы - Джомолунгма. Ребёнку название предоставить на карточке с изображением и кратким описа-нием. Алгоритм дать ребёнку на карточке в печатном виде с проставленными ударениями и образцом умно-жения дроби на число

2

Произведе-ние десятичной дроби и натурально-го числа

При работе с задачи спросить обучающегося, все ли слова понятны, при необходимости объяснить, дать иллюстрации

3

Решение упражнений «Умноже-ние десятич-ных дробей на натуральное число»

Контролировать процесс вычислений, при необходимости корректировать ошибки, у доски с помощью алгоритма-подс-казки* просить учащегося проговаривать правило умножения.

Дополнительные результаты для обучающегося с нарушением слуха

Развивать речь, правильно употреблять новые термины и проговари-вать алгоритмы (используя схемы)

Сопостав-лять с жизненны-ми ситуа-циями

Уметь понимать текст задачи, анализиро-вать условие

4

Деление десятичных дробей на натуральное число

Формиро-вать умения контролировать процесс и результат учебной деятель-ности

Формиро-вать умения выдвигать гипотезы, анализиро-вать информа-цию, делать выводы. Оценивать результат

Знать правила деления десятичных дробей на натуральные числа и уметь применять их на практике. Уметь находить значения числовых и буквенных выражений с десятичными дробями. Решать уравнения и текстовые задачи.

Слово «берга-мот», полученное как результат устной работы предоставить на карточке, доба-вить изображение и краткую инфо-рмацию, которую остальным детям проговариваем устно. Вопросы по статье учебника дать перед работой с учебником

5

Частное десятичных дробей и натураль-ного числа

В ходе фрон-тальной работы с классом, предло-жить ученику заполнить про-пуски в изучен-ных алгоритмах. Задачу №1344 разобрать индивидуально: подготовить иллюстрацию консервного завода, выяснить в ходе индивидуальной беседы, что такое консервы, разоб-рать условие за-дачи, выбор действий (уча-щиеся решают самостоятельно).

6

Деление десятичных дробей

на 10, 100, 1000 и т.д.

Дать схему с образцом деления на 10, 100 и т.д с несколькими различными примерами. При работе с задачей, вопросы к ней дать на карточке.

Дополнительные результаты для обучающегося с нарушением слуха

Развивать речь, правильно употреблять новые термины и проговари-вать алгоритмы (используя схемы)

Уметь анализиро-вать текст задания и выбирать способ его выполнения

7

Частное десятичных дробей и 10,100,1000 и т.д

Образец представления обыкновенной дроби в десятич-ную. В самосто-ятельной работе исключить зада-ние повышенной сложности

8

Решение упражнений «Умноже-ние и деление десятичных дробей на натуральное число»

№ 1341 проработать текст задачи, составить схему**

9

Контроль-ная работа №10 «Умноже-ние и деление десятичных дробей на натураль-ное число»


После проработки контрольной работы со всеми учащимися, ответить на возникшие вопросы ребёнку, увеличить время выполнения работы.

10

Правило умножения десятичных дробей

Формиро-вать внима-тельность, любозна-тельность и исполни-тельскую дисциплину

Формиро-вать умения осуществ-лять контроль по образцу и вносить необходи-мые коррективы, понимание сущности алгоритми-ческих предписа-ний и умение действо-вать в соответст-вии с предложен-ным алгоритмом

Знать правила умножения десятичных дробей и уметь применять их на практике. Уметь находить значении числовых и буквенных выражений, решать уравнения применяя перемести-тельное, сочетатель-ное и распредели-тельное свойства умножения относитель-но сложения и вычитания, решать текстовые задачи

Логическую задачу заменить индивидуальной работой.

11

Умножение десятичных дробей

Дать задание составить алгоритм - под-сказку

12

Умножение на 0,1; 0,01 и т.д.

Индивидуально проработать смысл заданий: упростить выражение («сделать меньше»), найти значение выражения (сосчитать, вычислить).

13

Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д.

14

Произведе-ние десятичных дробей. Самостоя-тельная работа

Дополнительные результаты для обучающегося с нарушением слуха

Ответить на вопросы, возникшие по тексту задачи, при необходимости помочь составить схему и определить действия.

Развивать речь, правильно употреблять новые термины и проговари-вать алгоритмы (используя схемы)

Уметь называть и различать свойства чисел. Уметь буквенную запись перевести в словесную и наоборот

15

Деление десятичных дробей

Формиро-вать способ-ности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассужде-ний.

Формиро-вать способ-ность плани-ровать и осуществ-лять деятель-ность, направлен-ную на решение поставлен-ных задач.

Знать правила деления на десятичную дробь и уметь применять их на практике. Уметь находить значении числовых и буквенных выражений, решать уравнения с помощью деления на десятичную дробь. Анализиро-вать и осмысливать текст задачи, извлекать необходи-мую инфор-мацию, моделиро-вать условие с помощью схем и рисунков, строить логическую цепочку рассужде-ний, оценивать полученный ответ.

Занимательные задачи предо-ставить на кар-точке, добавив изображения и написание слов, которые могут вызвать трудности.

16

Деление на 10, 100 и т.д.

Схематически представить правила ученику. К сюжетным задачам дать вопросы в письменном виде, разобрать непонятные слова

17

Деление на 0,1; 0,01 и т.д.

18

Деление натураль-ного числа на десятичную дробь

Дать схематический образец деления натурального числа на дробь и алгоритм

19

Деление десятичной дроби на десятичную

Работать над математическим языком, используя алгоритм - подсказку

20

Деление десятичных дробей

Дополнительные результаты для обучающегося с нарушением слуха

Развивать речь, правильно употреблять новые термины и проговари-вать алгоритмы (используя схемы)

21

Среднее арифмети-ческое чисел

Формиро-вать ответствен-ное отношение к учению, развивать находчи-вость, активность, инициатив-ность

Развивать способ-ность видеть математи-ческую задачу в других дисципли-нах, окружаю-щем мире

Знать правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел и уметь применять его на практике. Знать правило нахождения средней скорости и уметь применять его при решении задач.

Словарь «Говори правильно»***

Схема нахожде-ния среднего арифметического (акцент, что делим на количество слагаемых)

22

Нахожде-ние среднего арифмети-ческого чисел

23

Средняя скорость движения

Работа со схемой. Акцент «весь путь», «всё время».

24

Задачи на нахождение средней скорости

25

Решение задач. Самостоя-тельная работа

Ответить на вопросы, возникшие по смыслу задания, непонятным словам в задаче

26

Контроль-ная работа №11 «Умноже-ние и деление десятичных дробей»

Дополнительные результаты для обучающегося с нарушением слуха

Развивать речь, правильно употреблять новые термины и проговари-вать алгоритмы (используя схемы)

Сопостав-лять с жизненны-ми ситуа-циями, с выбором профессии

*Пример алгоритма-подсказки:

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1) Умножить её на это число, не обращая внимания…

2) В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, …

В каждом алгоритме, выданном ребёнку с нарушением слуха, должно быть проставлено ударение. Постепенно алгоритмы подсказки уменьшать по содержанию, оставляя ключевые слова и слова, которые могут вызвать трудности в проговаривании.

**Пример работы с задачей. Слова, которые могут быть непонятны ученику

представлены наглядно, что способствует расширению словарного запаса ребёнка. Схема помогает определиться с действиями.Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося с нарушением слуха

***Все новые термины ребёнку с нарушением слуха, сначала называем в именительном падеже, а только потом при использовании в различных ситуациях, используем в других.

Словарь «Говори правильно» (пример)

Среднее арифметическое чисел

… называют средним арифметическим…

Для данного термина встречаются только эти два падежа. Для других терминов словарь получается длиннее:

пять восьмых

… от (у, нет) пяти восьмых…

…перед пятью восьмыми…

... дали пяти восьмым…






Заключение

Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с нарушением слуха (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования, в том числе, в рамках инклюзивного образования. С другой стороны - это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.





Список литературы:

1. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

3. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273

4. childpsy.ru

5. docviewer.yandex.ru

6. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95

7. ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.

8. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2013

  1. А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2007-2008.

  2. Математика. 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / Т.А.Лопатина, Г.С.Мещерякова., Учитель, 2011.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.

  5. Жохов В.И. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2011.

25


© 2010-2022