• Преподавателю
  • Математика
  • Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для обучающихся 6 «А» и «В» классов на 2014 -2015учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для обучающихся 6 «А» и «В» классов на 2014 -2015учебный год

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Сальска




Утверждена приказом

от 01.09.2014 № 142

на основании решения педсовета

(Протокол №1 от 28.08.2014г)

Директор школы

Мазниченко Е. Н.______________

Рабочая программа

дополнительного образования

«Занимательная математика»

для обучающихся 6 «А» и «В» классов

на 2014 -2015учебный год.



Составитель программы: Светличная С.М. - учитель

I квалификационной категории.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе материалов «Круглогодичной олимпиады», материалов Малого Мехмата и материалов СОМа - ресурсов Интернета. Программа кружка рассчитана на учащихся 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Цель курса - способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка.

Образовательные задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся по математике;

- привитие интереса учащимся к математике;

- активизировать познавательную деятельность;

- показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;

- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения.

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 32 часа в год.

Основное содержание

Признаки делимости. Задачи на делимость. Комбинаторная задача - флаги. Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел.

Решение занимательных задач. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. История дробей. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач. Решение логических задач. Знакомьтесь: Рене Декарт!

Пропорция. Золотое сечение. Задачи с многовариантными решениями. История рациональных чисел. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Как возникла алгебра.

Систематизация знаний по изученным разделам.

Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.




Календарно тематическое планирование.


п/п

Дата

Тема занятия

Кол - во часов

Содержание деятельности

Учебно- методические средства обучения

Результат занятия (средства контроля)

теоретическая

практическая

1 четверть

9


1

01.09

Вводное занятие «Математика ум в порядок приводит»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

2

08.09

Признаки делимости.

1

Решение задач

3

15.09

Задачи на делимость.

1

Решение задач

математический диктант

4

22.09

Комбинаторная задача - флаги.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5

29.09

Простые числа. Числа близнецы.

1

Подготовка сообщения

выступление

6

06.10

Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа.

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

конкурс

7

13.10

Фигурные числа.

1

Самостоятельная работа

Творческая работа

8

20.10

Дружественные числа.

1

работа с алгоритмом

9

27.10

Проблемы теории чисел.

Решение занимательных задач.

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

Итого 1 четверть - 9 занятий


2 четверть

7

10

10.11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

тестирование

11

17.11

Загадки - смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

24.11

Игра «Определи числа»

1

работа с признаками делимости

тест

13

01.12

Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

08.12

Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15

15.12

История дробей.

1

Подготовка презентации

конкурс на лучшую презентацию

16

22.12

«Газета любознательных».

1

проектная деятельность

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

Итого 2 четверть -7 занятий



3 четверть

8


17

12.01

Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

Учебно-методические пособия по математике в 6 классе.

Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах. Москва, «Просвещение»

Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 - 5 классов. Москва, «Просвещение»

Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение»

НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС».

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение»

Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».

Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.

тестирование

18

19.01

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

26.01

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

02.02

Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21

09.02

Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22

16.02

Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

02.03

Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

тестирование

24

16.03

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

тестирование

Итого 3 четверть - 8 занятий


4 четверть

8

25

06.04

Пропорция. Золотое сечение.

1

творческая работа

тестирование

26

13.04

Знакомьтесь: Рене Декарт!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации




27

20.04

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

27.04

История рациональных чисел.

1

работа с информацией презентации

Работа в группе по составлению сообщений

викторина

29

04.05

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

30

11.05

Как возникла алгебра.

1

индивидуальная работа

выступление

31

18.05

Математический бой.

1

работа в группах

игра

32

25.05

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Работа в группах

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование


Итого за 4 четверть - 8 занятий


Итого за год - 32 занятия


Литература

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.

3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.

4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы- М. Айрис-пресс, 2006

5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.

6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008

7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.

8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)

9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986






© 2010-2022