- Преподавателю
- Математика
- Программа Развитие умственных, творческих способностей студентов
Программа Развитие умственных, творческих способностей студентов
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шленкина Т.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБОУ РХ СПО ЧМТТ
Согласовано Утверждаю
Зам. дирек по УМР_____Жиляева Л.В Директор ___________Н.И.Поликарпова
«_02__»__09_________2014г. «_02__» __09_________2014г.
Программа «РУТСС»
(Развитие умственных и творческих
спобностей студентов)»
Разработала преподаватель математики
Шленкина Татьяна Алексеевна.
Рассмотрена на заседании МК ЕНЦ
Протокол №1 от «01» _______2014г.
2014год
Пояснительная записка.
Составленная программа рассчитана на студентов ГБОУ РХ СПО ЧМТТ. Материал, который заложен в программу является востребованным на экзаменах, конкурсах, олимпиадах.и позволит подготовить студентов к подобным мероприятиям на хорошем уровне. Сегодня духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установлено, что «основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности студента:аудиторную,внеаудиторную, семейную, общественно-полезную, они формируют уклад студенческой жизни. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Внеклассная работа по предмету будет логическим продолжением развития способностей студентов и знаний, заложенных на уроке.
Основные направления создания условий для работы :
- системное диагностирование психологом студентов нового набора
- вовлечение студентов с творческими способностями в кружковую работу
- участие в проведении родительских собраний с целью
создания благоприятного взаимодействия участников учебно-воспи
тательного процесса- преподавателей, родителей, студентов.
- обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю
- обучение работе с дополнительной литературой
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях
- участие в общеразвивающих мероприятиях, предметных декадниках
-
Актуальность программы.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому возникла необходимость учить студентов, начиная с первого курса постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают его успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования среднего профессионального образования, подтверждать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям специальности. Техникум становится учреждением, формирующим с первого курса навыки самообразования и самовоспитания.Необходимость разработки данной программы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от студентов добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у обучающихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще, владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. Обучая студентов творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Каждый может в себе выработать это умение. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная и скрытая одаренность. Преподаватель "воодушевляет" своих студентов на самостоятельный поиск истины, включает в ситуацию выбора, предлагает нестандартные решения (с правом на ошибку), вооружает некоторыми общеучебными и предметными приёмами, алгоритмами и т.д. В основе организации этого процесса лежит принцип развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциация с учетом индивидуальных возможностей каждого студента.
Цель:
- повышение математической культуры студентов с утверждением факта
значимости математики для дальнейшего образования и практической жизни
Задачи:
- умение использовать изученные законы и понятия для приобретения новых знаний
- формирование творческой самостоятельности и критического мышления
- развитие качеств индивидуальной личности, позволяющей свободно ориентироваться в социуме;
-информирование родителей о содержании и методике программы «РУТСС» с целью выполнения единых требований.
Прогнозируемые результаты:
Под ожидаемым результатом реализации программы, в целом, понимаются :
- позитивные изменения в личности обучающихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.
- создание условий, позволяющих подготовиться студентам к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений.
- способность студентов качественно и быстро находить решение и выход из любой математической ситуации
- стремиться показывать хорошие результаты при участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях
- расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на личность студента и его родителей
-Сроки реализации программы: один год
-
Учебно-тематический план работы
Кружка «Мир логики»
№
Тема занятия
Дата проведения
Посещение родительских собраний в студенческих группах с целью ознакомления с программой и установления взаимодействия с родителями по ее осуществлению.
сентябрь
1.История развития математической логики
Решение задач занимательного характера
Ответы на разные вопросы обучающихся.
сентябрь-октябрь
2. Логические задачи
Решение задач занимательного характера
Ответы на разные вопросы обучающихся.
ноябрь-декабрь
3.Дидактические игры.
Теория множеств.
Решение задач занимательного характера
Ответы на разные вопросы обучающихся.
январь-февраль
4. Математические фокусы, ребусы, кроссворды..
Решение задач занимательного характера
Ответы на разные вопросы обучающихся.
март
5.История создания комбинаторики и теории вероятностей
Решение задач занимательного характера
Ответы на разные вопросы обучающихся.
апрель
6.История развития комплексных чисел
Решение задач занимательного характера
Ответы на разные вопросы обучающихся.
май
Отчетное заседание студентов с приглашением родителей по итогам организуемой внеурочной воспитательной деятельности за год. Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному процессу в техникуме
июнь
Литература для преподавателя:
Вопросы внеклассной работы по математике А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
Математические кружки А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
Литература для студентов
Математический тренинг. Развитие комбинационной способности
М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
Тысяча и одна задача по математике: А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.