• Преподавателю
  • Математика
  • Опыт работы по теме Восстановление и развитие учебных навыков учащихся через применение наглядных пособий и перевод математических задач в практическую плоскость

Опыт работы по теме Восстановление и развитие учебных навыков учащихся через применение наглядных пособий и перевод математических задач в практическую плоскость

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Сущность опыта.




Тема инновационного опыта

Восстановление и развитие учебных навыков учащихся через применение наглядных пособий и перевод математических задач в практическую плоскость.



Источник изменений (что подвигло к разработке инноваций и их апробации)

В нашей школе получают образование подростки, у которых практически отсутствуют мотивация, и навыки учебной деятельности, а также молодые люди, пришедшие в 10-12 классы после длительного перерыва в учёбе.

Отличие организации учебной работы. Изложение узловых и наиболее сложных вопросов программы производится на групповых консультациях, индивидуальная помощь учащимся осуществляется главным образом на индивидуальных консультациях, а проверка усвоения учащимися программного материала осуществляется в дополнительное время путем приема зачета по каждой теме.

Одной из важнейших проблем преподавания математики является ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики.

В школе 3 дня обязательных занятий, 1 - 2 раза в неделю проводятся индивидуальные консультации. Следовательно, на самостоятельную домашнюю работу тем, кто сочетает учебу с работой на производстве, времени остается совсем мало, к тому же многие ученики не имеют достаточных общеучебных и специальных навыков самостоятельной работы.

Идея изменений (в чём сущность опыта)

Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта учеников, развитие образного мышления, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению - опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного.

Развитие навыков самостоятельного получения необходимых знаний, т.е. развитие навыков работы с книгой, компьютерными программами и другими учебными материалами, что важно не только для периода учебы в школе, но и на время последующей учебы в вузе или повышения квалификации в ходе работы на производстве.

В качестве приема стимулирования учения использование анализа жизненных ситуаций. Например, на уроках при изучении многих тем можно подвести учеников к анализу того, как данные правила (сложение чисел с разными знаками, приведение подобных слагаемых и т.п) «работают» в конкретных жизненных ситуациях.


Концепция изменений (в чём преимущества изменений перед аналогами, в чём новизна, в чём возможные риски и трудности)

Все методы обучения очень похожи на увлекательную игру. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении математики: абстрактные цифры, формулы и многое другое их часто пугают. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются математикой.

Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Учащиеся качественно усваивают знания, у них лучше развиваются творческие способности, процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления.

Практика показывает, что учащимся легче воспринимать правила-образы в рисунках, мы называем их опорными конспектами или «шпаргалками». Изучив правило в учебнике, мы помогаем увидеть его в рисунке, в образе.

Риски. При составлении наглядного материала необходимо избегать распространенной ошибки - применение очень яркой наглядности, когда ее учебная сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица содержат цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

Результаты, в реальной практике преподавания достигаются отнюдь не всеми и применение данного метода носит индивидуальный характер.

Условия реализации изменений (что потребовалось от педагога)

Разноуровневая дифференциация обучения с применением личностно ориентированной технологии.

Результат изменений

Восстановление учебной мотивации у отдельных учащихся. Формирование и развитие общеучебных и предметных навыков, что позволило 76% учащихся получить удовлетворительный результат на государственной итоговой аттестации в новой форме (ГИА)


В нашей стране осуществлён переход к всеобщему среднему образованию. Наряду с массовыми общеобразовательными средними школами, средними профессионально-техническими училищами, средними специальными учебными заведениями, имеется широкая сеть вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ, в которых имеет возможность завершить среднее образование молодежь, работающая на производстве.

В нашей школе получают образование подростки, у которых практически отсутствуют мотивация, и навыки учебной деятельности, а также молодые люди, пришедшие в 10-12 классы после длительного перерыва в учёбе.

Программы по математике у нас незначительно отличаются от программ массовых школ. Учебный процесс увеличен на один год, а отличие в организации учебной работы особенно заметно. Изложение узловых и наиболее сложных вопросов программы производится на групповых консультациях, индивидуальная помощь учащимся осуществляется главным образом на индивидуальных консультациях, а проверка усвоения учащимися программного материала осуществляется в дополнительное время путем приема зачета по каждой теме.

Одной из важнейших проблем преподавания математики является ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики. Происхождение этих пробелов разное - они образуются в результате пропусков части занятий отдельными учениками (что часто имеет объективные причины - работа в сменах, служебные командировки, выполнение семейных обязанностей), а также и потому, учащиеся чаще всего поступают после длительного перерыва в учебе. Кроме того, многие из них выбыли из массовых школ именно в связи с наличием больших пробелов в знаниях, в частности, и по математике.

В связи с этим и возникает вопрос, как восстанавливать и развивать учебные навыки учащихся.

Как при заочной, так и при вечерней форме обучения бюджет учебного времени большинства учеников очень ограничен. Так, ученик-заочник 2-3 раза в неделю посещает групповые консультации, 1-2 раза - индивидуальные. В школе 3 дня обязательных занятий, 1 - 2 раза в неделю проводятся индивидуальные консультации. Следовательно, на самостоятельную домашнюю работу тем, кто сочетает учебу с работой на производстве, времени остается совсем мало, к тому же многие ученики не имеют достаточных общеучебных и специальных навыков самостоятельной работы.

В силу этого перед преподавателем возникает проблема увеличения продолжительности активной самостоятельной работы учеников под контролем и управлением учителя и проблема максимальной рационализации и использования для этой цели столь дефицитного ученического времени.

Возьмем, к примеру, такой специфический вид работы в вечерних (сменных) школах, как проведение групповых учебных консультаций, на которые приходит группа учащихся с разноуровневыми ЗУН и часто находящихся на разных этапах подготовки тематических зачётных работ.

Поэтому, для достижения эффективности в проведении учебных консультаций учитель разбивает всех учащихся на микрогруппы, имеющие одинаковый уровень ЗУН и находящихся примерно на одинаковых этапах подготовки к зачётам. Далее более подготовленным учащимся предлагаются разработанные учителем методические пособия, программированные задания, наглядный справочный материал для самостоятельной работы, тестовые и контрольные задания на компьютерах, что позволяет занять большую часть учеников для самостоятельного устранения пробелов в знания и контролю.

С другими группами учитель восстанавливает и формирует общеучебные и базовые ЗУН по предмету, а также объясняет новую тему, если она не понята учащимися при самостоятельном изучении. Для контроля знаний снова использует разноуровневые задания, которые носят как контролирующий, так и обучающий характер.

Всё это способствует развитию навыков самостоятельного получения необходимых знаний, т.е. развитию навыков работы с книгой, компьютерными программами и другими учебными материалами, что важно не только для периода учебы в школе, но и на время последующей учебы в вузе или повышения квалификации в ходе работы на производстве.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта учеников, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного.

Следует понимать, что прочные знания у учащихся будут в том случае, если учитель будет опираться на жизненный опыт ученика.

Условия эффективного применения наглядности.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок;

2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;

3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

При составлении наглядного материала необходимо избегать распространенной ошибки - применение очень яркой наглядности, когда ее учебная сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица содержат цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. При помощи слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений; при помощи слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия; сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений; отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Создание ассоциаций всегда индивидуально. Система образов, которую мы применяем на уроках математики, состоит не только из мнемотехники, но и из системы образов «Эйдос».

«Эйдос» в переводе с греческого языка - яркий образ. Отсюда и название одного из направлений психообразной культуры - эйдетизм. Эйдетизм - это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который исчез из поля восприятия.

Эйдетизм присущ детям. Все методы обучения очень похожи на увлекательную игру. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении математики: абстрактные цифры, формулы и многое другое их часто пугают. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются математикой.

Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Учащиеся качественно усваивают знания, у них лучше развиваются творческие способности, процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления. Физиологи пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, уменьшается продуктивность умственного труда. Когда учение упирается только на логическое мышление, возможности мозга используются частично. Перенапряжение левой половины мозга оказывает тормозящее воздействие на его работу в целом. Активизация работы правого полушария представляет резерв повышения эффективности. Физиологи подчеркивают, что необходимо сочетать логическое мышление с образным.

Практика показывает, что учащимся легче воспринимать правила-образы в рисунках, мы называем их «шпаргалки». Изучив правило в учебнике, мы помогаем увидеть его в рисунке, в образе.

Методы формирования познавательного интереса

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются игры с познавательным содержанием.

В качестве приема стимулирования учения используется анализ жизненных ситуаций. Например, на уроках при изучении многих тем можно подвести учеников к анализу того, как данные правила (сложение чисел с разными знаками, приведение подобных слагаемых и т.п) «работают» в конкретных жизненных ситуациях.

Ассоциативные образы помогают прочно усваивать изучаемый материал, быстро вспоминать правило. Ученикам достаточно назвать ключевое слово, например, «я должен», «у меня есть» как они вспоминают правило сложения чисел с разными знаками. В классах, где был использован данный прием запоминания правил, качество знаний возросло.

Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Здесь можно использовать карточки-консультации, схемы-алгоритмы, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. Перечень необходимых действий прост и понятен, поэтому свои силы хочется попробовать многим.

Однако ясно, что результаты, в реальной практике преподавания достигаются отнюдь не всеми и применение данного метода носит индивидуальный характер.

Сравнительная диаграмма результатов пробного тестирования в системе СтатГрад в 12 классе в 2009-2010 учебном году.

Опыт работы по теме Восстановление и развитие учебных навыков учащихся через применение наглядных пособий и перевод математических задач в практическую плоскость

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная)общеобразовательная школа Шатурского муниципального района Московской области, д.Новосидориха,3

e-mail: [email protected]

сайт: vechsha.narod.ru


© 2010-2022