Активные методы обучения на уроках и занятиях первого полугодия 2014-2015 учебного года

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами. (Лессинг).В наш техникум приходят ребята из различных школ в основном после 9-го класса. Контингент учащихся не относится к тем детям, которые очень хорошо учились в школе. Ребятам первое время трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкнуть к новым условиям и требованиям педагогов и быстро влиться в учебный процесс. Ребятам, которые к нам приходят учиться, приходится быстро повзрослеть, влиться в студенч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения на уроках и занятиях первого полугодия 2014-2015 учебного года.

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами. (Лессинг).

В наш техникум приходят ребята из различных школ в основном после 9-го класса. Контингент учащихся не относится к тем детям, которые очень хорошо учились в школе. Ребятам первое время трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкнуть к новым условиям и требованиям педагогов и быстро влиться в учебный процесс. Ребятам, которые к нам приходят учиться, приходится быстро повзрослеть, влиться в студенческую среду. Отдаленность от дома, самостоятельность накладывает первое время отпечаток на эмоциональное состояние детей. Педагоги техникума стараются помочь ребятам, как можно быстрее пройти период адаптации. Это отражается и во внеклассной работе педагогов и в учебной деятельности. Учебный процесс техникума отличается от школьного тем, что во-первых, программой по математике 10-11 классов необходимо овладеть за один год, во-вторых, подход к проведению занятий отличается от школьного. На занятиях применяются различные формы: лекции, практические занятия, консультации, зачет. Эффективность обучения математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;

  • самостоятельной выработкой решений обучающихся;

  • высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

  • преимущественной направленностью на развитие или приобретения
    математических умений и навыков;

  • постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за
    самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.

Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии.

Среди инновационных для техникума методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию.

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально "функционировать в сложном и требовательном обществе". А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности студентов, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Я знакомлю студентов с различными учебниками по математике (рассказываю об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ним работать; обучаю подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях). Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать изложенный материал, выделить главные мысли. При рассмотрении изложенного материала прошу объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, определений. Определения и правила, формулировки теорем не заставляю зазубривать, а учу понять и пересказать своими словами. .Считаю, что понятое определение, правило, теорема лучше запоминается и остается в памяти надолго.. В дальнейшем ученики легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.

В своей работе используют метод проектов, а я для отработки знаний, умений и навыков использую работу в группах и уроки - "водопады", записываются примеры на доске или раздается раздаточный материал на каждый стол, ученики один за другим быстро решают и сдают, этот метод используется в высшей школе на практических занятиях.

В своей работе использую накопительную систему оценивания, которая является одним из способов повышения мотивации.

Все названные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников.

И все таки, что же такое АМО? АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

АМО строятся:

  • в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы

  • на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;

  • интерактивности, разнообразных коммуникациях,

  • на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы,

  • деятельностном подходе к обучению, движению и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМ объяснения учебного материала

В процессе урока регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример АМ презентации учебного материала. В своей работе я практикую метод презентаций выполненных студентами. Выбираю тему. Студент подбирает материал, проверяем вместе. И после проверки обучающийся перекладывает материал на слайды. При такой работе у обучающегося есть возможность проявить свое видение темы, проблемы, более глубоко изучить ее. Со школьной скамьи ребятам трудно дается геометрия. Для того, что бы привить любовь и интерес к геометрии прошу ребят выполнить презентации. Стереометрия отличается от планиметрии объемностью фигур, пространственным видением. Ребята с удовольствием создают презентации по темам: «Сечения», «Многогранники», «Тела вращения».

На своих уроках я очень бережно отношусь к мнению каждого учащегося по какому либо вопросу. Даю возможность высказать свое мнение, понять правильность его или заблуждение.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока я использую игровые методы.

Активные методы релаксации

Если я чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, делаю, паузу. Провожу восстанавливающую релаксацию! Иногда достаточно 5 - 7 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят это сделать, не выходя из аудитории.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

.

Перечисленные АМО действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Эффективность АМО. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Вторая причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Третье, кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков:

  • способность принимать решения и умение решать проблемы,

  • коммуникативные умения и качества,

  • умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,

  • умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,

  • лидерские умения и качества,

  • умение работать в команде и др.

Не секрет, что в первую очередь от преподавателя зависит - каким будет образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени.

Провожу уроки - консультации: цель которых. - научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, прежде всего для себя, какие возникли затруднения при знакомстве с повои темой, сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Что дает урок-консультация?

Часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разобраны в классе.

Учащиеся начинают интересоваться дополнительной литературой.

Узнают лучше учащихся, вижу динамику их прохождения, вовремя могут поддержать тех. кто затрудняется, выявляю наиболее любознательных и пассивных.

Учащиеся имеют живой пример поиска решения незнакомой задачи.

У школьников формируется привычка задавать вопросы (которая вообще свойственна детям, но. к сожалению, чаще всего уже потеряна). А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане.

Описание различных способов решения задач - важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы.

Мне очень важна оценка работы и психологического климата на моих уроках. Стараюсь, чтобы дети не только активно занимались учёбой. Но и чувствовали себя уверенно и комфортно. При подведении уроков не только я даю оценку деятельности своих учеников, но и им предлагаю оценить мою работу. В основном дети великодушны и щедры. Но бывает, что и я получаю замечания от ребят. Они указывают на мои недочеты и промахи. К их замечаниям я отношусь с уважением и работаю над собой. Снова думаю, ищу, учусь. Учусь у моих учеников.



© 2010-2022