Коррекционная работа на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативная направленность речевого развития слабослышащих детей на уроках МАТЕМАТИКИ.

Одной из центральных задач реабилитационной работы со слабослышащими детьми является всестороннее развитие речи и достижение конечной цели - формирование умения полноценно общаться.

Система по развитию речи предполагает несколько направлений: произношение, лексика, синтаксический уровень (словосочетание и предложение), связная речь (текст). Все эти направления взаимосвязаны, развиваются параллельно, хотя и взаимообусловлены.

Так, усвоение терминологии даёт материал для конструирования словосочетаний и предложений, а результаты того и другого направлений используются при составлении связных рассказов, монологических ответов, способствуют обогащению лексики, совершенствованию навыков построения предложений, использованию разнообразных синтаксических конструкций.

Речевое общение представляет собой особый вид деятельности, цель которой - обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определённые сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают своё отношение к высказыванию.

Овладение коммуникативной деятельностью происходит посредством усвоения языка по всем вышеуказанным направлениям. Владение языком предполагает возможность свободного пользования им в различных условиях общения. Речевое общение разнообразно по видам:

  • разговор двух людей и чтение текста,

  • связное устное изложение мыслей на определённую тему,

  • краткое сообщение о выполнении задания в виде деловой записки,

  • подробное описание событий в письме.

Все эти разновидности речевого общения выступают в различных формах:

  • устной и письменной;

  • диалога;

  • монолога;

  • беседы.

Общие черты выражаются в их целевом назначении - передаче и получении информации, разница - в разнообразии мотивов. Для общения необходима мотивация. Немаловажную роль играет ситуация общения как исходный момент речевой активности.

Важность обучения диалогу для развития речи детей в целом освещена достаточно широко в педагогической и психологической литературе у Л.С.Выгодского, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы, в сурдопедагогике - у А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, М.В. Колтуненко.

Своеобразие разговорной речи слабослышащих школьников проявляется не только в трудности восприятия устной речи и овладении её фонетической структурой, но и в понимании смысловой стороны речи, а также умении грамматически правильно строить свои высказывания. Большинство детей понимают смысловое значение реплик в диалоге в том случае, если эти реплики следуют друг за другом в форме вопросов и ответов. Реплики, высказанные собеседником в форме повествовательных предложений, восклицаний, встречных вопросов, вызывают затруднения. Диалоги отличаются бедностью лексики, часто используются предложения полного состава.

Эти и другие особенности обусловливают коррекционную направленность содержания уроков общеобразовательных циклов. В единстве с обучением наукам педагог учит слабослышащих детей видам речевой коммуникации:

  • понимать обращение и выполнять приказания, выражать просьбу, желание;

  • обращаться к другому лицу по заданию учителя или по собственному побуждению;

  • отвечать на вопросы и задавать их;

  • сообщать о выполненной и предстоящей работе;

  • участвовать в диалоге.

Работа над устной речью предусматривает развитие всех компонентов разговорной речи и обеспечивает активизацию словаря, мыслительных операций, навыков слушания, чтения с лица, побуждает каждого из собеседников говорить четко, внятно, выразительно. Эти и другие стороны и составляют коррекционно - развивающую суть работы над формированием речи детей.

На общеобразовательных уроках упражнениям по развитию речевых умений уделяется примерно 15% общего времени.

ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Алгебра

Тема: «Решение двойных неравенств двумя способами» 9 класс

Цель: формирование умений и навыков при решении двойных неравенств с помощью системы неравенств, использованием свойств неравенств.

Задачи:

  • научить решать двойные неравенства двумя способами;

  • развивать умение применять знания в новой ситуации;

  • развивать речь посредством обогащения словарного запаса, организации речевой деятельности;

  • воспитывать самостоятельность, ответственность.

Задание 1.

Лексико-грамматические упражнения.

Прочитайте слова, связанные с изучением темы урока, необходимые для речевых высказываний:

линейное неравенство, свойства, система неравенств, отрицательное число.

Придумайте предложение со словосочетанием отрицательное число.

Задание 2.

Назовите свойства, применяемые при решении неравенств.

Что значит решить систему неравенств?

Опора для ответа

При решении ... можно:

Перенести … из одной части в другую с … знаком;

обе части умножить или разделить на одно и то же … число;

обе части умножить или разделить на одно и то же число, изменив при этом ….

Задание 3.

Прочитайте двойные неравенства, пользуясь опорой.

-6 < 2х < 12; 0 < у < 10.

Опора для ответа

… икс … … шести и … двенадцати

… больше … и … десяти

Задание 4.

Расскажите о способах решения двойных неравенств.

Опора для ответа

  • 1) составить … неравенств;

  • 2) … двойное неравенство, применяя … неравенств.

Решите двойное неравенство, используя оба способа.

-1<3 + 2х <3

Задание 5.

Составьте вопросы и задайте их друг другу.

Опора для ответа

… свойства применяются …решении…?

… значит, решить систему …?

Задание 6.

Речевая задача.

Попроси собеседника рассказать о способах решения двойных неравенств.

Задание 7.

Речевая задача.

Попроси товарища помочь тебе решить двойное неравенство:

-3 < 2х - 1< 3

Литература


  1. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое пособие для учителей школ глухих. - М.: Просвещение,1977. - 374 с.

  2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст], М: Просвещение, 1975. - 279 с.

  3. Леонтьев, Ф.Н. Проблема развития психики. [Текст], М: Просвещение, - 1981, - 378 с.

  4. Малафеев, Н.Н Проблемы интеграции. [Текст], // Дефектология. - 2006. - № 4 С. 15 - 21

  5. Носкова, Л.П. Методические пути формирования у глухих школьников представлений о модели предложения. //Вопросы обучения и воспитания глухих детей. - Свердловск, 1975, 16 с.

  6. Озёрская, В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. [Текст], М: Просвещение, - 1980. - 101 с..

  7. Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей. [Текст], // Дефектология. - 1998. - №1 С. 5- 11

Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Учеб.для студ. высш. учеб. заведений // Н.М. Назарова, И.Г. Багрова, Е.Г. Речицкая. - М: Дрофа, 2000. 360 с.





© 2010-2022