- Преподавателю
- Математика
- Статья. Реализация различных подходов в обучении математике на основе использования ИТ
Статья. Реализация различных подходов в обучении математике на основе использования ИТ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курбатова О.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Статья.
"Реализация различных подходов в обучении математике на основе использования ИТ"
I.Современный урок - какой он?
- Каким должен быть современный урок?
Интересным, полезным, насыщенным, динамичным, продуктивным,
т. е. КПД как для учеников, так и для учителя должен быть максимально высок.
Было бы обидно не воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет современное общество и научно-технический прогресс.
Рождение каждого урока начинается с постановки педагогической задачи, определения целей урока, которые диктуют выбор методов, форм, подходов в обучении и, как следствие, определяют степень необходимости применения информационных технологий и выбор ПО. Ведь применение информационных технологий не является самоцелью, но призвано способствовать созданию максимально благоприятных условий для саморазвития личности.
Расскажу о своём опыте использования ИТ в уроках различного вида.
II.Урок изучения нового материала
«Как запряжёшь, так и поедешь»,- гласит русская поговорка.
Преподнесение нового материала должно быть чётким, наглядным, ёмким и соответствовать уровню и возможностям учащихся.
Программа «Живая математика» даёт такую возможность не только на уроках геометрии, но и на уроках алгебры.
.Интерактивная динамическая модельМощная по содержанию, лёгкая в использовании, она экономит время урока и облегчает понимание учебного материла. На уроке по теме «Площадь криволинейной трапеции» использована уже готовая интерактивная модель, которая позволила учащимся понять смысл формулы Ньютона-Лейбница без необходимости прибегать к её доказательству, которое данной аудиторией - общеобразовательный класс - было бы просто не понято.
. Рабочее поле экрана компьютера ученикаЭта же программа помогает мне и на уроке геометрии.
На тему «Движение» программой отводится 10 часов. Но их то в конце выпускного 9 класса как раз и не хватает. Из практики знаю, что учителя просто опускают эту тему. Однако, организовав работу детей за компьютерами, для знакомства с темой оказывается достаточно 2 часов.
Дети вслед за учителем выполняли его указания, делали выводы, записывали определения, самостоятельно решали задачи, в том числе и поискового характера. Итогом была разноуровневая проверочная работа, показавшая хорошую результативность урока.
Компьютер и программное обеспечение помогли снять с детей стресс от работы с циркулем и линейкой (у них нет черчения). Объём выполненных чертежей превысил возможности традиционного урока.
В дальнейшем на уроках (если остаются часы) тема будет отрабатываться в классе за партами, но дети, уже вооружённые знаниями, зрительными образами, окрылённые успехом работы на компьютере, работают совершенно в ином темпе, показывают высокий результат.
III.Урок применения и совершенствования знаний
В 8 классе при изучении темы «Квадратичная функция» необходимо отработать построение графиков, полученных параллельным переносом относительно базового графика. Дети быстро утомляются. В журнале «Математика в школе» подхватила идею рисовать графиками функций. Дети тяжело работали с миллиметровкой, путались, не доводили работу до конца. Хорошая идея погибала на корню. Спасла свободно распространяемая программа «AdvancedGrapher».
К слову сказать, программа «Живая математика» способна прекрасно её заменить.
.Работа в программе AdvancedGrapherКомпьютерный класс - урок-практикум. Сначала во фронтальной работе дети выполняют общие задания, повторяют теорию, отвечают на вопросы, проверяют правильность своих выводов с помощью компьютера. Параллельно повторяют тему «Область определения»и на практике осознают её значимость. Какой же восторг в классе, когда получается рисунок! А дальше индивидуальная работа. У каждого ученика своя карточка.
Множество формул уже не пугает, а возможность построить график - радует. За урок дети построили более 20 графиков. Учащиеся получили законченные рисунки и только хорошие и отличные отметки.
Дети обменялись карточками и домашнее задание на миллиметровке выполнили легко. Были и такие, кто с энтузиазмом принялся придумывать. Чтобы преодолеть трудности (ведь они были знакомы только с параболой и прямой),ученики вынуждены были открыть учебники старших классов, энциклопедии, справочники, обратиться к родителям.
Как важно нам научить детей добывать знания, перерабатывать информацию, и не погасить интереса к трудному предмету.
IV.Урок обобщения и систематизации знаний
Необходимость систематизировать огромный пласт теоретического материала, который поверхностно дан в учебнике алгебры за 9 класс, привела меня к созданию урока-мастерской технически поддержанного программой «PowerPoint».Урок был построен с соблюдением законов подобного рода уроков: индукция;
обсуждение;
разрыв;
рефлексия.
На уроке использовалась фронтальная работа, индивидуальные выступления учащихся, работа в группах. Все ответы были поддержаны слайдами, где каждая строчка всплывала, как поддержка ответа ребёнка, после того как учащийся завершил высказывание.
Дети провели систематизацию степенных функций. Хаос в головах был побеждён. Рефлексия в виде теста показала, что урок достиг цели. Результаты были хорошими.
V.Урок - введение в предмет.
Урок, как социальный заказ. В 8 классе на уроке планиметрии учащиеся впервые знакомятся с тригонометрическими понятиями. Определения, символика являются необычными и сложными для учеников.
- Кто придумал? Зачем?
Ответив в двух словах на эти вопросы, я поняла, что любопытство не удовлетворено. Так родилась презентация «История тригонометрии»
Я не просила ребят записывать, но они записывали, спрашивали, уточняли. Спрашивала и я. Мы решали задачи вместе с Фалесом и китайским математиком Лю Хуэйем. Удивлялись древности первых тригонометрических таблиц. Рассматривали происхождение некоторых тригонометрических терминов. Провели исторические и географические параллели, закончив урок именем петербургского учёного Л.Эйлера.
Урок получился насыщенным, информативным, заставил применить детей знания геометрии для решения практических задач.
- Был ли полезен такой урок?
- Да.
У ряда детей был снят негатив: «Ещё один предмет!». Другие же ученики взялись за презентацию к 300-летию Л.Эйлера. Вот так исподволь началась проектная работа.
VI.Урок - контроль знаний, умений и навыков.
Очень удобен в работе программный комплекс«Знак». Работая вместе с программой «Наставник-2», она позволяет наряду с заданиями учителя использовать множество уже имеющихся в программе задач, что облегчает труд учителя по подготовке разноуровневой контрольной работы. Задания можно решать не только на компьютере, но и распечатывать на бланках, схожих с бланками ЕГЭ. А это в нынешней ситуации очень актуально.
-Что даёт использование этой программы учителю?
-
-подготовку детей к сдаче ЕГЭ;
-
-облегчает его труд по обработке и глубокому анализу результатов К/р;
-
-возможность написания работы детьми в другое время (болезнь);
-
-разноуровневый подход при проверке знаний.
-Что даёт использование этой программы ученику?
-
-оттачивание навыка при работе с тестами типа ЕГЭ;
-
-возможность самостоятельно проработать ошибки;
-
-поддержка интереса к предмету (задания разного уровня сложности)
Кроме того, подготовиться и подготовить к ЕГЭ по математике можно с использованием сайта uztest.ru/
VII.Комбинированный урок
Расскажу о программах «на каждый день». Сейчас я пользуюсь 2-мя программами, дополняющими друг друга и позволяющими решать задачи комбинированного урока.
Комплекс «Все программы школьной математики» с 5 - 11 класс позволяет обеспечить дифференцированный подход в обучении. Она удобна в применении на этапе устной работы и этапе закрепления материала. Проболел ли ребёнок или вырвался вперёд, она обеспечивает ему индивидуальную помощь. Одному достаточно мудрой идеи, другому нужен подробный алгоритм действий. И эту помощь предоставляет программа НК-слушатель, входящая в комплекс.
Сетевая программа «Наставник» применяется мной как на уроке, так и в индивидуальной работе после уроков. Она фиксирует и систематизирует ошибки каждого ученика. Ребёнок, садясь к компьютеру и работая в заданной общей для всех теме урока, отрабатывает именно тот фрагмент, который не получается именно у него, имея возможность обратиться к электронному учебнику.
VIII.ИТ для учеников и ради учеников
Время диктует нам необходимость использования в работе информационных технологий, но не ради их самих, моды, открытого мероприятия, а ради детей, которых мы хотим вырастить:
-инициативными и творческими;
-с высоким уровнем самостоятельности и ответственности;
-со сформированными психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением);
-способными к саморазвитию.
5