Урок математики в 5 классе «По тропинкам предков»

"Описание материала: Данный материал предназначен для изучения старинных мер длины. Используются: Доска. Мультимедийный проектор. Презентационнай материал. Компьютерный класс. Метровка, линейка. Карточки с таблицами, смайлики.(по количеству учащихся).   В ходе урока учащиеся решают ребусы, заполняют тестовые задания на реальную математику, придумывают текст своей задачи, применяют свои знания на практике, проводят рефлексию. Также имеется взаимоконтроль учащихся, самооценивание. Домашнее ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский педагогический конкурс.

«Сценарий медиаурока с компьютером».

















Сценарий урока математики в 5 классе.

Тема урока: «Старинные меры длины»












Подготовила: учитель математики

МБОУ УКООШ

Дьячковская Саргылана Николаевна




Октябрь 2012г.

Тема: «Старинные русские меры длины»

Цель урока:

- изучить старинные меры длины;

Задачи урока:

- формирование умений переводить старинные меры в метрическую систему;

- формирование умений использовать старинные меры длины в повседневной жизни;

- воспитание уважительного отношения к истории своего народа, страны.

- развитие логического мышления, устной речи, расширение кругозора;

- развить умение формулировать свою мысль;

Этапы урока:

1. Вступление.

2. Повторение.

3. Новая тема

4.Применение новых знаний на практике .

5. Решение задач.

6. Закрепление.

8. Итог урока.

Оборудование:

Доска. Мультимедийный проектор. Презентационнай материал. Компьютерный класс. Метровка, линейка. Карточки с таблицами, смайлики.(по количеству учащихся)



1 этап. Вводная часть.

Добрый день!

Восход солнца природу пробуждает, а ученье голову просветляет. (1 слайд)

Начинаем наш урок с древней монгольской поговорки. С давних времен люди считали: если за день человек ничего нового для себя не узнал, то этот день прошел зря. Прежде чем начать наш урок предлагаю вам разгадать ребус

(слайд №2)

«Старинные меры длины» - это и есть тема нашего урока. ( Слайд №3)

Пусть каждый немножко про себя подумает, что он ждет от этого урока?


2 этап. Повторение - мать учения.

(Слайд№4) (Повторение)

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, повторим то, что мы знаем.

2.1. Тест (Тестирование на компьютере. Я использую тестовый редактор издательства «Учитель», серия «Тестовый контроль» .)

Тест к уроку математики «Старинные меры длины»

  1. 45∙3 =

148

135

155



  1. 1 м =

10 см

100 дм.

100 см.



  1. Время без пяти девять. Что показывают часы?

905 ч.

955 ч.

855ч.



  1. Длина зеленой линейки 25 см., Длина красной - 35 см. Какое из высказываний верное?

Зеленая линейка длиннее красной.

Красная линейка длиннее зеленой.

Красная линейка не длиннее зеленой.



  1. Какое число пропущено в пословице. ______ бед - один ответ.

100

3

7



  1. Послезавтра четверг. Какой день недели был вчера.

Среда.

Четверг.

Понедельник.



  1. 1000 см =

10 м.

1 м.

1 км.



  1. Найди среди указанных предложений правдивое.

Понедельник - самый длинный день недели.

Последний день августа - 30 число


Самый короткий месяц - февраль.




  1. Что длиннее 200мм или 2дм

Равны.

200 мм

2 дм.



  1. Найдите значение выражения 5 + 505:5

110

102

106



  1. Математическое действие, производимое с помощью знака «+»

Сложение

Слагаемое

Сумма



  1. Что получится, если к наибольшему двузначному числу прибавить наименьшее двузначное число.

199

100

109



  1. 2 км =

20000 см.

2000 м.

200 м.



  1. 35 дм: 5

7 см.

70 см.

700 мм.

2.2. Меры длины.

Составьте слова из данных анаграмм. (Слайд №5)

Километр, дециметр, сантиметр, миллиметр.

Все эти слова состоят из двух частей. Назовите общую часть этих слов.

МЕТР

Современное определение метра было принято XVII Генеральной конференцией по мерам и весам в 1983 г.

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Метр был впервые введён во Франции в XVII веке 1799 из платины был изготовлен эталон метра, длина которого соответствовала одной сорокамиллионной части Парижского меридиана. (Слайд№6)

Слайд № 7. Выполните задание (устный опрос)

1 сантиметр = ? мм

1 дециметр = ? см

1 метр = ? см

1 километр = ? м

3 этап. «Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает»

Слайд №8 (Изучение новой темы)

С давних времен, как только люди научились строить дома, измерять пахотные угодья, пастбища появились меры длины. В то время не было ни интернета, ни телевизоров, ни средств связи. Поэтому у каждого народа были свои меры длины. Какие старинные меры длины известны вам?

(после того, как дети ответили, показываются слайды № 9,10,11)


Урок математики в 5 классе «По тропинкам предков»Урок математики в 5 классе «По тропинкам предков»

Слайд № 9 Слайд № 10

Слайд№ 11

Как вы думаете, почему в старину люди применяли части своего тела, чтобы измерить что-либо?

Потому что они всегда при человеке. В любой момент удобно ими воспользоваться.

Здесь указаны средние длины старинных мер. В другой литературе, возможно, вы встретите другие измерения данных величин. С чем это связано?

У каждого человека длина частей тела разная.



4 этап. Семь раз отмерь, один раз отрежь (Слайд №12)

Применение полученных знаний на практике.

Приглашаю трех учащихся к доске, для выполнения следующих заданий.

1 задание: Измерить длину стены в саженях. (ученик показывает простую сажень)

2 задание: В пядях измерить ширину двери. (пядь на свой выбор)

3 задание: В локтях измерить длину доски. (локоть на свой выбор)

Остальные в вершках измеряют длину учебника.

Какие действие мы должны сделать, чтобы выполнить задание?

  1. Выясняем количество мер. Если при измерении получится остаток, переходим к меньшей мере.

  2. Измеряем с помощью линейки (метровки) свою меру длины.

  3. Результат умножаем на количество своих мер.

В конце идет общее обсуждение.

5 этап. «Семи пядей во лбу»

(Слайд №13) Решение задач

Попробуйте отложить семь пядей. Может ли человек иметь такой лоб? Про какого человека так говорят? (Про умного.)

Предлагаю вам две задачи. Решите любую на выбор. (Слайд № 14)

  1. Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

Решение: За одну минуту заяц пробегает 250 саженей, а собака 260 саженей. Следовательно, за одну минуту расстояние между собакой и зайцем уменьшится на 10 саженей. Поскольку между собакой и зайцем, когда собака увидала зайца, было 150 саженей, то собака догонит зайца через 150:10=15 минут.

  1. Послан человек из Москвы на Вологду, и велено ему в хождении своем совершати на всякий день по 40 верст; потом другий человек в другий [на следующий] день послан в след его, и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть, в коликий день постигнет [догонит]второй первого?

Решение: Когда второй отправился в путь, между ними было 40 верст. За один день рассотяние между ними сокращается на 5 верст. 40:5 = 8 дней. Т.е. на 9-й день пути первого и на восьмой день пути второго.

(Слайд № 15) Перед вами пословицы и поговорки. Попробуем определить их смысл.




6 этап. Закрепление.

Творческая работа: Придумать условие задачи в которой используются старинные меры длины (должно быть по крайней мере две меры). Запишите на листочках.

Чтобы ответы совпадали, всем выдаются карточки с мерами длины из слайдов №9,10,11.

После того как составили условие задачи, обменяйтесь с соседом по парте.

Теперь повторим, какие меры длины мы узнали на этом уроке. Разгадаем анаграммы. (Слайд № 16) Как их измеряют?

7. Заключение.

1. Домашнее задание.

  • Решение творческих задач, свою и соседа по парте.

2. Рефлексия: (фронтально)

  • Что нового для себя узнали на этом уроке?

  • Думаешь ли применять полученные знания в повседневной жизни?

Что больше всего понравилось в уроке?

  • Думаешь ли ты цель, поставленную перед собой в начале урока? Например, на каком этапе урока?

  • Самооценивание. (Слайд № 17)

  1. Выставление оценок.

В заключение все вместе прочитаем эту пословицу.



БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО. (Слайд № 18)



Спасибо за урок! (Слайд № 19)





Использованная литература:

1. Виленкин Н.Я и др. «Математика 5 кл» учебник для общеобразовательных школ. Издание 23-е. Москва изд. «Мнемозина» 2008г.

2. Барышникова Н.В. «Математика 5-11 класс. Игровые технологии на уроках» Волгоград. Изд. «Учитель» 2007г.

3. Пономарева Т.Е., Парфенова В.А., Аржакова О.Р. «Знания через умения» Кытаанах 2010 с.

5. lib.podelise.ru/docs/302/index-1980.html
















© 2010-2022