Статья Применение ИКТ на уроках математики

Информатизация образования предполагает внедрение технических средств в процесс обучения, системный подход к этому процессу, возможность доступа к информационным ресурсам человечества на основе новых информационных технологий. Использование ИКТ в общеобразовательных предметах ведет к повышению качества образования. Особую роль в этом процессе играют мультимедийные технологии. Их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, интерактивность и мультимедийная наглядность способств...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Горячева Надежда Евгеньевна,

учитель математики,

высшая квалификационная категория, МОУ«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением математики», г. Каргополь



Применение ИКТ на уроках математики.


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, который умело и эффективно владеет новыми технологиями работы с информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Естественно, что без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу.

Информатизация образования предполагает внедрение технических средств в процесс обучения, системный подход к этому процессу, возможность доступа к информационным ресурсам человечества на основе новых информационных технологий.

Использование ИКТ в общеобразовательных предметах ведет к повышению качества образования.

Особую роль в этом процессе играют мультимедийные технологии. Их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, интерактивность и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению учебного материала. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме.

Использование на уроках электронных учебников позволяет сократить время выработки необходимых технических навыков учащихся, увеличить количество тренировочных заданий, при этом легко достигается дифференциация обучения и учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления.

Электронные учебники «Кирилла и Мефодия» составлены профессионально с точки зрения методики. Материал отобран в соответствии с учебным планом. К каждой новой теме предложены тестовые задания для закрепления изученного, контроля знаний.

Безусловно, обращение к электронным учебникам «Кирилла и Мефодия» на уроках математики - лишь первый шаг в освоении школьниками электронных продуктов как одного из средств обучения предмету. В то же время этот шаг представляется важным и перспективным, так как приобщает ученика к информационной культуре, помогает и ученику, и учителю осмыслить место электронных обучающих программ в системе работы по математике.

В настоящее время существуют различные формы использования информационных технологий, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

  • возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.

  • ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;

  • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.

  • оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала - иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний - тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.

I. Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. При подготовке к восприятию нового материала удобно использование слайдов с готовыми чертежами, формулами, рисунками в которых используются эффекты анимации. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Важным средством организации восприятия информационного материала является цветовое и мультимедийные оформление. Демонстрация как бы руководит «живым созерцанием» информации, учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое таким образом (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. Для того чтобы воспитать «математическое зрение», нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации. От наивного использования наглядности как средства повышения эффективности урока необходимо сделать переход к формированию математических визуальных понятий, которые по своему объему, степени обобщенности не уступали бы привычным вербальным, словесным понятиям. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент, хороший иллюстративный материал и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно - на большом экране (с помощью проектора). Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на наиболее сложных, значимых моментах учебного материала. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий.

II. Закрепление .

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания. На уроках математики часто используются тесты обучающего характера в электронном варианте. Они очень полезны для усвоения определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста учащиеся сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождения дает возможность получить хорошие результаты.

III. Контроль знаний.

Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовке таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень. При контроле используются тесты. Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера, выдача ответа осуществляется его набором.

Для контроля знаний удобно использовать презентации, позволяющие каждому ученику выполнив свой вариант задания, проверить результат работы с помощью слайда. В случае удовлетворительной (или неудовлетворительной) оценки ученик имеет возможность изучить правильное решение, посмотрев соответствующий слайд и выявить допущенные ошибки. Полученные оценки выставляются учителем в журнал. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовке таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.

IV. Домашнее задание.

Особенно перспективным, как мне кажется, представляется использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу окажут графические возможности компьютера. Компьютер заставляет по-иному взглянуть на многие школьные традиции. Например, домашнее задание. Можно предложить группам учащихся составить презентацию задачи по геометрии. Ученикам приходится не только решить задачу, но и составить презентацию, а это способствует более глубокому погружению в «проблему». Не зависимо от степени подготовленности учащихся каждому приходится пройти путь обработки знаний по математике и информатике.

Я считаю, что мультимедийные технологии способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации раскрывающей практическую значимость темы, содержащей исторические факты. Материал презентаций можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов.

Таким образом, использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности, делает обучение более содержательным, привлекательным, зрелищным. Оно способствует развитию навыков самостоятельной работы, позволяет повысить качество знаний, раскрывает творческий потенциал учащихся.

Список литературы

1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. №1.

2. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно - ориентированном обучении. М., 1998.

3. ж. «Профессиональное образование» №9 2005г. А.Т. Булгаков, Ю.П.Волков., «Информационные технологии в личностно - ориентированном обучении».

4. ж. «Профессиональное образование» №9 2005г. Л.С.Зауэр. «Информационные технологии в личностно - ориентированном обучении».





© 2010-2022