Особенности гражданского воспитания современных дошкольников

     Под воздействием окружающей  социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих  взаимоотношениях,  устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е.   в  период  дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям.                     Граждан...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности гражданского воспитания

современных дошкольников




Особенности гражданского воспитания современных дошкольников


Детство - каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

В.А.Сухомлинский


Развитие гражданских качеств личности - процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.

Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление, следовательно, важнейшая цель педагога - учить воспитанников Миру. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов образовательных учреждений воспитания социально-активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.

Гражданское воспитание в дошкольной системе образования - это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.

Цель гражданского воспитания детей дошкольного возраста состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:

  • проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;

  • организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города;

  • проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;

  • организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;

  • вовлечения детей в общественную деятельность.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Цель всего содержания деятельности педагога в этом направлении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре своего народа. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника Студии раннего эстетического развития «Воображение». Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, родному городу.

Для детей 5 -летнего возраста особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего города и республики. Знакомясь с их достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Задачами гражданского воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и обычаям;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами своей республики и России (герб, флаг, гимн);
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в рамках деятельности педагогов Студии «Воображение» решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так как воспитываются в ребенке не только патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с материалом включает в себя разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой «Воображение»: речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную, экологическую, этическую). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. Для закрепления знаний и более наглядного представления детьми предлагаемого материала считаю целесообразным подбор наглядного материала: фотографий, репродукций картин, различных предметов быта, рисунки, макеты и др.

С целью выполнения поставленных задач работа по гражданско - патриотическому воспитанию педагогами Студии «Воображение» осуществляется по следующим разделам:

  1. «Край родной Алания». Педагог Еналдиева Э. С.

Цель: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

  1. «Мы славим город свой». Педагог Кузнецова З. Х.

Цель: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

  1. «Быт и традиции». Педагог Еналдиева Э. С.

Цель: расширять знания об этикете своего народа; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о национальных праздниках.

  1. «Флаг, герб и гимн Российского государства».Педагог Боранова А. М.

Цель: знакомство детей с государственной символикой Осетии и России.

  1. «Моя дружная семья». Педагог Дзгоева С. Т.

Цель: воспитывать чувство любви к близким родственникам.

Педагог Дзгоева С. Т.

6. «Как чуден наш родной язык». Педагог Еналдиева Э. С.

Цель: приобщать детей к богатствам родной литературы, произведениям местных авторов.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений педагогом Борановой А. М. практикуется изобразительная деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по парку» и др.). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и национальной культуре, рассказываю русские и осетинские народные сказки («Баба Яга», «Безрукие и безногие богатыри», «Бобовое зернышко», «Василиса Прекрасная», «Алдарский сын», «Олень, медведь и два ежа», «Солнце и лягушка», «Чудесный пояс» и др.). Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Педагог по вокалу Дзгоева С. Т. активизирует воображение посредством прослушивания в аудиозаписи и разучивания русских и осетинских народных песен, она знакомит детей с предметами народно-прикладного искусства. На занятиях по «Окружающему миру» (педагог Кузнецова З. Х.) дети смотрят мультфильмы на двух языках.

Ежегодно в Студии «Воображение» проводятся музыкально-игровой праздник «Новый год», а праздничное развлечение «Мамин день», выпускной бал. Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с итогами прошедшего учебного года.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Такие дела способствуют формированию у дошкольника представления о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Используемая литература:

1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2004год, № 4.

2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. Дошкольное воспитание. 2003 год. №2.

3. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. Москва, 1982 год.
4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка. СПб.: Речь, 2004 год.
5. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир. Дошкольное воспитание. 2000 год.

6. Дополнительное образование и воспитание. №5 - Москва, 2009 год.

7. Дошкольное воспитание. №8 , Москва, 2009 год.

8. Дошкольное воспитание. №10, Москва, 2009 год.







6


© 2010-2022