• Преподавателю
  • Математика
  • Конспект по трудовому обучению на тему: Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак. Использование орнаментов

Конспект по трудовому обучению на тему: Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак. Использование орнаментов

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«МЕНДІҚАРА АУДАНЫ ӘКІМДІГІ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ СОСНА ОРТА МЕКТЕБІ» ММ

ГУ «СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА МЕНДЫКАРИНСКОГО РАЙОНА»






Конспект урока по трудовому обучению в 3 классе



Тема урока:


Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак.


Использование орнаментов.









Учитель: Кусаинова З.Н.





2016 год



Трудовое обучение

3 класс

Тема : Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак.

Использование орнаментов.

Цель: формирование знаний о домашней утвари казахского народа;

Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции.

Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость)

образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус;

Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, коммуникативные качества.

Тип урока: урок- путешествие

Методы: наглядный, частично - поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Используемая технология: элементы здоровье- сберегающей,ИКТ,игровой, элементы критического мышления, элементы личностно-ориентированного обучения.

Оборудование и наглядность: иллюстративный материал, презентация, раздаточный материал - технологическая карта, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда - ковер сырмак из бумаги и картона;

Материал для учащихся: листы картона, цветная и белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в гости к әже( бабушке) Ажар на джайляу. Путь у нас будет через бескрайние просторы нашей Родины. Можем мы ли назвать Родину другими словами? (Отчизна, Отечество).

Как будет звучать слово Родина на казахском языке?(Отаным)

На английском?(  motherland).

- Давайте сравним значения этих слов. В чём сходство этих слов? Есть ли различия? (Слова близкие по лексическому значению, но различные по звучанию и написанию.)

Вы знаете? что в 1991 году 16 декабря Верховный Совет объявил о Независимости Республики Казахстан. Вот уже 25 лет наше государство является демократическим государством.

Что вы ожидаете от похода в гости к аже Ажар? Напишите на стикерах свои ожидания и разместите на дереве ожидания.

(Увидеть жилище- юрту әже Ажар, убранство юрты, кухонную утварь, учиться гостеприимству казахского народа).

Презентация «Моя Родина»

II.Актуализация ЗУНов

Как называется жилище әже Ажар?(юрта) ( слайд№1)

Что больше всего бросается в глаза в ее жилище- юрте ?

(В юрте много красочных ковров:пол устлан коврами, стены увешаны тоже коврами. Яркие краски ковров радует наши глаза),

В какой национальной одежде встречает нас әже Ажар? (в платье- , камзоле, на голове платок, на ногах сапоги. А теперь скажите на казахском языке:көйлек, етік, қамзол, орамал)

Какие особенности в ее национальной одежде,украшении юрты?

(Юрта,одежда и обувь украшены орнаментами).

Что такое орнамент? (Орнамент - это узоры, состоящие из упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов).

Какие виды орнамента присутствуют в убранстве юрты, ее одежде и обуви?

Почему больше всего в изделиях присутствуют орнаменты: бараний рог- «қошқармүйіз», «сынықмүйіз" - сломанный рог, крестовина-«төртқұлақ».

(Зоомофные орнаменты, так как аже Ажар проживает в Северном Казахстане, где люди занимаются скотоводством, и в изделиях больше применяют орнаменты животного происхождения)

Распределите по группам изображения орнаментов. (слайд №4)

(зооморфные: рога, парные рога) ,растительные: тюльпан, цветок),космогонические( крестовина, звезда, полумесяц),геометрические: четырехлистник))

Әже Ажар умеет делать такие красивые и нужные вещи.

По-казахски, такого человека называют шебер( мастер). Вы знаете, что делать такие красивые вещи это искусство? В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу и любовь. Эти вещи называют произведениями народных мастеров.

Какими качествами должен обладать мастер?

Дидактическая игра «Да - нет»

(Да- поднимают руки вверх, нет- прячут руки за спину.)

- Мастер любит свое дело.

- Он трудится не жалея сил.

- Ленится, не любит работать.

- У шебера все получается.

- Сначала трудится, а потом отдыхает.

- Мастера и мастерицы неправильно делают свою работу.

III.Подведение к теме.

Как вы думаете какая тема нашего урока?( Домашняя утварь казахов: коврик.

Использование орнаментов).

Какую цель будем достигать? Какую практическую работу мы будем делать?

(закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий.

Цель практической части урока: изготовление и декоративное оформление ковра-сырмака из бумаги способом аппликации).

IV. Усвоение нового материала.

16 декабря весь народ Казахстана будет праздновать 25-летие Независимости страны Мы- гостеприимный народ, будем приглашать много гостей на той, для этого мы тоже внесем свой вклад и изготовим своими руками ковры- сырмаки способом аппликации на бумаге.

Приём «Встреча» Встреча с бабушкой Ажар и ее рассказ.

Многое ушло уже в историю, но и сейчас современная одежда, предметы быта украшают казахским орнаментом. Древним ремеслом казахов было ковроткачество.(слайд №5)

Ковер - это текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп .

Текемет - ковер войлочный постилочный с цветным узором .Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета, при обработке узор вваливается. (слайд № 6)

Тускииз - ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной(слайд№ 7-8)

Прием: Удивляй! (Опережающее задание: сообщение ученика о тускиизе- настенный ковер)

Сырмақ - ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.

Он является одиним из главных предметов убранства казахского народного жилища - юрты).

Сырмаки и текеметы - это войлочные казахские ковры, которыми застилаются пол (слайд№9)

А) Анализ образцов изделий

- Посмотрите внимательно на ковер- сырмак әже Ажар.

- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация).

-Что такое аппликация? - Аппликация - это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.

- Какой узор чаще всего встречается в коврах әже Ажар?

(бараний рог- «қошқармүйіз», «сынықмүйіз" - сломанный рог, крестовина-«төртқұлақ». ).

Д/игра «Что понадобится?» ( деление на группы).)

(Дети по командам выбирают из предложенных предметов те, которые понадобятся для аппликации.)

VI. Практическая работа. Изготовление ковра-сырмака из бумаги способом аппликации.

1.Вводный инструктаж.

- Работать вы сегодня будете в группах

Члены каждой группы сначала должны договориться о единой композиции - как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели.

- Используйте технологические карты

(порядок выполнения способа вырезания орнамента «крестовина» бараний рог- «қошқармүйіз», «сынықмүйіз" - сломанный рог) с поэтапным изготовлением тех орнаментов, которые будут находиться в центральной части ковра - это узор «крестовина- төртқұлақ». Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. - У каждой группы будет свой узор.

(Узоры сложности разные - дифференцированный подход)

- Вся группа собирает в единую композицию свои части сырмака.

Ознакомьтесь с технологическими картами, которые у вас на партах..

Технологическая карта.

  1. Выполнить разметку орнамента для центральной части ковра и для его края (по шаблону)

  2. Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на бумаге.

  3. Вырезать.

  1. Развернуть.

  2. Смазать клеем и наклеить на бумагу.

Собрать все детали ковра в один сырмак

2.Инструктаж по ТБ с режущими предметами.

1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!

2. Не держи ножницы концами вверх!

3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!

3.Физминутка

Шанырак достать хотите?

Руки выше потяните.

Раз, два, три - корпус влево поверни,

И руками помогай

Поясницу разминай.

Руки в стороны потянем

И на место снова сядем

3.Самостоятельная работа учащихся в группах

под казахскую народную музыку

1. Целевые обходы учителя:

а). Контроль организации рабочего места.

б). Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.

в). Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

г). Контроль объема и качества выполнения работы

2.Физминутка для корреции зрения(презентация).

Рисуем глазами геометрический орнамент( треугольник)

3. Оформление работы

4. Презентация работ групп. (прием саморегуляции).Регламент выступления 2 минуты.

Каждая группа вывешивает ковер- сырмак на доску, руководитель группы представляет работу.

3.Взаимооценивание творческих работ групп .

«Цветовой сигнал»

зелёный - всё понятно или выполнил без ошибок,

жёлтый - были затруднения или допустил ошибку,

красный - не понятно или не справился с работой.

- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?

Что не совсем получилось? Почему не получилось?

9. Выставление оценок.

13 . Рефлексия. Самооценка

- Что научились создавать своими руками?

- В какой технике создавали работу?

- Какое чувство вы испытали после похода в гости на джайляу ?

Где вы будете использовать знания, навыки и умения, приобретенные в гостях у әже Ажар ?

Дополните новыми впечатлениями «Дерево ожидания».

Земля родная, силу дай
И юноше, и старцу.
Живет в веках наш добрый край
На благо казахстанцев !





© 2010-2022