- Преподавателю
- Математика
- Урок проблемного изложения в 8 классе по теме Теорема Виета для работы с учебником Ю. Н. Макарычева
Урок проблемного изложения в 8 классе по теме Теорема Виета для работы с учебником Ю. Н. Макарычева
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Томайлы Н.И. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок алгебры в 8 классе
Теорема Виета
Цели: доказать прямую и обратную теоремы Виета, использовать их при решении задач.
Планируемые результаты: отрабатывать навыки применения теоремы Виета к решению задач.
Тип: урок проблемного изложения
Ход урока.
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию №575.
Творческое задание.
Найти три последовательных целых числа сумма квадратов которых равна 869.
х-1, х, х+1
(х-1)2+х2+(х+1)2=869
х2-2х+1+х2+х2+2х+1=869
3х2=869-2
х2=
х2=289
x=
х=±17
Итак х1=16, х2=17,х3=18, или х1=-18, х2=-17, х3=-16.
2. Контроль усвоения материала
Самостоятельная работа в двух вариантах.
III Мотивация учебной деятельности.
Рассмотрим уравнения, найдем корни
х2-х-2=0; х1=-1, х2=2.
х2-7х+12=0; х1=3, х2=4
х2-3х-10=0; х1=-2, х2=5
Какие закономерности вы видите между суммой и произведением корней уравнения и его коэффициентами?
Попробуем сформулировать?
Сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Такое утверждение называется прямой теоремой Виета и выполняется для любого приведенного квадратного уравнения.
IV Сообщение целей и темы урока.
V Изучение материала.
1. Докажем теорему.
Рассмотрим уравнение ах2+bх+с=0, при а=1, имеем х2+bх+с=0.
Или заменим b=p, c=q
х2+pх+q=0; тогда D=p2-4q, Пусть D≥0, тогда уравнение имеет два различных корня при D>0 или равных корня при D=0.
Найдем сумму и произведение корней
Итак доказано, что и
Теорему Виета можно применять к любому уравнению вида ах2+bх+с=0. Разделим все части уравнения на старший коэффициент и получим равносильное уравнение
, тогда и
2. Обратная теорема Виета
Если числа m и n таковы, что их сумма равна числу -р, а произведение равно числу q, то числа m и n являются корнями приведенного квадратного уравнения х2+pх+q=0
Докажем это утверждение.
По условию m+n=-p или p=-(m+n), а m·n=q. Подставим p и q в уравнение и получим х2-(m+n)х+m·n=0, докажем что m корень уравнения. Подставим вместо х число m и получим
m2-(m+n)m+m·n=0
m2-m2-m·n+m·n=0; 0=0 верное равенство следовательно число m является корнем урванения х2+pх+q=0.
Аналогично доказывается что число n также является корнем этого уравнения.
V Закрепления материала
Рассмотрим пример 3х2+5х+2=0.
Найдем: а)сумму, б)произведение, в)сумму обратных величин корней, г)сумму квадратов корней, д)сумму кубов корней, е)модуль разности корней (х1-х2)
3х2+5х+2=0
D=b2-4ac=25-4·3·2=1
, D>0
уравнение имеет два корня, эти же корни имеет приведенное квадратное уравнение
а)
б)
в)
г)
д)
е)
1) №580 (а, в, г, д)
2) Решить и выполнить проверку: №581 (а, б)
3)Найти корни и выполнить проверку используя обратную теорему Виета: №583 (в, г, д)
4)Найти подбором корни уравнения №№585, 587, 589, 592.
VI Работа в парах №595
VII Контрольные вопросы:
1) Сформулируйте и докажите прямую теорему Виета для уравнения х2+pх+q=0.
2) Сформулируйте и докажите прямую теорему Виета для уравнения ах2+bх+с=0.
3) Сформулируйте и докажите обратную теорему Виета.
VIII Творческое задание
Написать квадратное уравнение, корни которого равны:
а)и; б)и; в)и;
г)и; д)и; е)и.
IХ Подведение итогов урока
Х Дифференцированное домашнее задание
№580 (б, е), №581 (в, г), №583 (а, б), №586
Повторение трудностей
х2-3х+а=0;
; a=?
a=-28