- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике с умеренной умственной отсталостью (8 вид), 5 класс
Рабочая программа по математике с умеренной умственной отсталостью (8 вид), 5 класс
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шолохова Е.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено Руководитель МО _______________________ ФИО
_________________________ Подпись
Протокол № _______ от «___» ___________ 2015 г.
| Согласовано Зам. директора по УВР _________________________ ФИО ________________________ Подпись «___» _____________ 2015 г. | Утверждаю Директор МКОУ ШР «СОШ № 4» _________________________ ФИО _________________________ Подпись Приказ № _____ от «____» __________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
с умеренной и выраженной умственной отсталостью (VIII вид)
5 Д класс
Шолоховой Елены Нифонтовны,
учителя первой квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1,-М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011, под редакцией В.В.Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цель: Совершенствование предметно-практической направленности обучения математике, которое связано с жизнью и использование математических знаний в повседневной жизни.
Задачи:
1.формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
2. максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
3. воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
• развивать пространственные представления учащихся;
• развивать память, воображение, мышление;
• развивать устойчивый интерес к знаниям.
Воспитательные:
• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-
развитие абстрактных математических понятий;
-
развитие зрительного восприятия и узнавания;
-
развитие пространственных представлений и ориентации;
-
развитие основных мыслительных операций;
-
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-
развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии:
-
игровые,
-
здоровьесберегающие,
-
личностно - ориентированное обучение,
-
проблемное обучение,
-
развивающее обучение,
-
дифференцированное обучение,
Методы
-
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие
Формы обучения:
1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-игры и т.д.
Формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля : устная проверка, проверка практических, самостоятельных и контрольных работ.
На изучение предмета в 5 классе по учебному плану выделено 5 часов в неделю.
Всего за учебный год: 170 часов
Плановых контрольных работ: 14
Учебный материал в программе распределен по четвертям, но не указано конкретное количество часов на изучение определенной темы - право выбора здесь предоставлено учителю, оно зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса.
Календарно-тематическое планирование по математике, 5 класса Д (8 вид), (5 часов в неделю)
№ урока
Планируемая дата
Фактическая дата
Тема урока
Коррекционная работа
Количество часов
Примечание
Раздел 1: Повторение. Сотня (19 ч)
1
02.09.
Нумерация в пределах 100. Чтение, запись двузначных чисел. Сравнение чисел.
развитие математической речи учащихся, активности и внимания; воспитание работоспособности.
1
2
03.09.
Разряды класса единиц
Развитие аналитического мышления; воспитание целенаправленности
1
3
03.09.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
Развитие речи учащихся; воспитание работоспособности.
1
4
04.09.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд
Развитие памяти, мышления, внимания, речи учащихся.
1
5
04.09.
Линия, отрезок, луч.
Коррекция внимания, развитие точности, воспитание аккуратности; развитие пространственных представлений, умение мыслить, сопоставлять и сравнивать; формирование логического мышления.
1
6
07.09.
Все действия в пределах 100
Развитие мышления; воспитание трудолюбия.
1
7
08.09.
Все действия в пределах 100
Развитие мышления; воспитание трудолюбия.
1
8
09.09.
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100
Развитие математического мышления. Воспитание интереса к математике.
1
9
10.09.
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100
Развитие математического мышления на основе игры; воспитание интереса к математике.
1
10
11.09.
Углы.
Развитие математического мышления через задание на построение геом. фигур; развитие графических умений; воспитание аккуратности.
1
11
14.09.
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100
Развитие математического мышления; воспитание интереса к математике. Коррекция пространственной ориентировки.
1
12
14.09.
Все действия в пределах 100
Развитие математического мышления. Развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти на основе.
1
13
16.09.
Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100»
Развитие математического мышления; воспитание навыков самоконтроля.
1
14
17.09.
Работа над ошибками
Развитие математического мышления, воспитание навыков самоконтроля.
1
15
18.09.
Нахождение неизвестных компонентов сложения
Развитие мышления;
воспитание навыков самоконтроля.
1
16
21.09.
Прямоугольник, квадрат.
формирование конвергентного мышления (последовательное, однонаправленное, логическое); развитие графических умений; воспитание аккуратности.
1
17
23.09.
Нахождение неизвестного уменьшаемого
Развитие мышления через тестовое; воспитание терпеливости
1
18
23.09.
Нахождение неизвестного вычитаемого
Развитие математической речи;
воспитание навыков самоконтроля
1
19
24.09.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания
Самостоятельная работа по теме: «Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания»
Развитие умения планировать работу; воспитание трудолюбия и самостоятельности.
1
Раздел 3: Тысяча. (28 ч)
20
25.09.
Нумерация чисел в пределах 1000.
Чтение, запись трёхзначных чисел
Развитие математической речи через игру «Продолжи ряды»;
воспитание интереса к математике.
1
21
28.09.
Нахождение периметра фигур
Развитие графических умений;
воспитание аккуратности.
1
22
30.09.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Таблица классов и разрядов
Развитие математической речи. Воспитание трудолюбия.
1
23
30.09.
Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
Развитие математического мышления; коррекция зрительного и слухового восприятия.
1
24
01.10.
Сумма разрядных единиц. Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
Развитие речи; воспитание работоспособности. Развитие аналитического мышления.
1
25
02.10.
Сравнение чисел. Счет в пределах 1000 числовыми группами по 2, 20.
Развитие активности и внимания через устный счёт.
1
26
05.10.
Счет в пределах 1000 числовыми группами по 5, 50, 500; по 25, 250. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе
Развитие памяти, мышления, внимания.
1
27
07.10.
Нахождение
периметра помещения.
Развитие математического мышления. Формирование умения
ориентироваться на местности.
1
28
07.10.
Округление чисел до десятков, сотен
Римские числа. Обозначение чисел I-XII
Развитие математического мышления; воспитание навыков самоконтроля. Коррекция памяти.
1
29
08.10.
Контрольная работа № 2 по теме: «Нумерация чисел в пределах 1000»
Развитие математического мышления, внимания; воспитание навыков самоконтроля.
1
30
09.10.
Меры стоимости.
Денежные купюры. Таблица мер стоимости
Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.
1
31
12.10.
Треугольник.
Стороны треугольника.
Расширение представления детей о треугольнике, умения видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни развитие графических умений.
1
32
14.10.
Единицы измерения длины: километр.
Коррекция внимания,
развитие речи.
1
33
14.10.
Единицы измерения массы: грамм, тонна. Таблица мер массы.
Развитие математического мышления; воспитание навыков самоконтроля.
1
34
15.10.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости.
Развитие точности и четкости в записи; воспитание аккуратности. Формирование реального представления о единицах измерения массы; воспитание навыков самоконтроля.
1
35
16.10.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины и стоимости
Развитие математического мышления; воспитание терпимости. Развитие математической речи; воспитание трудолюбия.
1
36
19.10.
Классификация треугольников по видам углов.
Развитие графических умений; развитие внимания; воспитание аккуратности.
1
37
21.10.
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Развитие математической речи; воспитание трудолюбия.
1
38
21.10.
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Развитие мышления; воспитание аккуратности.
1
39
22.10.
Сложение и вычитание чисел. Круглые сотни, круглые десятки в пр. 1000.
Развитие математического мышления, воспитание трудолюбия.
1
40
23.10.
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000».
Развитие математического мышления, внимания; воспитание навыков самоконтроля.
1
41
26.10.
Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000.
Развитие математического мышления; воспитание аккуратности, целенаправленности.
1
42
28.10.
Разностное сравнение чисел.
коррекция мышления;
воспитание наблюдательности.
1
43
28.10.
Задачи на разностное сравнение.
Развитие математического мышления; воспитание аккуратности; воспитание целенаправленности.
1
44
29.10.
Арифметические задачи на разностное сравнение.
Воспитание навыков самоконтроля; воспитание трудолюбия.
1
45
30.10.
Простые арифметические задачи на разностное сравнение.
Коррекция памяти; воспитание настойчивости.
1
46
09.11.
Кратное сравнение чисел.
Коррекция мышления;
воспитание аккуратности.
1
47
11.11.
Простые арифметические задачи на кратное сравнение и разностное сравнение чисел.
Коррекция мышления.
1
Раздел 3: Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000 (25 ч)
48
11.11.
Сложение с переходом через разряд.
Воспитание наблюдательности.
1
49
12.11.
Сложение с переходом через разряд.
Коррекция памяти; воспитание терпимости.
1
50
13.11.
Различия треугольников по видам углов.
Развитие пространственных представлений; воспитание целенаправленности.
1
51
16.11.
Сложение с переходом через разряд.
Коррекция математического мышления; воспитание наблюдательности.
1
52
18.11.
Сложение с переходом через разряд.
Развитие умения решать математические задачи; воспитание аккуратности.
1
53
18.11.
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд.
Развитие математического мышления, внимания; воспитание навыков самоконтроля. Учить анализировать ход работы.
1
54
19.11.
Работа над ошибками. Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд.
Развитие математического мышления; воспитание аккуратности, целенаправленности.
1
55
20.11
Составные арифметические задачи.
Развивать арифметические навыки; коррекция мышления.
1
56
23.11.
Различия треугольников по длинам сторон.
Учить анализировать ход выполнения работы; развивать пространственное мышление.
1
57
25.11.
Вычитание с переходом через разряд.
Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности.
1
58
25.11.
Вычитание с переходом через разряд.
Развивать мышление.
1
59
26.11.
Вычитание с переходом через разряд.
Воспитание терпимости.
1
60
27.11.
Вычитание с переходом через разряд. Проверка.
Коррекция мышления; воспитание
самоконтроля
1
61
30.11.
Вычитание с переходом через разряд. Проверка.
Воспитание самоконтроля.
1
62
02.12.
Различия треугольников по длинам сторон.
Учить анализировать ход выполнения работы; развивать пространственное мышление.
1
63
02.12.
Вычитание с переходом через разряд
Воспитание самооценки.
1
64
03.12.
Контрольная работа № 5 по теме: «Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд».
Развитие математического мышления, внимания; воспитание навыков самоконтроля. Учить анализировать ход работы.
1
65
04.12.
Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности.
1
66
07.12.
Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Коррекция мышления.
1
67
09.12.
Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Коррекция памяти; воспитание наблюдательности.
1
68
09.12.
Построение треугольника по трем данным сторонам.
Развитие понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии.
1
69
10.12.
Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Развитие, коррекция речи.
1
70
11.12.
Составные арифметические задачи.
Коррекция памяти; воспитание наблюдательности.
1
71
14.12.
Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд».
Развитие математического мышления, внимания; воспитание навыков самоконтроля. Учить анализировать ход работы.
1
72
16.12.
Работа над ошибками.
Развитие математического мышления; воспитание аккуратности, целенаправленности.
1
Раздел 4: Обыкновенные дроби( 17 ч)
73
16.12.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.
Коррекция памяти; воспитание наблюдательности
1
74
17.12.
Построение треугольника по трем данным сторонам.
Развитие понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии.
1
75
18.12.
Сравнение долей. Простые арифметические задачи на нахождение части числа.
Коррекция мышления; воспитание самоконтроля.
Развитие умения комментировать свои действия.
1
76
21.12.
Образование дробей.
Развивать внимание, воспитывать наблюдательность.
1
77
23.12.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Воспитывать наблюдательность.
1
78
23.12.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями.
Развитие последовательности мышления.
1
79
24.12.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей.
Развитие последовательности мышления.
1
80
25.12.
Построение равностороннего треугольника по длине стороны.
Построение разносторонних треугольников по трём сторонам.
Развивать умение находить сходные и отличительные признаки через задания «Найди лишнее», «Назови одним словом»; развитие творческих способностей; развитие умения комментировать свои действия.
1
81
29.12.
Виды дробей.
Совершенствовать точность восприятия.
1
82
30.12.
Арифметические задачи на нахождение части числа. Сравнение обыкновенных дробей.
Совершенствовать точность восприятия.
1
83
30.12.
Контрольная работа № 7 по теме «Обыкновенные дроби».
Проверить уровень изученного материала; воспитание самоконтроля.
1
84
Нахождение части от числа. Умножение чисел на 10,100.
Коррекция ошибок; развитие математической речи.
1
85
Умножение чисел на 10,100.
Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности.
1
86
Умножение чисел на 10,100.
Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности.
1
87
Деление чисел на 10,100.
Развивать вычислительные навыки; воспитание аккуратности.
1
88
Деление чисел на 10,100.
Развитие мышления, взаимоконтроля
1
89
Деление чисел на 10,100.
Развивать вычислительные навыки
1
Раздел 5: Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы(11ч)
90
Замена крупных мер мелкими.
Развитие мышления, умения группировать предметы.
1
91
Построение равносторонних треугольников.
Развитие пространственной ориентировки, коррекция логического мышления.
1
92
Замена мелких мер
крупными.
Развитие памяти, воображения и мышления, пространственной ориентировки.
1
93
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.
Развитие глазомера, внимания, памяти. Развитие чувства времени и длительности его.
1
94
Меры времени. Год.
Развитие чувства времени и длительности его.
1
95
Меры времени. Год.
Развитие чувства времени и длительности его.
1
96
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени.
Развитие глазомера, внимания, памяти. Развитие чувства времени и длительности его.
1
97
Построение равнобедренных треугольников.
Развитие устойчивого внимания, памяти. Коррекция и развитие
личностных качеств: усидчивости и выдержки.
1
98
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени.
Развитие глазомера, внимания, памяти. Развитие чувства времени и длительности его.
1
99
Контрольная работа № 8 по теме: «Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени».
Развитие мышления, взаимоконтроля. Развитие чувства времени и длительности его.
1
100
Работа над ошибками
Коррекция ошибок; развитие математической речи.
1
Раздел 6. Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число, полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд.(5 ч)
101
Умножение и деление чисел на 10, 100.
Развитие умения делать словесно-логические обобщения.
1
102
Умножение круглых десятков на однозначное число.
Развитие памяти, воображения и мышления
1
103
Построение равнобедренных треугольников.
Развитие умения устанавливать связь. Развитие памяти, воображения и мышления.
1
104
Деление круглых десятков на число.
Развитие мышления, самоконтроля.
1
105
Деление круглых сотен на число.
Развитие пространственной ориентировки.
1
Раздел 7: Письменное умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд, их проверка.(11 ч)
106
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.
Развитие умения группировать предметы, находить сходства и различие. Развитие мышления.
1
107
Умножение двузначных чисел на число без перехода через разряд.
Развитие устойчивого внимания, памяти.
1
108
Деление двузначных чисел на число без перехода через разряд.
Развитие устойчивого внимания, памяти.
1
109
Круг, окружность. Линии в круге.
Развитие пространственной ориентировки.
1
110
Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Развитие самооценки.
1
111
Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Развитие чувства времени и длительности его.
1
112
Умножение трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Развитие глазомера, внимания, памяти.
1
113
Деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Развитие речи, памяти, воображения на основе заданий.
1
114
Деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Развитие речи, памяти, воображения на основе заданий.
1
115
Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Развитие оперативной памяти, внимания; формирование самооценки.
1
116
Контрольная работа № 9 по теме: «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».
Развитие математического мышления; воспитание навыков самоконтроля.
1
Раздел 8: Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Составные арифметические задачи, решаемые двумя, тремя действиями. (17 ч)
117
Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Развитие памяти, воображения и мышления.
1
118
Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Развитие речи, памяти, воображения на основе заданий устного счёта.
1
119
Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Развитие оперативной памяти на основе заданий на умножение.
1
120
Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
Развитие долговременной памяти путём запоминания и воспроизведения алгоритма умножения трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
1
121
Умножение круглых десятков на однозначное число с переходом через разряд.
Развивать долговременную память на основе выполнения задания «найди ошибку».
1
122
Масштаб. Построение геометрических фигур в заданном масштабе.
Активизация долговременной памяти при работе с геом. материалом; развитие пространственной ориентировки.
1
123
Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Развивать устойчивое внимание, умение работать по словесной инструкции.
1
124
Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение трёхзначных чисел
на однозначное число с переходом через разряд».
Развитие мышления, самоконтроля.
1
125
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом разряд.
Развитие устойчивого внимания через задания устного счёта «Продолжи ряд чисел…»
1
126
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом разряд.
Развивать устойчивое внимание, умение работать по словесной инструкции.
1
127
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Развитие речи, памяти, воображения.
1
128
Масштаб. Определение расстояния по географической карте.
Развитие пространственной ориентировки.
1
129
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом разряд.
Развитие речи, восприятия, мышления.
1
130
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом разряд.
Развитие памяти, воображения.
1
131
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом разряд.
Развитие памяти, воображения.
1
132
Контрольная работа № 11 по теме: «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд».
Развитие мышления, воображения, устойчивого интереса к знаниям.
1
133
Работа над ошибками.
Развитие мышления, взаимоконтроля.
1
Раздел 9: Повторение. Нумерация 1000.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.(18ч)
134
Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом разряд.
Развитие мышления, взаимоконтроля
1
135
Масштаб.
Определение расстояния по географической карте.
Развитие пространственной ориентировки.
1
136
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Решение задач и примеров на увеличение и уменьшение трёхзначных чисел.
Развитие памяти, воображения и мышления.
1
137
Все действия в пределах 1 000.
Развитие умения устанавливать связь между величинами.
1
138
Нумерация чисел в пределах 1000. Чтение, запись трёхзначных чисел.
Развивать математическую речь
1
139
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
Развивать математическую речь;
воспитывать трудолюбие.
1
140
Сумма разрядных единиц. Образование трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
Развивать речь; воспитывать работоспособность.
1
141
Прямоугольник (квадрат)
Развитие мышления, воображения, устойчивого интереса к знаниям.
1
142
Чтение числовых выражений. Запись числовых выражений. Округление чисел до десятков, сотен.
Коррекция логического мышления. Коррекция внимания, речи.
1
143
Приёмы устных вычислений.
Развитие устойчивого внимания, памяти.
1
144
Алгоритмы выполнения действий с трёхзначными числами.
Развитие речи, памяти, воображения.
1
145
Сложение чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости, времени.
Развитие устойчивого внимания, памяти.
1
146
Вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости, времени.
Развитие чувства времени и длительности его.
1
147
Многоугольники. Смежные стороны многоугольника.
Развитие мышления, воображения, устойчивого интереса к знаниям.
1
148
Нахождение неизвестных компонентов сложения.
Развитие речи, памяти, воображения.
1
149
Нахождение неизвестных компонентов сложения.
Развитие речи, памяти, воображения.
1
150
Нахождение неизвестных компонентов вычитания.
Развитие умения делать словесно-логические обобщения.
1
151
Контрольная работа № 12 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000».
Развитие самооценки, самоконтроля
1
Раздел 10: Повторение. Все действия в пределах 1000 (19 ч)
152
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Порядок действий в примерах со скобками и без них.
Развитие самооценки,
коррекция внимания, речи.
1
153
Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число.
Развитие понятия прямого и обратного действия, увеличение объёма памяти, устойчивости внимания.
1
154
Деление двузначных чисел на однозначное число. Решение арифметических задач на уменьшение чисел в несколько раз.
Развитие речи, памяти, воображения.
1
155
Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число.
Развитие активности и внимания через устный счёт.
1
156
Решение примеров в 2-3 действия. Порядок действий в примерах со скобками.
Коррекция мыслительной деятельности на основе практических заданий.
1
157
Решение составных задач на нахождение суммы.
Развитие мышления, воображения, устойчивого интереса к знаниям.
1
158
Контрольная работа № 13 по теме: «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число».
Развитие мышления.
1
159
Решение составных задач на нахождение остатка.
Развитие мышления, воображения, познавательного интереса.
1
160
Квадрат. Элементы квадрата.
Развитие концентрации внимания.
1
161
Решение составных задач на разностное сравнение.
Развитие процессов обобщения, воображения, устойчивого интереса к знаниям.
1
162
Решение составных задач на кратное сравнение .
Развитие самостоятельности, умения логически мыслить и доказывать своё мнение. Коррекция функций анализа и синтеза.
1
163
Геометрические тела: куб, брус, шар.
Развитие памяти, развитие пространственной ориентировки.
1
164
Порядок действий в примерах с двумя - тремя действиями.
Коррекция памяти. Развитие концентрации внимания на основе упражнения «Считай по 4, по 5».
1
165
Арифметические действия с числами, полученными при измерении величин.
Развитие самостоятельности, умения логически мыслить и доказывать своё мнение на основе заданий « Продолжи ряд…»
166
Умножение круглых десятков на однозначное число.
Развитие речи, памяти, воображения в ходе выполнения заданий устного счёта.
1
167
Деление круглых десятков на однозначное число.
Развитие зрительного восприятия, увеличение объёма памяти через задания на составления текста задачи.
1
168
Деление круглых десятков на однозначное число.
Развитие зрительного восприятия, увеличение объёма памяти через задания на составления текста задачи.
1
169
Итоговая контрольная работа
Развитие устойчивого внимания, воображения в ходе выполнения заданий.
1
170
Работа над ошибками.
1
Содержание курса
№ п/п раздела, темы
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Из них
Контрол работы
Самостоят. работы
Практич. работы
1
Повторение. Сотня. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100
19
1
1
-
2
Тысяча. Нумерация в пределах 1000.
28
2
6
-
3
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000
25
3
2
-
4
Геометрический материал. Линия, отрезок, луч. Углы. Прямоугольник, квадрат. Периметр. Треугольник. Классификация треугольников по видам и длинам сторон
-
-
2
5
Обыкновенные дроби.
17
1
2
-
6
Геометрический материал. Различие треугольников по видам сторон. Построение треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки.
-
-
1
7
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы
11
1
-
-
8
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число, полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд.
5
-
-
-
9
Письменное умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд, их проверка.
11
1
3
-
10
Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Составные арифметические задачи, решаемые двумя, тремя действиями.
17
2
2
-
11
Геометрический материал. (Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1:2, 5:1, 1:10, 1:100.)
-
-
1
12
Повторение. Нумерация 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
18
1
2
-
13
Все действия в пределах 1000
19
2
2
-
ИТОГО:
170
14
20
4
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше- меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);
- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Учебно -методическое обеспечение и литература:
Для обучающихся:
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2012.
Методические пособия для учителя.
-
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2012.
-
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2012.
-
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.: ил. - (коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
-
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
-
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М., 1992.
-
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: Просвещение,
1990. - 191 с. -
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
-
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
-
Узорова О.В., Нефедова Е.А.Контрольные и проверочные работы по математике. - М., 2008..
-
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.
Тексты контрольных работ
Арифметические действия в пределах 100.
I вариант
-
Решить задачу.
Для озеленения сквера в первый день привезли 50 кустов сирени, а во второй на 16 кустов меньше. Сколько всего кустов сирени привезли за два дня?
-
Решить примеры.
42-15 6×4:3 26+37 5×6:10 54-19 4×6:3
-
Найти неизвестный компонент.
х+30=80 91-х=45
II вариант
-
Решить задачу.
В первой бочке 23 л молока, а во второй на 18 литров больше. Сколько литров молока в двух бочках?
-
Решить примеры.
71-48 3×6:2 46+36 4×4:8 45-18 8×3:6
-
Найти неизвестный компонент.
х+40=100 84-х=5
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
I вариант
• Решите задачу.
В одном доме проживает 230 жильцов, а соседнем на 108 жильцов больше. Сколько жильцов проживает в двух этих домах?
• Реши примеры.
626 - 410 345+520 278 + 311 250 +742 724-224 865-743 548-(200+148) 475-(100+175)
II вариант
• Решите задачу.
В парке посадили 224 саженцев березы, а саженцев липы на 104 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке?
• Реши примеры.
276-176 324+651 321+204 836-520 432-302 325+223 628-(400+128) 724-(324+100)
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
I вариант
• Решите задачу.
В парке посадили 223 саженцев берез, а саженцев лип на 144 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке?
• Решите примеры.
528 + 266 - 124 355 + (197- 89) 384 + 437 889 - 346
II вариант
• Решите задачу.
В цветочный магазин привезли 435 гвоздик, а роз на 137 меньше. Сколько всего цветов привезли в магазин?
• Решите примеры.
518 + 166 - 152 235 + (107- 49) 484 + 347 989 - 336
Арифметические действия в пределах 1000.
I вариант
• Решите задачу.
В августе собрали 234 т картофеля, а в сентябре на 56 т меньше. Сколько всего тонн картофеля собрали за два месяца?
• Решите примеры.
245+(690-105) 345+128 1000-546-379 810-375 500:10 56×10
0×134 300:100 22×10 0:678
II вариант
• Решите задачу.
Школьники вырастили на своем участке 368 кг капусты, а моркови на 276 кг меньше. Сколько всего килограммов овощей вырастили школьники?
• Решите примеры.
125+(610-156) 435+128 1000-456-179 910-375 900:10 65×10
0×564 700:100 45×10 0:987
Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное число.
I вариант
• Решите задачу.
На корм птицам израсходовали кукурузы 120 кг, овса в 3 раза больше, чем кукурузы, а проса на 30 кг меньше, чем овса. Сколько килограммов крупы израсходовали на корм птицам?
• Решите примеры.
21×2 23×3 122×2 212×4 24×2+36 112×3-138
II вариант
• Решите задачу.
В столовую привезли 110 кг лука, картофеля в 4 раза больше, чем лука, а капусты на 120 кг меньше, чем картофеля. Сколько всего овощей привезли в столовую?
• Решите примеры.
32×3 234×2 121×4 213×2 23×2+28 221×4-199
Деление двузначного и трехзначного числа на однозначное число.
I вариант
• Решите задачу.
Магазин продал 264 магнитофона, а радиоприемников в 2 раза меньше. Сколько магнитофонов и радиоприемников продал магазин?
• Решите примеры.
842:2 96:3 426:2+359 844:4-96
II вариант
• Решите задачу.
В магазин привезли 369 ранцев, а портфелей в 3 раза меньше. Сколько ранцев и портфелей привезли в магазин?
• Решите примеры.
844:4 48:2 969:3+417 448:4-79
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
I вариант
• Решите задачу.
В одной школе учатся 528 детей, в другой в 3 раза меньше. Сколько детей учится в двух школах?
• Решите примеры.
194×5 217×3 305×2 108:3 716:4 410:5
II вариант
• Решите задачу.
На стройку привезли в первый день 453 т песка, а во второй день в 3 раза меньше. Сколько всего тонн песка привезли на стойку за два дня?
• Решите примеры.
175×4 209×3 347×2 612:6 414:6 730:5
Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.
I вариант
• Решите задачу.
С пришкольного участка собрали 144 кг свеклы, а огурцов на 56 кг меньше. Сколько килограммов овощей собрали с пришкольного участка?
• Решить примеры и проверить.
248+57 349+191 344-216 273-154
• Решить примеры.
496+349-296 748-(862-526)
• Найдите х
324-х=156 85+х=146
II вариант
• Решите задачу.
Первая бригада заготовила 223 кг грибов, вторая - на 36 кг меньше. Сколько килограммов грибов заготовили две бригады?
• Решить примеры и проверить.
857+42 373+627 452-38 756-573
• Решить примеры.
478+445-245 346+(254-98)
• Найдите х
х+110=715 х-501=199
Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка.
I вариант
• Решите задачу.
Купили 2 мяча по цене 132 р. и 3 скакалки по 45 р. Сколько заплатили за всю покупку?
• Решите примеры и проверьте.
194 • 5 716 : 4 217 • 3 410 : 5
• Решите примеры.
148 • 4 - 310 714 : 7 + 825
II вариант
• Решите задачу.
Для оклеивания стен купили 4 рулона обоев по цене 95 р. и 2 пачки клея по 123 р. Сколько заплатили за всю покупку?
• Решите примеры и проверьте.
175 • 4 414 : 6 209 • 3 730 : 5
• Решите примеры.
385 • 2 - 496 654 : 6 + 378
Все действия в пределах 1000. (итоговая)
I вариант
• Решите задачу.
Кондитерская фабрика изготовила 314 кг карамели, а шоколадных конфет в 2 раза меньше. Сколько килограммов конфет и карамели изготовили на кондитерской фабрике?
• Решите примеры.
372 : 3 690 : 6 + 448 (916 - 747) • 6 171 • 2 196 • 4 - 138
II вариант
• Решите задачу.
На фабрике сшили 368 зимних курток, а летних - в 4 раза меньше. Сколько всего сшили курток на фабрике?
• Решите примеры.
197 • 4 602 - 435 : 5 109 + 368 • 2 618 : 6 (208+134) • 2
34