- Преподавателю
- Математика
- Некоторые приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики
Некоторые приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Литвин Н.Б. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Некоторые приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики.
Учитель Литвин Н.Б.
При осуществлении системно - деятельностного подхода на уроках главной задачей учителя является развитие учебных и познавательных мотивов, что требует организации таких условий как создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания, организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
На своих уроках использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:
-
Предлагаю ребятам самостоятельно или в парах сформулировать определение математического объекта . Проверка правильности и точности этого определения
проводится коллективно. Например, формулируем определение угла. Я принимаю
все версии учащихся и выполняю построение по их формулировкам. Получается весело и познавательно. В конечном итоге верное определение мы получим, но в ходе обсуждения становится понятна важность каждого слова.
Версии ребят: -это две линии и точка;
- это две прямые и точка;
.
-это две прямые и общая точка; *
И так пока не дойдем до истины. Все это происходит быстро.
-
Проводим лабораторные работы при изучении некоторых математических понятий.
-
Тема «Обыкновенные дроби». Для проведения целой серии лабораторных работ по этой теме каждый учащийся готовит набор кружочков одного размера и вместе с ножницами они хранятся в кабинете математики. По необходимости мы их режим или составляем из частей целые круги.
Например: неправильная дробь, смешанное число, выделение целой части.
Пять долек -это дробь . Из четырех долек составляем кружок, т. е. единицу и останется еще одна долька. Результат: = 1
По результатам лабораторной работы создаем теоретические справочники или обобщающие схемы.
-
Тема «Признаки равенства треугольников». Выполняем лабораторную работу по построению треугольника, равного изображенному на листе без клеток. Использовать можно транспортир и линейку с делениями. В результате ребята видят , что для получения такого треугольника не обязательно измерять все шесть пар равных элементов, достаточно трех.
-
Использую индивидуальный, познавательный, жизненный и практический опыт учащихся.
-
Каждое математическое название-носитель информации и поэтому важно задуматься над вопросом «Почему назвали именно так?».(Например луч, уравнение, координаты и т.д.)
-
Ассоциации: подобные слагаемые- Золушка, знак равенства в уравнении- граница, область определения- антивирусник и т.д.
-
Жизненные ситуации, знакомые ребятам: плоскость-опора ( пересек. прямые-
- крестовина для елки, параллельные прямые - лыжи, точка и прямая-рамка для фото, три точки -штатив видеокамеры); пример функции- формула для вычисления стоимости похода класса в музей; сложение положительных и отрицательных чисел- баланс мобильного телефона и др..