• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на тему: «Факультативные занятия, элективный курс-средство и основное условие удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся»

Доклад на тему: «Факультативные занятия, элективный курс-средство и основное условие удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Клёмовская средняя общеобразовательная школа» Серебряно-Прудского района Московской области

Доклад на тему:

«Факультативные занятия, элективный курс- средство и основное условие удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся»

(Выступление на РМО учителей математики)











Учитель: Белинской О.И.



2012-2013 уч.год

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Эти функции определяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющих себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки(профильного обучения) в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой- удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Переход к профильному обучению постепенный. Этому способствуют элективные курсы- обязательные курсы по выбору учащихся из компонента общеобразовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы как составная часть предпрофильной подготовки, выполняют несколько функций:

- «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углублённым;

- расширяют содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету в данном случае, по математике;

- способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Элективные курсы, проводимые в 8-9 классах, способствуют интенсификации образовательного процесса в целом и призваны помочь профессиональному ориентированию и самоопределению школьников. Эти курсы содержат вопросы, которым в базовом курсе школьной математике уделено мало времени. Например: курс «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости» поможет учащимся изучить основы аналитической геометрии, а также научиться решать широкий класс задач, в которых используется метод координат. Курсы «Золотая пропорция» и «Симметрия вокруг нас» направлены на интеграцию знаний, способствуют формированию общекультурной компетентности учащихся. Эти элективные курсы станут дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности математических знаний. Программа курса «Решение неравенств методом интервалов» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем её изучении. Рассматриваемая тема позволяет сделать достаточно полный обзор не только изученных типов неравенств и их систем, а также других задач, решение которых сводится к решению неравенств и систем. Решение таких задач способствует развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданиями более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, формированию математической культуры учащихся.

В программы факультативных курсов вносятся наиболее важные в математическом плане вопросы, углубляющие основные направления общего курса математики. При этом программы предусматривают достижение двух целей: а) довести изучение материала до уровня, на котором учащемуся становится ясной его принципиальная математическая значимость, до известной степени завершенности; б) показать непосредственные выходы школьной математики в сферы серьёзной науки и её приложений. Предполагается, что в ходе занятий будет показана история возникновения и развития ряда изучаемых методов, концепций и идей, их значение для математики и других наук и областей практической деятельности.

Главной целью факультативных занятий по математике являются расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс изучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся. Работа начинается с анализа условия задачи с целью поиска возможного способа решения, после этого идёт сбор информации (понятий, методов, теорем), потом идёт решение и проверка полученного решения. Большую роль в развитии математического мышления учащихся на факультативных занятиях играет изучение тем «Уравнения с параметрами», «Неравенства с параметрами». В школьном курсе этим темам не уделено достаточного времени. Интерес к этим темам объясняется и тем, что уравнения и неравенства с параметрами предлагаются как на школьных выпускных экзаменах , так и на вступительных экзаменах в некоторых вузах.
















© 2010-2022