Исследование «Проверка акмеологической гипотезы на примере биографии Н. И. Лобачевского»

Исследование может зантересовать широкий круг лиц. Наиболее полезно оно может оказаться педагогам и обучающимся средней и старшей школы. Возможно использовать как на уроках математики , так и во внеурочное время. Учитель может показать как на стыке наук- матматики и акмеологии можно получить информацию о закономерностях, которые характерны для лиц, имеющие призненные в обществе достижения в той или иной области. Так же иллюстративый матеиал подезно рассматривать в ходе изучения тем связанных с т...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проверка акмеологической гипотезы

на примере биографии Н.И.Лобачевского


Введение

В год 220- летия со дня рождения великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского наиболее значимым и поучительным на наш взгляд является его жизненный путь. Многие моменты в его биографии заставляют задуматься над тем, что же помогло математику стать столь значимой фигурой в отечественной. Да и в мировой науке. Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к науке о наивысших достижения человечества- акмеологии. Используя определенные закономерности, нам удалось выявить связь фактов биографии с имеющимися достижениями в области математики у Николая Ивановича.

Актуальность исследования. Интеграция России в мировое образовательное пространство актуализирует развитие профессиональных качеств для достижения высоких результатов. В этой ситуации важным является рассмотрение закономерностей между биографией человека и его достижениями, обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и карьерного роста.
Современные социально-экономические условия актуализировали проблемы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, творческих, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Пример великого математика Лобачевского поможет выяснить для себя какие факторы влияют на успешность в научной деятельности.

Акмеологический подход позволяет с теоретико-концептуальных позиций продуктивности деятельности исследовать проблемы индивидуализации процесса форимирования профессиональных качеств обучающегося.
Отсутствие наработок по данной тематике позволили сформулировать основную проблему исследования: как использовать педагогический потенциал акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» с наибольшим упором на научность приобретаемых знаний. Из основной проблемы вытекают частные проблемы: каковы особенности, содержание, педагогические условия, обеспечивающие акмеологическую направленность процесса индивидуализации построения профессиональной «лестницы»?

Объект исследования: индивидуализация построения профессиональной «лестницы»

Предмет исследования: акмеологический подход к индивидуализации построения профессиональной «лестницы»

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить возможность использования акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы»
Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» может помочь выявить зависимость между биографией человека и его достижениями.

Задачи исследования:
- выявить возможность использования акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы»;

- определить и экспериментально проверить педагогические условия эффективной организации процесса индивидуализации построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода;
- разработать и реализовать содержание акмеологической направленности процесса индивидуализации построения профессиональной «лестницы».

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы); статистические (математическая обработка полученных в ходе исследования результатов).

Научная новизна исследования:

- впервые акмеологический подход к построению профессиональной «лестницы» представлен как стратегия и технология индивидуализации, обеспечивающие их продуктивное саморазвитие в профессиональной деятельности;
- выявлено детерминирующее влияние акмеологических факторов (профессионально-адаптационных, профессионально-ценностных, профессионально-коммуникативных, профессионально-компетентностных) на успешность индивидуализации построения профессиональной «лестницы»;

- произведена классификация структурных компонентов акмеологической направленности на основании которой выделены траектории индивидуализации построения профессиональной «лестницы»: на общекультурное развитие; на профессионально-коммуникативное развитие, на развитие творческой индивидуальности в профессиональной деятельности;
- спроектирована модель процесса построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода, включающая в себя целевые, диагностические, содержательные, технологические и процессуальные характеристики, условия и механизмы её функционирования;
- создано учебно-методическое обеспечение акмеологического подхода к индивидуализации построения профессиональной «лестницы» реализуемое в педагогических технологиях акмеологической направленности: модульной, игровой, контекстного обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлен педагогический потенциал акмеологического подхода в построении профессиональной «лестницы» расширяющий методологическую базу теории профессионального образования;
- в контексте индивидуализации построения профессиональной «лестницы» дана интерпретация акмеологических принципов: профессионально-творческой направленности, субъектно-рефлексивный, операционно-технологический, обратной связи, оптимизации, обогащающая теорию индивидуализации обучения;

- теоретически обоснована сущность, содержание, логическая организация, средства и способы реализации акмеологического подхода в построении профессиональной «лестницы»;

- теоретически обоснованы организационно-педагогические условия обеспечивающие эффективность процесса построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода и механизмы (функциональные, операциональные и мотивационные) продуктивной реализации личностного потенциала в процессе профессионализации;
- выдвинута и теоретически обоснована авторская концепция построения профессиональной «лестницы», построенная на основе акмеологических принципов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение в образовательную практику модели, технологии и учебно-методического обеспечения построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода позволит существенно повысить эффективность и качество профессиональной подготовки обучающихся. Результаты исследования представляют интерес для специалистов, работающих в системе образования, могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей.

Структура исследовательской работы: исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована рисунками и графиками.

Глава 1 Основные понятия акмеологии

Акмеология (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А.Рыбниковым.
Основатель Акмеологии - Борис Герасимович Ананьев. Он сформировал основную идею данной науки - изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками - А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. - была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.
Объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости.
На данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.
Предметом акмеологии являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности.

Акмеология - это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития. Высшая ступень зрелости, ее вершина - "акме" - это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития, характеризующее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, как личность. По древнегречески «быть в акме» означает быть «в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития». Объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости. Предметом в широком понимании - объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелой личности, те условия, при которых взрослый человек может достичь самого высокого уровня продуктивности в своей профессиональной деятельности, творчестве, отношениях, развитии.

Акмеология -наука изучающая:
- закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
- факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;
- закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
- самообразования, самоорганизацию и самоконтроль;
- закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.
Вершина зрелости человека (акме) - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.
Акмеологический подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия к факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому, Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов.
В акмеологии в настоящее время получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах системного описания:
- вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.);
-аналитические (табличные, матричные, функциональные);
- геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры;
- структурно-функциональные (кибернетические).

По результатам акмеографического обследования выделяют:
-динамику роста профессионального мастерства,
-"узкие места" и факторы, мешающие этому росту,
-особенности изменения мотивационной сферы,
-динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует;
- вид психотехнологий, которые целесообразно применять для личностно-профессионального развития.
Глава 2. Биографические данные Н.И.Лобачевского

Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря (20 ноября) 1792 года в Нижнем Новгороде в бедной семье мелкого чиновника. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».

Девятилетним мальчиком он был привезен матерью в Казань и ее стараниями устроен вместе с двумя братьями в гимназию на казенное содержание, С этого времени его жизнь и работа протекают в Казани. В 1802 году Прасковья Александровна отдала всех троих сыновей в Казанскую гимназию, единственную в те годы во всей восточной части Российской империи, на «казённое разночинское содержание».

Николай Лобачевский окончил гимназию в конце 1806 года, показав хорошие знания, особенно по математике и языкам - латинскому, немецкому, французскому. В проявившемся уже тогда его интересе к математике - большая заслуга преподавателя гимназии Г. И. Карташевского. Вскоре после поступления Николая в гимназию, расширяются возможности для получения дальнейшего образования. 5 ноября 1804 года император Александр I подписывает «Утвердительную грамоту» и «Устав Императорского Казанского университета». 14 февраля 1805 года происходит открытие университета. Ряд учителей гимназии, параллельно с исполнением прежних обязанностей, переходит преподавать в университет. И. Ф. Яковкин становится профессором истории, географии и статистики Российской империи и директором университета, Г. И. Карташевский - адъюнктом высшей математики, И. И. Эрих - адъюнктом древностей, латинского и греческого языков, Л. С. Левицкий - адъюнктом умозрительной и практической философии, И. И. Запольский - адъюнктом прикладной математики и опытной физики. Совет университета обратился к родителям воспитывающихся в Казанской гимназии детей с предложением отдать их после окончания курса гимназии для продолжения обучения в университете. П. А. Лобачевская ответила согласием. Старший брат Николая, Александр, был зачислен в университет тотчас, 18 февраля 1805 года.

В гимназии, как мы знаем по "Воспоминаниям" С.Т.Аксакова, увлекательно преподавал математику талантливый учитель Г.И.Карташевский, воспитанник Московского университета. Он поставил изучение математики на значительную высоту. И когда юный 14-летний Лобачевский становится в феврале 1807 года студентом университета (тоже казеннокоштным), он уже вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических наук, обнаруживая выдающиеся способности. В этот, несомненно, сказались результаты педагогической деятельности Г.И.Карташевского.
Однако в университете Лобачевскому уже не удалось слушать лекции Карташевского, так как последний в декабре 1806 г. был отстранен от должности директором И.Ф.Яковкиным, как "проявивший дух неповиновения и несогласия". Математические курсы в университете стал вести М.Ф.Бартельс, прибывший в Казань в 1808году.

Николай в июле 1806 года подвергся испытанию, но неудачно, однако 22 декабря того же года прошёл повторное испытание и 14 февраля 1807 года был зачислен в университет. В том же 1807 году становится студентом Казанского университета и младший брат Николая, Алексей

Успехи студента Н.И.Лобачевского, соревнующегося в своих занятиях с И.П.Симоновым, впоследствии известным астрономом и участником кругосветного плавания, неизменно вызывали одобрение М.Ф.Бартельса и других профессоров.

Влияние новых талантливых преподавателей сказалось на интересах Николая. Если в 1808 году он наибольшее внимание уделял медицине, то под влиянием Бартельса заинтересовался физико-математическими науками. Впрочем, оставалось и место для студенческих шалостей. Если в 1807 году в рапортах камерных студентов поведение Лобачевского признавалось хорошим, то в 1808 году за пиротехнические опыты (13 августа он вместе с товарищами запускает ракету) был наказан карцером. Шалости, тем не менее, не помешали Николаю стать 31 мая 1809 года камерным студентом, получив положительную аттестацию Яковкина, где отмечались не только хорошее поведение, но и успехи в науках. И действительно, Лобачевский пользовался в университете доверием - именно Николаю осенью 1809 года было поручено проверить инвентарь химического кабинета, оставшегося после смерти адъюнкта Эверста. Однако скоро начались неприятности. В январе 1810 года он вопреки запретам ходит в новогодние праздники в гости и участвует в маскараде. За это он был лишен звания правящего должность камерного студента и выплаты на книги и учебные пособия. На последнем году обучения (1811) в рапорте о поведении Лобачевского отмечаются: упрямство, «мечтательное о себе самомнение, упорство, неповиновение», а также «возмутительные поступки» и даже «признаки безбожия». Над ним нависла угроза отчисления и отдачи в солдаты, но заступничество Бартельса и Броннера помогло отвести опасность.
3 августа 1811 г. Лобачевский утверждается магистром. Его руководитель профессор М.Ф.Бартельс был квалифицированным математиком и опытным преподавателем, но не вел творческой работы. Лобачевский изучил под его руководством классические труды по математики и механике: "Теорию чисел" (Disquisitiones Arithmeticae) Гаусса и первые томы "Небесной механики" Лапласа. Представив два научных исследования по механике и по алгебре ("Теория эллиптического движения небесных тел" (1812 г.) и "О разрешимости алгебраического уравнения xn - 1 = 0" (1813 г.), он был ранее срока в 1814г. произведен в адъюнкт-профессоры (доценты).

В 1811 году, окончив университет, Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием и был оставлен при университете; перед этим его заставили покаяться за «дурное поведение» и дать обещание впредь вести себя примерно. Продолжается научная работа Лобачевского. В конце августа 1811 года Литров вместе с Лобачевским и Симоновым наблюдает комету. А с октября того же года Бартельс начал заниматься с Лобачевским изучением классических работ Гаусса и Лапласа. Изучение этих работ стало стимулом для самостоятельных исследований. В конце 1811 года Лобачевский представляет рассуждение «Теория эллиптического движения небесных тел». В 1813 году представлена ещё одна работа - «О разрешении алгебраического уравнения ». Кроме научных занятий Николай занимается и педагогической деятельностью - работает со студентами и читает по арифметике и геометрии особые лекции для чиновников, не получивших университетского образования, но желающих получить должности 8 класса. 26 марта 1814 года 21-летний Лобачевский по ходатайству Броннера и Бартельса был утверждён адъюнктом чистой математики

Со следующего года он ведет самостоятельное преподавание, постепенно расширяя круг читаемых им курсов и уже задумываясь над перестройкой начал математики. Еще через год он получает звание экстраординардого профессора.
Но вскоре в университете создается очень тяжелая обстановка для работы. В целях борьбы с революционными настроениями и "вольнодумством" правительство Александра I, проводя все более реакционную политику, ищет идеологической опоры в религии, в мистико-христианских учениях. Университеты в первую очередь подвергаются проверке.

Начало преподавательской деятельности Лобачевского совпало с коренными преобразованиями в университетской жизни. Организация университета стараниями попечителя М. А. Салтыкова была наконец приведена в соответствие с уставом 1804 года. 24 февраля 1814 года в должности ректора утверждается И. О. Браун, в университете выделяются четыре отделения (нравственно-политическое отделение, отделение физико-математических наук, словесное отделение, врачебное отделение), назначаются деканы отделений. Деканом отделения физико-математических наук был назначен Бартельс. Первый курс, который было поручено преподавать молодому адъюнкту - курс теории чисел по Гауссу и Лежандру. Этот же курс он продолжит читать и в следующем 1815/1816 академическом году.
7 июля 1816 года Лобачевский по инициативе Салтыкова был утверждён экстраординарным профессором. Эти выборы не были гладкими. В совете университета, в который Салтыков подал представление на Лобачевского, возникли разногласия по поводу соответствия подобного избрания университетскому уставу. Оскорбленный Салтыков хлопочет напрямую перед министром и добивается желаемого результата. После избрания экстраординарным профессором Лобачевскому доверяют читать более ответственные курсы. В 1816/1817 академическом году он читает курс арифметики, алгебры и тригонометрии по своей тетради, в 1817/1818 году - курс плоской и сферической геометрии по своей тетради, в 1818/1819 году - курс дифференциального и интегрального исчисления по Монжу и Лагранжу. Приходится принимать и более деятельное участие в остальной университетской жизни. Так Лобачевский входит в особый комитет, избранный 13 октября 1816 года по делу «об ослушании студентов противу начальства и чинимых грубостях», а 23 мая 1818 утверждается в качестве члена Училищного комитета, ведующего училищами всего учебного округа.
Для обследования Казанского университета был назначен и прибыл в марте 1819 г. член Главного правления училищ М.Л.Магницкий, который использовал свое назначение в карьеристских целях. В своем отчете он приходит к выводу, что университет "причиняет общественный вред полуученностью образуемых им воспитанников ...", а поэтому "подлежит уничтожению в виде публичного его разрушения" ради назидательного примера для других правительств.
Однако университет не был уничтожен. Александр I решил его исправить. Попечителем Казанского учебного округа был назначен Магницкий, который и приступил к энергичному "обновлению университета". Он начал свою деятельность увольнением девяти профессоров. Была установлена тщательная слежка за содержанием лекций и студенческих записок и введен суровый казарменный режим для студентов.

скидываю, всё что нашла.

Семь лет этой церковно-полицейской системы принесли Лобачевскому тяжелые испытания, но не сломили его непокорный дух. Выдержать этот гнет ему помогла только его обширная и многообразная педагогическая, административная и исследовательская деятельность. Он преподает математику на всех курсах вместо уехавшего в Дерпт (Тарту) Бартельса; замещает профессора К.Броннера, не вернувшегося после отпуска в Казань; читает физические курсы и заведует физическим кабинетом; замещает отправившегося в кругосветное плавание астронома И.П.Симонова; читает астрономию и геодезию, приняв в свое ведение обсерваторию. Ряд лет он работает деканом физико-математического отделения. Коллосальный труд вкладывает он в упорядочивание библиотеки и в расширение ее физико-математической части. Он является вместе с тем одним из активнейших членов, а затем и председателем строительного комитета, занятого постройкой главного университетского корпуса. Наконец, несмотря на тысячи текущих дел и обязанностей, Лобачевский не прекращает напряженной творческой деятельности. Он пишет два учебника для гимназий: "Геометрию" (1823 г.) и "Алгебру" (1825 г.). "Геометрия" получает отрицательный отзыв у академика Н.И.Фусса, не оценившего тех изменений, который Лобачевский внес в традиционное изложение, и осудившего введение метрической системы мер, поскольку она создана в революционной Франции. "Алгебра" из-за внутренних проволочек в университете тоже не была напечатана.
Вскоре начинаются столкновения с попечителем. Лобачевский, по словам Магницкого, проявляет дерзость, нарушение инструкций. Магницкий решает установить особенный надзор за его поступками. Однако и в этих унижающих достоинство человека условиях мысль Лобачевского работает неустанно над строгим построением начал геометрии. Первые следы этой работы мы находим в студенческих записках его лекций по геометрии за 1817 г. Об ней же свидетельствует рукопись учебника "Геометрия" и его "Обозрения преподавания чистой математики" за 1822 - 1823 и 1824 - 1825 гг. Наконец, его искания завершаются гениальным открытием. Разрывая оковы тысячелетних традиций, Лобачевский приходит к созданию новой геометрии. 23 (11) февраля 1826 г. он делает на факультете доклад о новой "Воображаемой геометрии". Этот доклад "Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных" был передан на отзыв профессорам И.М.Симонову, А.Я.Купферу и адъюнкту Н.Д.Брашману. Лобачевский хотел знать мнение своих сотрудников об открытиии, величие которого он сознавал, и просил принять сво сочинение в предполагаемое издание "Уч ных Записок" отделения.
Но отзыва не последовало. Рукопись доклада до нас не дошла. Материал этого доклада был включен Лобачевским в его первое сочинение "О началах геометрии", вышедшее в 1829 - 1830 гг. в "Казанском вестнике".
Открытие Лобачевского было сделано им на путях принципиального критического пересмотра самых первых, начальных, геометрических понятий, принятых в геометрии еще со времен Евклида (3 век до н.э.). Это требование безусловной строгости и ясности в началах, это пристальное внимание к вопросам основ науки и углубленный анализ первоначальных понятий характерны вообще для творчества Лобачевского. Избранное им направление исследований способствовало тому, что он не только в геометрии, но и в ряде других областей математики превосходит достигнутый в то время уровень науки: так, им дано уточнение понятия функции, приписанное впоследствии Дирихле; он четко разграничивает непрерывность функции и ее дифференцируемость; им проведены глубокие исследования по тригонометрическим рядам, опередившие его эпоху на много десятилетий; им разработан метод численного решения уравнений, несправедливо получивший впоследствии название метода Греффе, тогда как Лобачевский и независимо от него бельгийский математик Данделен разработали этот метод значительно раньше.
Доклад Н.И.Лобачевского совпал по времени с падением Магницкого.

Лобачевский стремился претворить в жизнь свою широкую передовую программу университетского образования, представление о которой дает его речь "О важнейших предметах воспитания", произнесенная им через год после назначения ректором.
Лобачевский добивается существенного повышения уровня научно-учебной работы на всех факультетах. Он проводит строительство целого комплекса университетских вспомогательных зданий: библиотеки, астрономической и магнитной обсерватории, анатомического театра, физического кабинета и химической лаборатории. Он пытается создать при университете "Общество наук", но не получает на это разрешения. Журнал смешанного содержания "Казанский вестник" он заменяет организованным им строгим научным журналом "Учеными записками Казанского университета", первая книжка которого выходит в 1834 г. и открывается предисловием Лобачевского, освещающим цели научного издания. В течение 8 лет он продолжает одновременно с ректорством управлять библиотекой. Он сам читает ряд специальных курсов для студентов. Он пишет наставление учителям математики и заботится о постановке преподавания также в училищах и гимназиях. Он принимает участие в поездке в Пензу в 1842 г. для наблюдения солнечного затмения. Умело оберегает он сотрудников и студентов университета во время эпидемии холеры в 1830 г., изолировав университетскую территорию и проводя тщательную дезинфекцию. Он организовал спасение астрономических инструментов и выноску книг из загоревшейся библиотеки во время громадного пожара Казани в 1842 г., причем ему удается отстоять от огня почти все университетские здания. Наконец, он организует чтение научно-популярных лекций для населения и открывает свободный доступ в библиотеку и музеи университета.
И вместе с тем он находит время для непрерывных и обширных научных исследований, посвященных, главным образом, развитию новой геометрии. Его идеи были настолько непривычны, губоки и новы, он настолько обогнал свою эпоху, что современники не смогли понять его и правильно оценить. Его первая работа "О началах геометрии" (1829 - 1830 гг.) была представлена Советом университета в 1832 г. в Академию наук. Но даже академик М.В.Остроградский не понял ее значения и дал на нее отрицательный отзыв: "...Книга г-на ректора Лобачевского опорочена ошибкой ..., она небрежно изложена и ..., следовательно, она не заслуживает внимания Академии". А в 1834 г. в реакционном журнале Ф.Булгарина "Сын отечества" появился издевательский анонимный отзыв об этой работе. "Как можно подумать, чтобы г. Лобачевский, ординарный профессор математики написал с какой-нибудь серьезной целью книгу, которая немного бы принесла чести и последнему школьному учителю! Если не ученость, то по крайней мере здравый смысл должен иметь каждый учитель, а в новой геометрии нередко недостает и сего последнего", - писал неизвестный рецензент, укрывшийся за двумя буквами С.С.
Встретив непонимание и даже издевательство, Лобачевский не прекратил своих исследований. После работы 1829 - 1830 гг. "О начала геометрии" Лобачевский печатает

в"Ученых записках": в1835г. "Воображаемую геометрию" (приложение 2)
в 1836 г. "Применение воображаемой геометрии к некоторым интегралам".
С 1835 по 1838 гг. он публикует свою наиболее обширную работу "Новые начала геометрии с полной теорией параллельных". Наконец, в 1840 г. выходят на немецком языке "Геометрические исследования по теории параллельных", где содержится предельно ясное и лаконичное изложение его основных идей.
Эта мужественная борьба за научную истину резко отличает Лобачевского от других современников, приближавшихся тоже к открытию неевклидовой геометрии.
В 1832-1834 гг. опубликованный труд Лобачевского по неевклидовой геометрии подвергается резкой невежественной критике в Петербурге (подробнее см. ниже). Его служебный авторитет пошатнулся, на третий срок (1833) Лобачевский избран ректором всего 9 голосами против 7. В 1834 году по инициативе Лобачевского вместо «Казанского вестника» начинается издание «Учёных записок Казанского университета», где, бросая вызов своим противникам, он публикует свои новые открытия. Петербургские профессора оценивали научные труды Лобачевского неизменно отрицательно, ему так и не удалось защитить диссертацию.

Несмотря на осложнения, Мусин-Пушкин твёрдо поддержал Лобачевского, и постепенно ситуация несколько нормализовалась. В 1836 году университет посетил царь Николай I, остался доволен и наградил Лобачевского престижным орденом Анны II степени, дававшим право на потомственное дворянство. 29 апреля 1838 года «за заслуги на службе и в науке» Н. И. Лобачевскому было пожаловано дворянство и дан герб, в описании которого сказано: Щит пересечен. В первой, червленой части, золотая о шести лучах, составленная из двух трехугольников звезда и золотая пчела. Во второй, лазурной части, серебряная опрокинутая стрела, над такою же опрокинутою подковою. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною. Нашлемник: три серебряных страусовых пера. Намет справа - червленый, с золотом, слева - лазурный, с серебром. Ректор Императорскаго Казанскаго Университета Николай Лобачевский в службу вступил в 1814 году; 1818 Декабря 31 произведен в Надворные Советники и, состоя в чине Статскаго Советника, 29 Апреля 1838 года получил диплом на потомственное дворянское достоинство. Герб Лобачевского внесен в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи (часть 11, стр. 127) (приложение 3).

Кроме царя, Казанский университет встречал в эти годы и других именитых гостей: немецкого естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта (1829), российского полярного исследователя адмирала Фердинанда Врангеля (тоже 1829)[21]. 5 сентября 1833 года, проездом в Оренбургскую губернию (для сбора материалов о Пугачёвском бунте), Казань посетил Александр Сергеевич Пушкин, но предположения о его встрече с Лобачевским не нашли подтверждения. Летом 1837 года побывал наследник цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II, вместе с поэтом В. А. Жуковским путешествовавший по России.

Конец 1830-х годов был печален для Лобачевского. Скончались Бартельс и Карташевский, а 27 февраля 1840 года в его доме умерла мать Прасковья Александровна.

Лобачевский был ректором Казанского университета с 1827 по 1846 годы. На этот период пришлись эпидемия холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.

Памятная доска на Доме ректора,
в котором с 1827 по 1846 год жил Н. И. Лобачевский

В апреле 1845 года Мусин-Пушкин получает новое назначение - становится попечителем Петербургского учебного округа. Должность попечителя Казанского учебного округа переходит Лобачевскому. Он занимает этот пост 18 апреля 1845 года. 20 ноября 1845 года Лобачевский был в шестой раз избран ректором на новое четырёхлетие, причём единогласно.

Следующий, 1846 год был для Лобачевского тяжелым. 8 февраля умирает его двухлетняя дочь Надежда. В этом же году, по истечении 30 лет службы, министерство, по уставу, должно было принять решение об оставлении Лобачевского и Симонова профессорами или выборе новых преподавателей. 11 июня университетский совет сообщил министру, что «не находит никаких причин» отстранять Лобачевского и Симонова от преподавания. Сам Лобачевский в сдержанном письме поддержал Симонова, а в отношении себя оставил решение на усмотрение министра, в случае же отрицательной резолюции просил назначить на свою кафедру («чистой математики») А. Ф. Попова.

Несмотря на мнение совета, 16 августа 1846 года Министерство «по указанию Правительствующего сената» отстранило Лобачевского не только от профессорской кафедры, но и от должности ректора. Он был назначен помощником попечителя Казанского учебного округа со значительным понижением в окладе. Кафедра, согласно его просьбе, была передана А. Ф. Попову, будущему академику. Ректором университета стал И. М. Симонов.

Вскоре Лобачевский разорился, дом в Казани и имение жены были проданы за долги. В 1852 году умер от туберкулёза старший сын Алексей, любимец Лобачевского. Здоровье его самого было подорвано, слабеет зрение. Но несмотря на это Лобачевский по мере сил старается участвовать в жизни университета. Он председательствует в комиссии по празднованию 50-летия университета. Однако комиссия вскоре прекратила свое существование, так как император посчитал, что празднование юбилея излишне.

Последний труд учёного, «Пангеометрия», записали под диктовку ученики слепого учёного в 1855 году. Скончался 12 (24) февраля 1856 года, в тот самый день, в который 30 годами ранее впервые обнародовал свою версию неевклидовой геометрии. Похоронен на Арском кладбище Казани.

Когда во второй половине 1860-х годов сочинения Лобачевского были уже повсеместно оценены по достоинству и переведены на все основные европейские языки, Казанский университет запросил 600 руб. на издание «Полного собрания сочинений по геометрии» Лобачевского. Осуществить этот проект удалось только спустя 16 лет (1883). Большие трудности встретились даже при подборе материала, так как многих трудов Лобачевского не оказалось ни в библиотеке, ни в книжных лавках, а некоторые ранние работы не найдены до сих пор

Стратегия акмеологического исследования


Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. В нашем случае - это организационно-педагогически ориентированное исследование в системе профессионального образования. Наиболее перспективные вопросы- закономерности способов связи личности и профессии соответствующего профиля, условия и факторы личностно-профессионального развития.

Учитывая тот факт, что акмеологические закономерности носят не только комплексный, но интегральный характер («интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение - направленность на конкретного человека» - А.С. Гусева), стратегия акмеологического исследования обладает определенностью и предполагает конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, а также имеет характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей.
Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.

В нашем случае рассматривается биография Н.И.Лобачевского с целью выявления закономерностей между определенными жизненными этапами и достижениями человека.

На наш взгляд наиболее удобно разместить все биографические события, имеющие то или иное отношение к уровню достигнутых результатов рассматриваемого математика в прямоугольную систему координат и рассмотреть наличие или отсутствие закономерностей. На оси абсцисс отражаются годы жизни в масштабе, на оси ординат- уровень достижений по 10- бальной шкале.

1792 - рождение

1802- поступление в гимназию

1806- окончание гимназии

1806- испытания в университет

1807- поступление в университет

1808- обучение в университете

1809- камерный студент

1811- магистр

1814- адъютант- профессор

1815- экстраординарный профессор

1818-член училищного комитета

1823-«Геометрия»

1825- «Алгебра»

1826-«Воображаемая геометрия»

1827- отклонена публикация в «Научных записках»

1829- «О началах геометрии»

1833- отказ «Общество наук»

1834- «Ученые записки Казанского университета»

1839- дворянский герб

1842- наблюдение солнечного затмения

1845- единогласное избрание ректором

1846-отстранение от должности ректора и преподавания

1852-проблемы со здоровьем, умер сын

1855- «Пангеометрия»

1856- скончался

1860-«Полное собрание сочинений по геометрии» (проект)

1883- реализация проекта

Выводы:

Исходя из графика, полученного от графического изображения биографических данных Н.И.Лобачевского можно выявить ряд закономерностей

  • Наибольший рост отмечается в ранние годя и за короткий промежуток с 1792 по 1814 годы достигается величина от 0 до 9;

  • Стремительный рост численного показателя сменяется спадом (1806, 1852), что говорит о необходимости после стремительного роста стабилизационного периода, что позволяет закрепить результат;

  • После значительно периода стабильных высоких показателей присутствует неминуемый спад (1814-1842);

  • После значительного подъема - резкое снижение численных показателей (1845, 1852);

  • Разбиение всего временного промежутка на 3 этапа (рост, относительная стабильность со спадом в конце периода и подъем в финале);

  • Уровень успешности по рассматриваемым параметрам определилась в финале, так как вопреки распространенному мнению даже после кончины Н.И. Лобачевского показатели графика имеют высокие числовые значения.

Заключение

Анализируя проделанную работу, приходим к выводу, что поставленные задачи выполнены в полном объеме. Нами доказана возможность исследовать биографию человека и исходя из полеченных данных, используя графический способ находить закономерности развития успешного человека.

Таким образом, акцентируя внимание на акмеологическом направлении в нашем исследовании мы можем сделать следующие выводы6 наибольший рост профессиональных показателей отмечается на раннем периоде развития человека (детство, юность, молодость). За периодами роста наступают периоды спадов. Что позволяет говорить о целесообразности расчета своих сил и учете акмеологических закономерностей, а именно: при достижении высоких профессиональных показателей необходимо зафиксировать результат, что окажется более продуктивным, нежели постоянно наращивать показатели и затем испытывать спад. Резкие подъем сопровождается резким снижением в достижениях. Развитие по исследуемым показателям можно представить в виде трех временных промежутков. Критерием успешности в профессиональной деятельности может служить наличие высоких показателей имеющих тенденцию к росту даже после физической смерти человека, как это оказалось в рассматриваемом нами случае.

На наш взгляд исследование представленное в данной работе имеет следующее практическое значение : внедрение в образовательную практику модели, технологии и учебно-методического обеспечения построения профессиональной «лестницы» на основе акмеологического подхода позволит существенно повысить эффективность и качество профессиональной подготовки обучающихся.

Надеемся, что результаты исследования представят интерес для специалистов, работающих в системе образования и могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей.



Список литературы



  • Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума.. - СПб, 2010.

  • Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. . - СПб: Политехника, 2003.

  • Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. - СПб., Коломна, Рязань, 2008.

  • Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции. - СПб: СПбАА, 2010.

  • Анисимов, С.А., Деркач, А.А., Конюхов Н.И., Павлов, Б.С. Методы акмеологичесих исследований: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 101 с.

  • Деркач, А.А., Зазыкин В.Г. Методы акмеологических исследований: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 166 с.

  • Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. - Санкт-Петербург; Коломна; Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2008. - 375 с.

  • Суслова, Е.А. Методология и методы психолого-акмеологического исследования: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Дергача. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 158 с.

  • Википедия. Николай Иванович Лобачевский. Биография






© 2010-2022