Доклад на тему Использование ИКТ на уроках информатики, математики и физики

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО





ПРОЕКТ

Тема:

«Использование ИКТ на уроках математики, информатики, физики».


Слушатели:

Иманкұлова Ә.Б, КГУ «Актюбинская СШ»

Орумбаева А.А., КГУ «Солдатовская СШ»

Нагашбаева З.С., КГУ « Гагаринская СШ»

Шушаникова Л.И. КГУ «Бобровская СШ»



Руководитель: Базаканова Р.С.

Дата сдачи работы: 12.11.2015 г.




г. Усть-Каменогорск

2015 г.

Содержание:



Введение

3

1

Обоснование методической проблемы

4

1.1

Цели и задачи использования ИКТ

5

1.2

Использование ИКТ на этапах процесса обучения

5

1.3

Виды реализации ИКТ

7

2

Формы использования ИКТ

8

2.1

Тестирование с использованием компьютера

9

2.2

Мультимедия в обучении

11

2.3

Подготовка к ЕНТ

12

3

Информационные технологии

14

3.1

Информационная культура

18

Заключение

19


Введение

Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют учителю новые возможности, позволяют вместе с обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания - не только силой воображения раздвигать стены класса, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий красочный мир. Значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии и этот факт нельзя не учитывать в воспитательном процессе.

Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы, услуги интернет и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учителей и обучающихся в активный познавательный и воспитательный процесс, свободному доступу к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Цель: развитие межпредметных связей математики , информатики, физики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы обучающихся на уроке

Актуальность:

  • повышение уровня мотивации обучающихся;

  • интерес к изучаемому материалу на уроке;

  • развитие интеллектуального уровня, творческих способностей детей;

  • объективность оценивания.


Гипотеза: применение ИКТ позволяет экономит время на уроке и повысить качество знаний учащихся при обучении математики, информатики, физики.







1 Обоснование методической проблемы

Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении, в том числе, при обучении математики?». Поэтому методическая проблема, над которой мы работаем последнее время, это - «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, информатики и ИКТ».

Задачей обучения является не только сообщение определенной суммы знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от обучающихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики и информатики является формирование и развитие навыков изучения математики, так и информатики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут обучающихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности обучающихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики и информатики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, нами на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно - коммуникативные, личностно - ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Всем известно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

1.1 Цели и задачи использования ИКТ

Цели использования компьютера, на уроках математики , информатики , физики следующие: развитие межпредметных связей математики , информатики, физики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы обучающихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода, что отвечает на цели воспитательной работы.

Наши задачи как учителей МИФ следующие:

  • Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

  • Формировать информационную культуру, творческий стиль деятельности обучающихся;

  • Подготовить обучающихся использовать информационные технологии и информационные системы.

Применение ИКТ на уроках МИФ дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если обучающийся активно участвует в процессе.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

1.2 Использование ИКТ на этапах процесса обучения

Информационные технологии, на наш взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

  • самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

  • использование тренировочных программ;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

  • использование игровых и занимательных программ;

  • использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают обучающимся понимать сложные логические математические построения;

  • возможности, предоставляемые обучающимся, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для обучающегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы обучающегося и учителя с использованием компьютерных технологий, обучающийся, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека. Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

При выборе условий для использования ИКТ нами учитываются:

  • наличие соответствующих изучаемой теме программ;

  • количество компьютеризированных рабочих мест;

  • готовность обучающихся к работе с использованием компьютера;

  • возможности обучающегося использовать компьютерные технологии вне класса.

1.3 Виды реализации ИКТ

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», можно полагать, что математика, а также информатика - это те предметы, в которых использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

  • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

  • как моно технология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель моно технологическое обучение, то есть самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием ИТ;

  • творческая проектная работа учащихся;

  • дистанционное обучение, конкурсы;

  • библиотека, ресурсы Интернет;

  • элективные курсы;

  • социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;

  • творческое взаимодействие с педагогами.







2 Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информатики, физики информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые нами направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;

  • проверка знаний на уроке;

  • внеурочная деятельность.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

  • Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение обучающимися, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

  • Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес обучающихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

  • Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

  • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

  • Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

  • Принцип системности: использование уроков - презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

  • Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

  • Практикую проведение таких уроков, как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, можно рекомендовать обучающимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где обучающиеся могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет - прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Обучающиеся среднего звена нашего лицея, с которыми мы работаем, являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Тем более это обусловлено и компетентностным подходом в образовании. В некоторых экспериментальных программах математики добавляется новая компетенция - информационно-образовательная компетенция.

Информационно-образовательная компетенция - умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных технологий (Интернет, компьютер)

Поэтому мы с обучающимися используем ресурсы сети Интернет на уроках.

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний обучающихся.

2.1 Тестирование с использованием компьютера.

Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает обучающимся выполнить. Обучающийся работает самостоятельно в течение 5-10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5-10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15-20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. Тесты можно составить по-разному, например, при ошибочном ответе появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у обучающихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕНТ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕНТ по информатике и ИКТ из опыта работы показало, что обучающиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят тех, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя. Обучающиеся, заинтересованные в сдаче ЕНТ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов нами используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Как известно, смена видов деятельности на уроке - это один компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для обучающегося, если ему интересно.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю компьютер в преподавании математики:

• для диагностического тестирования качества усвоения материала;

• в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

• в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

• в режиме самообучения;

• в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Эффективна на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:

• продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

• продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

• достичь оптимального темпа работы ученика;

• повысить уровень наглядности в ходе обучения;

• изучить большее количество материала;

• показать ученикам красоту геометрических чертежей;

• повысить познавательный интерес;

• внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

• ввести уровневую дифференциацию обучения;

• подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения математики;

• достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока. Кроме того, развитие математических знаний ученика происходит не только на уроках, но и при выполнении самостоятельной работы дома. Так у учащихся 5-6 классов имеется возможность использовать дидактические материалы на основе тестов А.П. Иванова «Систематизация знаний по математике» в электронном виде (для тех, у кого есть компьютер) и на бумажных носителях. Предлагаю детям создать собственные презентации, например, по биографиям ученых-математиков. Считаю, что это очень полезный вид деятельности, т.к. подключает разные умения и способности, в основном творческие: отобрать материал, скомпоновать его определенным образом, выделить главное, чтобы это было интересно слушателям и в то же время не перегружено информацией.

Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку, грамотной расстановке акцентов и создании своего WEB-ресурса.

2.2 Мультимедиа в обучении

Что такое мультимедиа? Обучающие возможности мультимедиа

1. Что такое мультимедиа?

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия.

Multimedia - (Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.

2. Обучающие возможности мультимедиа

Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.

Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. У учителя появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала.

Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:

1. Лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала

2. Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний

3. Экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения

4. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения

2.3 Подготовка к ЕНТ

Из опыта преподавания информатики за 8 лет, то можно считать самым важным при подготовке к ЕНТ?

Первое - это вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не приветствуется, объясняя его вред (исключение составляют темы, где необходим калькулятор). Можно предложить ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел (например, на 11), возведения в квадрат и др.

Второе условие успешной подготовки к ЕНТ - это обязательное знание правил, формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, можно давать на 7-10 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).

Третьим условием успешной подготовки к ЕНТ (из опыта в преподавании информатики) является необходимость внести в программу некоторые коррективы. Так как мы можем до 20% изменять календарно-тематическое планирование, то за счет часов, выделенных на повторение, увеличить количество часов на изучение некоторых очень важных тем.

Четвертым условием подготовки к ЕНТ является проведение спецкурсов. Поэтому для проведения занятий разработана программа подготовки к ЕНТ по информатики. Поскольку математику преподаю в 10 классе, программу спецкурса подготовки к ЕГЭ по математики в перспективе.

В классах при прохождении нового материала по некоторым темам обучающиеся заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением в организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность обучающихся, требующих от обучающихся самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Обучающиеся могут выполнять как индивидуальные, так и групповые проекты.

Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В своей практике я использую учебный проект как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся-партнеров. Уже с 8-го класса обучающиеся пробуют готовить свои тематические проекты.

Применяя информационные технологии, организуем таким обучающимся работу над презентациями, проектами. Во время выполнения такой работы обучающиеся показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими предметами, применение к решению практических задач в физике, математике. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу.



3 Информационные технологии в обучении

1. Педагогические цели использования ИТ

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

Ответим вначале на вопрос, для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?

1. Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем.

1. Развитие личности

1. мышление

2. эстетическое воспитание

3. развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности

4. формирование информационной культуры

2. Выполнение социального заказа

1. общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»)

2. подготовка специалиста в определенной области

3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

1. повышение эффективности и качества обучения

2. обеспечение мотивов познавательной деятельности

3. углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

1. Методические возможности средств ИТ

1. Визуализация знаний

2. Индивидуализация, дифференциация обучения

3. Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)

4. Моделирование объектов, процессов и явлений

5. Создание и использование информационных баз данных

6. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа

7. Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками

8. Осуществление самоконтроля

9. Осуществление тренировки и самоподготовки

10. Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)

11. Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации

12. Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)

13. Формирование культуры учебной деятельности

14. Формирование информационной культуры

15. Высвобождение учебного времени

Классификация педагогических программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

По методическому назначению ППС могут быть:

1. компьютерные учебники (уроки);

2. программы-тренажеры (репетиторы);

3. контролирующие (тестовые оболочки);

4. информационно-справочные (энциклопедии);

5. имитационные;

6. моделирующие;

7. демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);

8. учебно-игровые;

9. досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

3.1 Информационная культура

Говоря об информационных технологиях, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление и формирование личности, одним из важнейших компонентов этой проблемы следует выделить культуру человека в его взаимосвязи с информацией.

Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами может характеризоватьcя информационной культурой, основа которой формируется в школе.

По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры".

Критериями информационной культуры можно считать:

1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

2. эффективно осуществлять поиск нужной информации;

3. умение перерабатывать информацию и создавать новую;

4. умение адекватно отбирать и оценивать информацию;

5. наличие компьютерной грамотности.

На сегодня проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества в целом у учителя появляется дополнительная педагогическая задача по формированию информационной культуры школьников.

Проектируя медиа-уроки, учителю следует в постановке триады педагогических задач выделять задачи по формированию у школьников вышеупомянутых компонентов информационной культуры.

Информационная культура учителя

Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

К ним относится следующее.

Стремление:

1. интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;

2. потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;

3. профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

1. активность (профессиональная мобильность);

2. ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;

3. согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;

4. уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция

1. отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;

2. стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;

3. утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

Качественные показатели эффективности работы

Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение ИКТ, повышение квалификации путем прохождения проблемных и постоянно действующих курсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволяют нам с обучающимися добиваться стабильных результатов в обучении математике и информатике ИКТ. Разработанная нами система разноуровневых заданий способствует подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, олимпиадным работам, на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Анкетирование учащихся. Как школьники относятся к применению ИКТ на уроках? 75% учащихся одобряют и считают более удобным применение компьютерных тестов и методик на уроках, исключая при этом бумажные бланки, которые требуют большего времени на обработку и получение результата 93% учащихся указали, что компьютерные технологии позволяют наглядно представить и увидеть изучаемую теоретическую информацию, что способствует быстрому пониманию и усвоению полученных знаний у 77% учащихся применение ИКТ повысило интерес и мотивацию к изучаемому предмету 95% учащихся приветствуют применение ИКТ на уроках


Заключение

Урок - это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что учителя нацеливают обучающихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на взгляд, не получает практического применения в будущей жизни.

На наш взгляд, на уроках математики, информатики, физики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий обучающегося. Ведь не каждый, выучив правила, может ими пользоваться.

Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача - найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

В-третьих, мы считаем, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий - это один из способов дифференциации, потому что в условиях этой технологии обучающийся имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору обучающегося).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь обучающемуся получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ЕНТ

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов работы с ИКТ, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;

  • формирование компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

  • повышение мотивации к обучению;

  • овладение компьютерной грамотности обучающимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;

  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности;

  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.

  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей обучающихся;

  • эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный небольшой опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими довольно серьезных тем как информатики, так и математики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются обучающимися благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ребенок имел перед

собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Используемая литература

  1. festival.1september.ru/…/513744/

  2. pedsovet.org/…/Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.

  3. uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_nauk/dkl4.htm

  4. Быкова С. В., Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика. / Фестиваль методических идей: - festival.1september.ru/

  5. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебн. Пособие - Ростов - н/д: Феникс, 2007. - 283 с.

  6. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.« - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

  7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

  8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: wiki.irkutsk.ru/index.php/

  9. Кардач А. А., «Использование ИКТ на уроках математики» Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ г. Рябичев.

  10. Картель А. И. КОЗ по теме «Биологическое действие радиации»

  11. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - 2 - е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 256 с.

  12. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

  13. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

  14. Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т.В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/

  15. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  16. Старцева Н. А., с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО. «Информационные технологии на уроках математики».



© 2010-2022