- Преподавателю
- Математика
- Доклад на тему Единицы измерения длины
Доклад на тему Единицы измерения длины
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Курченова М.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
Название конкурса ………………………..???
Исследовательская работа:
«Единицы измерения длины в Древней Руси»
Выполнил(а):Игумнова Полина ученица 5 класса
Руководитель: Курченова Мария Алексеевна, учитель математики.
Чита, 2016 г.
Содержание:
Стр.
I.
Введение.
3-4
II.
Историческая справка.
2.1
Любопытные способы измерений.
4
2.2
Единицы измерения длины в Древней Руси.
4-8
III.
Решение задач с использованием старинных русских мер.
8-10
IV.
Заключение.
11
V.
Список использованной литературы.
12
I. Введение
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
в Россию можно только верить.
Часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси. В русском языке их называют устаревшими, вышедшими из активного употребления. Мы не пользуемся ими ежедневно, но, не зная их значения, порой трудно понять литературное произведение, параграф по истории, даже пословицу. В любой книге есть сноски, но они написаны очень мелким шрифтом и не запоминаются.
В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок - древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площадь, емкость, массу, время.
Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Это вызвало у меня интерес, и я решила узнать более подробно о мерах длины применяемых русским народом.
Просматривая статьи в газетах, журналах я убедилась, что данных для исследовательской работы недостаточно, тогда я обратились к книгам и с помощью учителя к Интернету. Данная работа оказалась на редкость интересной для меня лично. Я узнала много нового о единицах измерения длины Древней Руси, их простоте и, одновременно, сложности.
Но не только новая информация открылась мне. Я применила найденный материал о единицах измерения на практике. Таким образом, данная работа помогла мне приобрести новые знания и навыки в решении задач, составленных самой.
Надеюсь, что моя работа окажется интересной и нужной не только для меня и моих одноклассников, но и для школьников и учителей нашей школы.
Исходя, из этого актуальность моего исследования обусловлена развитием математического мышления, основываясь на числовых представлениях в Древней Руси. В школьных учебниках, литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины на Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного.
Предмет моего изучения - единицы измерения длины на Руси.
Цель исследования - более глубоко изучить и исследовать сведения о русских единицах измерения длины.
Обозначенная цель требовала решение следующих задач:
-
Собрать материал и изучить литературу по данной теме;
-
Рассмотреть развитие единиц измерений длины в Древней Руси;
-
Найти и решить задачи с использованием единиц измерения длины Древней Руси.
Гипотеза: изучение исторических корней понятий единиц измерения длины в Древней Руси способствует развитию знаний и представлений об истории своей страны, повышает интерес к изучению математики и других предметов.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- решение задач с использованием старинных мер.
Новизна исследования: поиск математических представлений о мерах измерения длины в Древней Руси и развитие интереса к изучению истории своей страны.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование старинных единиц измерения длины в решении практических задач, способствует повышению интереса к изучению математики. Возможно использование полученного материала на уроках, факультативах и т.д.
II. Историческая справка
2.1. Любопытные способы измерений.
У наших предков были и весьма любопытные способы измерения.
У славян была такая мера длины, как «вержение камня» - бросок камнем, «перестрел» - расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: «Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути».
В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило - на расстояния с которых еще слышен рев быка.
Мерой служило и время «пока закипит котел воды». «Пушечный выстрел» - тоже мера расстояния.
В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния - бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
2.2. Единицы измерения длины в Древней Руси.
На Руси существовали свои измерения. Было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Рассмотрим только единицы измерения длины, применяемые в Древней Руси.
Наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.
Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов.
Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст.
С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины - вершок. Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4 см 5 мм.
Повсеместно употреблялись доли вершка: половина, четверть и т.д. Кроме того, в ряде областей в быту использовалась мера длины корх (кулак), равная двум вершкам (ширине сжатой в кулак ладони).
Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.
Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение
1 вершок дюйма
В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. В долях дюйма выражают также высоту шрифта при компьютерном наборе текста.
К наиболее древним рукотворным мерам относится пядь (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения ее с другими единицами, ей присвоили только в XVI в. Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» - растягивать, а по другой от слова «пясть» - кисть руки.
Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам - среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.
К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть. Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.
В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54 см или две пяди с кувырком.
В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.
С конца XI в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины - аршином, использование которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым - иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в XVII в. был признан официальной мерой длины в государстве.
Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» - локоть, которое было некогда заимствованно тюркскими языками, откуда и попало в русский язык. Аршин равнялся длине руки - от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.
В XVI- XVIII столетиях его величина составляла около 72 см.
Название сажень происходит от славянского слова сяг - шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени - маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой меряли только длину труб на соляных промыслах. Маховая или мерная сажень - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) - расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен ее появляется верста. Название это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной - от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая - ею измеряли расстояние пути и межевая - ею меряли земельные участки. «Верстой» также назывался верстовой столб на дороге.
Таблица старинных мер длины в современном исчислении:
Сажень = 3 аршина = 48 вершков = 2,16 м
Косая сажень = 2,48 м
Маховая сажень = 2,36 м
Аршин = 72 см
Пядь = 16 вершков = 4 пяди = 19 и 23 см
Вершок = 1/16 аршина = 4,4 см
Локоть = 46 см
Верста = 500 саженей = 1140 м
Фут = 12 дюймов = 30,44 см
Дюйм = 2,54 см
III. Решение задач с использованием старинных русских мер длины.
Задача № 1 1 аршин = 0,72 м, 1 пядь = 0,19 м.
Купец привез своим трем дочерям на сарафаны тюк выбойки (бумажная или льняная ткань с отпечатанными на ней узорами в одну краску), в котором было 7 аршинов материи. Если на сарафан первой дочери надо 2 аршина и 3 пяди, второй дочери 2 аршина и 2 пяди, третьей дочери 1 аршин и 1 пядь. Хватит ли выбойки на сарафаны всем дочерям?
Решение:
1) Найдем, сколько материи нужно на сарафан всем дочерям:
2 аршина и 3 пяди + 2 аршина и 2 пяди + 1 аршин и 1 пядь = 5 аршинов и 6 пядей
2) Переведем аршины и пяди в метры: (5 · 0,72) + (6 · 0,19) = 4,74 м 7 · 0,72 = 5,04 м
3) Хватит ли выбойки трем дочерям на сарафаны: 5,04 - 4,74 = 0,3 м
Ответ: Да, выбойки хватит трем дочерям на сарафаны.
Задача № 2 1 аршин = 16 вершков = 28 дюймов
Канат длиной 11 аршин матросы разрезали на 2 части так, что в одной из них оказалось столько вершков, столько в другой дюймов. Какой длины меньший кусок?
Решение:
1) Выразив длину каната равную 11 аршинам в вершках: 16 · 11 = 176 вершков
2) Разделим 176 вершков на общее число вершков и дюймов:
176 : (16 +28) = 4 аршинам
Ответ: меньший кусок каната 4 аршина.
Задача № 3 1 сажень = 7 футов, 1 фут = 12 дюймов
Борода у человека растет, удлиняясь в неделю 1/5 дюйма. Предположим, что борода растет с постоянной скоростью на протяжении всей жизни. Какой длины достигла бы борода у мужчины, который не брился 30 лет?
Решение:
1) Найдем, сколько недель в месяце? 30 : 7 = 4,3 недели
2) Определим, сколько недель в году? 4,3 · 12 = 52 недели
3) Вычислим, сколько недель в тридцати годах? 52 · 30 = 1560 недель
4) Вычислим, на сколько дюймов вырастит борода за 30 лет?
1560 · 0,2 = 312 дюймов
5) Переведем дюймы в сажени и футы: 312 : 12 = 26 футов, 26 : 7 = 3 сажени и
5 футов
Ответ: 3 сажени и 5 футов достигла бы борода у мужчины, который не брился 30 лет.
Задача № 4 1 фут = 7 саженей, 1 верста = 500 саженей
Дорога длиной две версты от лесной сторожки до сельской церкви шла сначала лесом, а потом открытым полем. Два сына лесника Сергей и Николай вздумали измерить длину этой дороги с разных концов. Сергей шел от сторожки и мерил палкой в 1 сажень, а Николай шел от церкви и мерил палкой в 1 фут. На опушки леса они встретились и к своему удивлению обнаружили, что у каждого из них палка уложилась одинаковое число раз. На каком расстоянии дорога тянется лесом?
Решение:
1) 1 + 7 = 8
2) Сколько раз у каждого уложилась палка? 1000 : 8 = 125 раз
3) Найдем расстояние дороги, которая тянется лесом? 125 · 7 = 875 сажень
Ответ: 875 сажень дорога тянется лесом.
Задача № 5 1 дюйм = 2,54 см
Какой рост в миллиметрах у Дюймовочки из сказки Андерсена?
Решение: 1 дюйм = 2, 54 см = 25,4 мм.
Ответ: 25,4 мм.
Задача № 6 1 вершок = 4,4 см
Говорят на маленьких: от горшка два вершка. Найдите рост малыша, если высота горшка равна 25 см.
Решение: рост = 25 + 2 · 4,4 = 25 + 8,8 = 33,8 см.
Ответ: 33,8 см
Задача № 7 1 пядь = 19 см
Существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу»?
Решение: 19 · 7 = 133 см - лоб человека.
Ответ: нет!
Задача № 8 1 аршин = 0,72 м, 1 вершок = 0,044 м
У Тургенева в «Муму» о глухонемом богатыре дворнике Герасиме говорится, что он был «мужчина он был 2 аршинов и 12 вершков роста». Каков рост Герасима?
Решение: 2 · 0,72 + 12 · 0,044 = 1,968 м
Ответ: рост Герасима 1 м 97 см.
Еще некоторые старинные задачи:
-
Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2
минуты 500 сажень, а собака в 5 минут 1300 сажень; спрашивается, в
какое время собака догонит зайца? (Старинный задачник по арифметике
Войтяховского).
Ответ: за 15 минут
-
Одному курьеру приказано прибыть к назначенному месту в 12
дней, которому он прежде, ехав всякие сутки по 228 вёрст, прибыл в 15
дней. Спрашивается, поскольку верст должен он проезжать в сутки, дабы
поспеть к тому месту в назначенное время (Старинный задачник по
арифметике Войтяховского).
Ответ: по 285 вёрст.
-
Юноша некий пошел с Москвы к Вологде и идёт на всякий день
по 40 верст, а другой пошел после его на следующий день, а на всякий
день идет по 45 вёрст. Во сколько дней тот юноша постиг прежнего
юношу прежнего юношу, сочти. (Математические рукописи 17 века).
Ответ: в 8 дней.
IV. Заключение.
Опираясь на слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» можно смело сказать, что пользоваться данными мерами измерения было очень неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и личными для каждого из нас.
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер имела множество изменений.
В 1960 году собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
Данная работа актуальна и интересна потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика, русский язык, литература, история, информатика.
Выводы:
В результате проделанной работы мною были выполнены задачи:
-
Изучила литература по данному вопросу.
-
Научилась использовать описанные единицы измерения при решении задач
-
Подготовила выступление.
Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научилась использовать старинные российские меры длины, узнала много исторических фактов; математика средневековой Европы развивалась, прежде всего, как наука купцов, строителей, художников, военных инженеров, чиновников, мастеров. Математика была нужна им как способ решения достаточно простых задач, встречавшихся в их хозяйственной или практической деятельности.
Старинные российские меры длины были использованы при решении задач.
И поэтому я думаю, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с решением этих интересных задач, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений нашей Родины - России.
Я считаю, что данную работу можно продолжить, изучая другие единицы измерения, не рассмотренные в данной работе, тем более что некоторые древние единицы измерений используются и в настоящее время.
V. Список использованной литературы.
-
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика 5 класс/Москва, И: Мнемозина, 2007.
-
Депман И.Я.; Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики/М.: Просвещение, 1989.
-
В. Я. Коровина и др. Литература 5 класс: ч.1,2,3,4/М: Просвещение, 2006.
-
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка/М.: Просвещение, 1984
-
Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики/М., 1994 .
-
Приложение к газете «1 сентября - Математика»
-
Интернет ресурсы:
-
Сайт: patlah.ru
-
Сайт фестиваля педагогических идей - открытый урок
-
rus-ved-rus.narod.ru/mery.html (Ведическая Русь статья «Старинные русские меры длины, веса, объёма»)
-
akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html (С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник.)
-
shagomer.ru (шагомер - прибор для измерения количества шагов, сделанных человеком).
12