Развитие визуального мышления на уроках математики

Статья посвящена возможностям повышения качества преподавания математики с помощью целенаправленного обучения приёмам визуального мышления.   Самым важным этапом визуального анализа является этап мысленного составления плана работы.          Самым важным этапом визуального анализа является этап мысленного составления плана работы. Ученик должен определить порядок  дальнейших действий, постараться в уме свернуть некоторые из хорошо знакомых ему операций, осуществить прогонку вариантов. Примеры та...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самойлова Зинаида Дмитриевна,

Бредихин Александр Николаевич,

Слепынина Наталья Сергеевна

МАОУ «СОШ №33 с УИОП», город Старый Оскол

Развитие визуального мышления на уроках математики

В процессе обучения математики происходит интеллектуальный рост школьников, проявляющийся в развитии и обогащении различных сторон его мышления, качеств и черт личности и характера. Развитая психологами типология мышления выделяет такие его виды как абстрактное и конкретное, речевое и эмоциональное, логическое и алгоритмическое и т. п. Широкое распространение получил термин «визуальное мышление» (зрительное, наглядное), означающее, как пишет Р. Арихейм, «мышление посредствам визуальных (зрительных) операций».

Наша статья посвящена возможностям повышения качества преподавания математики с помощью целенаправленного обучения приёмам визуального мышления. По определению известного психолога В. П. Зинченко «Визуальное мышление- это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих знание видимым».

Каждый учитель использует на уроках наглядный материал - формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы, модели и образцы. Первая цель учителя состоит в том, чтобы ученик смотрел на предъявляемые ему зрительные образцы. Этой цели достичь легко. Вторая цель состоит в том, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах.

Для того чтобы сделать «живое созерцание» действенным, ученик должен научиться анализу визуальной информации. Прежде всего, должно произойти осознание общей структуры предложенного изображения (это может быть формула, чертёж, график, схема). При этом ученик стремиться распознать некоторую эталонную, стандартную ситуацию, мысленно ответить на вопрос «на что», т. е. на применение каких знаний, какого правила нацелена поставленная перед ним задача. Приведём возможные примеры таких мысленных ответов: решить неравенство, используя метод интервалов; применить признак параллельности для построения сечения куба; провести исследование функции по графику; решить показательное уравнение.

Самым важным этапом визуального анализа является этап мысленного составления плана работы. Ученик должен определить порядок дальнейших действий, постараться в уме свернуть некоторые из хорошо знакомых ему операций, осуществить прогонку вариантов. Очень полезно обсуждать вслух, не производя вычислений.

Таким образом, формируя последовательно этапы «живого созерцания» учебной математической информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формируем некоторые специальные особенности, которые у талантливых детей образуются зачастую непроизвольно, спонтанно. Образно можно сказать, что развиваемая нами методика призвана трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.

Идеальной информационной является схема. Это содержательная насыщенность. Схема может содержать теоретический материал большого раздела, соединяя сведения из разных тем Её можно многократно использовать при прохождении программы. Было бы неверным абсолютизировать роль визуального мышления при обучении математике. По нашему мнению, речь должна идти о том, чтобы целенаправленно использовать зрение в развитии мыслительных способностей учащихся, сделать зрительные образы не вспомогательным, а одним из основных методических средств. Её можно многократно использовать при прохождении программы.


© 2010-2022