Одаренные дети на уроках математики

Не так давно политики в области образования провозглашали идею, что все дети равны и в интеллектуальном, и в эмоциональном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные задачи. Однако опыт школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, люб...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по работе учителя с одаренными детьми на уроке математики и во внеурочной деятельности (на примере 5-6 классов).

учитель ГБОУ СОШ № 2104 г. Москвы

Барыльникова Жанна Прокофьевна


Не так давно политики в области образования провозглашали идею, что все дети равны и в интеллектуальном, и в эмоциональном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные задачи. Однако опыт школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны и нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам. Таких детей принято называть одаренными.

В Послании Президента к Федеральному собранию РФ сказано: «Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности».

О смене приоритетов в сторону создания возможности для самореализации и развития личности ребенка говорится и в новом Стандарте образования, и в Федеральной целевой программе «Одаренные дети», и в Концепции развития математического образования.

Психологи выделяют несколько видов одаренности. Для обучения математике особенно характерна академическая (математическая) одаренность. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике, но при этом иметь плохие оценки по другим предметам.

Анализ нормативных документов и ФГОС приводит к выводу, что работа с одаренными детьми - это социальный заказ, а эффективность ее зависит от тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. В этих условиях организация системной работы с детьми, опережающими своих сверстников, становится актуальной уже в 5-6 классах.

Психологи и методисты в один голос утверждают, что в этом критическом возрасте наблюдаются качественные изменения в процессах внимания, памяти, мышления. В эмоциональной сфере появляется некритическое планирование будущего, стремление к экспериментам, потребность новизны во всем, и, как следствие, стихийное снижение познавательной активности. Такие изменения связаны с резкой переоценкой понятий «взрослость» и «самостоятельность». Именно поэтому необходимо начинать работу с одаренными детьми в пятом, а не в седьмом классе, когда время будет уже упущено.

В процессе педагогической деятельности появились рекомендации по работе с одаренными детьми, которые можно назвать «советами».

  1. «Измени себя, чтобы изменились другие»

Работа с одаренными детьми начинается с изменения системы взглядов и убеждений учителя, так как эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. Известно, что личность педагога является ведущим фактором любого обучения, а дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе, который обладает следующими характеристиками:

  • четко осознает свои цели и задачи, обладает обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

  • разбирается в психологических особенностях одаренных детей, учитывает их потребности и интересы;

  • строит обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

  • доброжелателен и чуток, эмоционально стабилен, обладает чувством юмора;

  • имеет высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

  • стимулирует когнитивные способности учащихся.

Для развития этих способностей необходима высокая познавательная активность детей. Одарённые дети обладают обостренной чувствительностью. Поэтому занятия (групповые и индивидуальные) проводятся в доброжелательной обстановке и создается ситуация успеха. На таких занятиях дети ведут себя свободно, задают интересующие их вопросы.

  1. «Учитель - тонкий психолог»

Педагогу необходимо заранее изучить психологические и возрастные особенности детей, с которыми будет проводиться работа. А также обратить внимание на тонкие моменты в поведении одарённого ребёнка, на плюсы и минусы, которые нужно нивелировать:

  • Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

В такой ситуации учитель предлагает сильному ученику выслушать мнение других, акцентировав внимание на положительных моментах их ответов. Надо показать, что все дети разные, но каждый из них имеет свое мнение, свои идеи, которые ничуть не хуже идей других. Возможно, педагог предложит одаренному ребенку посетить несколько уроков в старших классах и соотнести свои знания со знаниями старшеклассников, для того, чтобы встать на место другого, более слабого. Все это будет способствовать развитию толерантности в отношениях между детьми.

  • Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

Данная проблема актуальна для учащихся 5-6 классов, когда еще не выработалась культура общения и уважения собеседника. Учителю предлагается путем кропотливой работы прививать детям коммуникативные компетенции. Главная роль в данном воспитании отводится внеурочной деятельности, которая обладает большим воспитательным эффектом, чем урок.

Перечисленные отрицательные черты характера одарённого ребёнка являются продолжением его достоинств, таких как хорошее теоретическое мышление, высокий уровень абстракции, развитая монологическая речь, умение провести логически выстроенное доказательство. В деятельности одаренных детей доминируют мотив самоопределения и потребность в новой информации.

Учитывая «плюсы» и «минусы», можно сделать вывод, что кардинальное решение - перевод одаренного ребенка в старший класс - приведет к разрыву дружеских связей, когда многие дети начинают чувствовать себя изгоями в новом классе. Сегодня можно избежать этого, если, опираясь на новые Стандарты, дать «ученику право на осознанный и согласованный с педагогом выбор целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов».

Исходя из вышесказанного, более эффективной для одаренного ребенка будет работа по индивидуальной образовательной траектории. Она составляется с учетом особенностей каждого ребенка. Роль учителя и методик обучения при этом такова: «Учитель - это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам».

  1. «Умение задавать вопросы»

Одаренные дети не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. В обучении необходимо использовать особую технику постановки вопросов, которая предполагает гораздо больше открытых вопросов и выводит на обсуждения. Учитель тем самым провоцирует обучающихся выходить за пределы первоначальных ответов, а сам чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке. Это пропедевтика занятий «мозгового штурма», когда учитель или сильный ученик показывают, как происходит поиск идеи или как анализируются возможные пути решения.

Известно, что большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ ребенка. Работая с одаренными, педагог выступает как психотерапевт: избегает реагировать на каждое высказывание, а внимательно и с интересом выслушивает, но не оценивает ответы, находя способы показать, что он их принимает. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

  1. «Индивидуализация и дифференциация»

Сложившаяся в России ситуация с уровнем обучения математики такова, что выделяются только два уровня: общеобразовательный и углубленный. Углубленный уровень реализуется в отдельных физмат - школах и организован на жестких принципах отбора. Большинство же детей учится в общеобразовательных классах, где рядом с высокомотивированным ребенком за одной партой сидит слабый ученик.

Нейтрализовать такое губительное соседство может только индивидуализация и дифференциация обучения, которой необходимо уделять должное внимание и во внеурочное время, выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми, соблюдая при этом принцип добровольности внеурочных занятий.

На кружковых занятиях, факультативах и в индивидуальной работе преподавание должно вестись на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. При этом ориентация идет на опережение уже достигнутого уровня способностей и положительную мотивацию.

Одаренные математически дети очень восприимчивы к нестандартным вопросам, готовы самостоятельно искать новые проблемы и пути их решения. В ходе подготовки к занятиям педагог учитывает необходимость серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка и формирует систему задач, тщательно отбирая их. Например, старинные задачи дают такой благодатный материал. Занимательны и нестандартны задачи комбинаторной геометрии (задачи на разрезание) или задачи на логику. Даже условие стандартной задачи можно переделать так, чтобы ее формулировка стала неординарной.

Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе, стремление к перепроверке фактов и утверждений, тяга к экспериментам - это также необходимо учесть при подготовке к занятиям.

  1. «Проблема - исследование - открытие»

Занятия для одаренных детей особенно интересны тогда, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, где есть место импровизации и парадоксам. Необходимо использовать умение сильных детей выделять главное в проблеме и способность раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Наиболее полно эти умения раскрываются при использовании проблемного метода и проектно-исследовательской деятельности, что полностью согласуется с требованиями ФГОС о деятельностном подходе к обучению, так как активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема, а обучение носит творческий характер.

Выводом из многолетней работы стало осознание того, что одаренному ребенку в 5-6 классах необходимо привить вкус к серьезной творческой работе. А педагогу всегда помнить, что одаренные дети очень самолюбивы и ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж».


© 2010-2022