Проект ««Фигурные числа

В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни. Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики (автор -  Виленкин Н.Я.) есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало показать, что фигурные числа встречаются в окружающей жизни, просто люди об этом не задумываются. Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники. Мне стало интересно, а знают ли другие школьники о фигурных числах. Поэтому я провёл анкету, на вопросы которой ответили 86 учеников 6-10 классов. Всего 34,4% учащихся знают какие числа называются фигурными. 19,8% считают, что фигурные числа – это плоские фигуры, 32,5 % - объёмные фигуры, 47,7 % думают, что они могут изображаться и плоскими и объёмными фигурами. 46,5 % предполагают, что эти числа изобрёл Пифагор. Половина опрошенных считает, что мы ежедневно встречаемся с фигурными числами в повседневной действительности. Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики – фигурное число  и  выявить его  роль в нашей жизни. Задачи: Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме  и проанализировать  его. Рассмотреть  историю возникновения фигурных чисел,  их  применение в жизни человека. В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни. Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики (автор -  Виленкин Н.Я.) есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало показать, что фигурные числа встречаются в окружающей жизни, просто люди об этом не задумываются. Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники. Мне стало интересно, а знают ли другие школьники о фигурных числах. Поэтому я провёл анкету, на вопросы которой ответили 86 учеников 6-10 классов. Всего 34,4% учащихся знают какие числа называются фигурными. 19,8% считают, что фигурные числа – это плоские фигуры, 32,5 % - объёмные фигуры, 47,7 % думают, что они могут изображаться и плоскими и объёмными фигурами. 46,5 % предполагают, что эти числа изобрёл Пифагор. Половина опрошенных считает, что мы ежедневно встречаемся с фигурными числами в повседневной действительности. Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики – фигурное число  и  выявить его  роль в нашей жизни. Задачи: Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме  и проанализировать  его. Рассмотреть  историю возникновения фигурных чисел,  их  применение в жизни человека.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»





Направление: МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.









Фигурные числа





Автор: Новиков Павел

МОУ СОШ №44 6 д класс

Научный руководитель:

Пономарева Надежда Викторовна

учитель математики МОУ СОШ №44









ХМАО - Югра

Сургут 2014


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1.1. Из истории фигурных чисел. 4

1.2. Определение и виды фигурных чисел. 4

1.3. Применение фигурных чисел в жизни человека. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11


ВВЕДЕНИЕ

В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни.

Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики (автор - Виленкин Н.Я.) есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало показать, что фигурные числа встречаются в окружающей жизни, просто люди об этом не задумываются.

Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники.

Мне стало интересно, а знают ли другие школьники о фигурных числах. Поэтому я провёл анкету, на вопросы которой ответили 86 учеников 6-10 классов.

Всего 34,4% учащихся знают какие числа называются фигурными. 19,8% считают, что фигурные числа - это плоские фигуры, 32,5 % - объёмные фигуры, 47,7 % думают, что они могут изображаться и плоскими и объёмными фигурами. 46,5 % предполагают, что эти числа изобрёл Пифагор. Половина опрошенных считает, что мы ежедневно встречаемся с фигурными числами в повседневной действительности.

Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики - фигурное число и выявить его роль в нашей жизни.

Задачи:

  1. Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме и проанализировать его.

  2. Рассмотреть историю возникновения фигурных чисел, их применение в жизни человека.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Из истории фигурных чисел.

«Числа древними греками, а вместе с ними Пифагором и пифагорейцами мыслились зримо, в виде камешков, разложенных на песке или на счётной доске - абаке. По этой причине грек не знали нуля, так как его невозможно было «увидеть». Но и единица ещё не была равноправным числом, а представлялась как некий «числовой атом», из которого образовывались все числа. Пифагорейцы называли единицу «границей между числом и частями», т.е. между целыми числами и дробями, но в то же время видели в ней «семя и вечный корень». Число же определялось как множество, составленное из единиц. Особое положение единицы как «числового атома» роднило её с точкой, считавшейся «геометрическим атомом». Вот почему Аристотель писал: «Точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения». Итак, пифагорейские числа в современной терминологии - это натуральные числа». [2, с.117]

Давным - давно, помогая себе при счёте камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, чтобы получались прямоугольники, то получаются все чётные числа. Можно выкладывать камни в три ряда: получаются числа, делящиеся на три и т.д.

Древние греки, когда им приходилось умножать числа, рисовали прямоугольники; результатом умножения трёх на пять был прямоугольник со сторонами три и пять. Это развитие счёта на камушках. Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. В 5-4 веках до нашей эры учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование. С их помощью можно выложить правильные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, пирамиды и т.д.

Увлеклись, причём независимо друг от друга, нахождением таких чисел Блез Паскаль и Пьер Ферма.

1.2. Определение и виды фигурных чисел.

Числа- камушки раскладывались в виде правильных геометрических фигур, эти фигуры классифицировались. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными.

Проект ««Фигурные числаЛинейные числа (простые) - числа, которые делятся на единицу и на самих себя, представимы в виде последовательности точек, выстроенных в линию.

ППроект ««Фигурные числалоские числа - числа, представимые в виде произведения двух сомножителей (плоское число 6=2∙3).

ТПроект ««Фигурные числаелесные числа, выражаемые произведением трёх сомножителей (телесное число 8=2∙2∙2).

Проект ««Фигурные числа

Треугольные числа (3, 6, 10).

Проект ««Фигурные числа

Квадратные числа (4,9,16).

Проект ««Фигурные числа

Пятиугольные числа (5, 12, 22)

Проект ««Фигурные числа

Именно от фигурных чисел пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».

Представление чисел в виде правильных геометрических фигур помогало пифагорейцам находить различные числовые закономерности. Например, чтобы получить общее выражение для n-го треугольного числа, которое есть не что иное, как сумма n натуральных чисел 1+2+3+…+ n, достаточно дополнить это число до прямоугольного числа n(n+1) и увидеть (именно увидеть глазами!) равенство 1+2+3+…+ n = Проект ««Фигурные числа n(n+1).

НПроект ««Фигурные числааписав последовательность квадратных чисел, опять легко увидеть глазами выражение для суммы n нечётных чисел 1+3+5+…+(2 n-1) = n2 .

Проект ««Фигурные числа

Разбивая n-е пятиугольное число на три (n-1) треугольных, (после чего остаётся ещё n камешков»), легко найти его общее выражение 1+4+7+…+3 n-2= n+3Проект ««Фигурные числа=Проект ««Фигурные числа.

Разбиением на треугольные числа получается и общая формула для n- го k-угольного числа: Проект ««Фигурные числа=n+(k-2)Проект ««Фигурные числа.


Пирамидальные числа возникают при складывании круглых камушков горкой так, чтобы они не раскатывались. Получается пирамида. Каждый слой в такой пирамиде - треугольное число. Наверху один камушек, под ним - 3, под теми - 6 и т.д.:

1, 1+3=4, 1+3+6=10, 1+3+6+10=20, ...

Проект ««Фигурные числа

Очень интересны кубические числа, возникающие при складывании кубиков: 1, 2·2·2=8, 3·3·3=27, 4·4·4=64, 5х5х5=125... и так далее.
Теперь понятно, почему про такие числа говорят: «два в кубе», «три в кубе», «девять в кубе»?

Проект ««Фигурные числа


1.3. Применение фигурных чисел в жизни человека.

Мы не задумываемся о том, что ежедневно встречаемся с фигурными числами. А ведь это так просто и интересно.

  • При изучении формулы площади прямоугольника используется понятие плоского числа, которое представляется виде произведения двух сомножителей - длины и ширины.

  • ППроект ««Фигурные числари вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда применяется понятие телесного числа, выражаемого произведением трёх сомножителей - длины, ширины и высоты.

  • Упаковка конфет в форме линейного числа

  • На параде солдаты стоят правильными рядами, образуя квадраты или прямоугольники (плоские числа). (Приложение 1)

  • Во время различных праздников мы видим показательные выступления лётчиков. Самолёты в воздухе образуют треугольные или другие фигурные числа. (Приложение 2)

  • Треугольные числа можно встретить в самых обычных местах (Приложение 3)

Фигурные числа встречаются при упаковке различных товаров в коробки и другие ёмкости.

  • Телесные числа используются при упаковке конфет, консервных банок, блокнотов, тетрадей, ручек и др. в различные ёмкости. (Приложение 4)

  • Плоские числа тоже часто используются при упаковке конфет, растительного масла, лимонадных бутылок … (Приложение 5)

  • К фигурным числам можно отнести пирамидальные числа, которые получаются, если шарики складывать пирамидкой. Как раньше складывались ядра у около пушки. (Приложение 6)


  • Используя различные фигурные числа как телесные, так и пирамидальные , укладывают товар на прилавке, конфеты в различные упаковки, украшают праздничный стол и т.д. (Приложение 7)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы по данной проблеме я добился цели, поставленной в начале исследования: изучил и исследовал фигурные числа - одно из понятий математики.

Подводя итог работы, пришёл к выводу об актуальности данной темы. Невозможно представить современную жизнь без фигурных чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
    - М.: Мнемозина, 2008.

  2. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.
    - М.: Просвещение, 1993.

  3. Энциклопедический словарь юного математика/ Составитель А.П.Савин.
    - М.: Педагогика, 1985

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Проект ««Фигурные числаПроект ««Фигурные числа

Проект ««Фигурные числаПроект ««Фигурные числа

Приложение 2


Приложение 3

Проект ««Фигурные числаПроект ««Фигурные числа


Приложение 4

Проект ««Фигурные числа










Приложение 5

Проект ««Фигурные числа












Приложение 6

Проект ««Фигурные числаПроект ««Фигурные числа







Приложение 7

Проект ««Фигурные числаПроект ««Фигурные числаПроект ««Фигурные числа


© 2010-2022