Рабочая программа по алгебре 7 класс фгос

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по алгебре 7 класс фгосМуниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»



«Рассмотрена»

Руководитель МО учителей

Естественно-математического цикла

____________Л.А.Савич

Протокол № 5 от «12» мая 2015г.

«Согласована»

Заместитель директора по УВР МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда»

__________________Н.Ф.Целищева

«____»_________________2015г.

«Утверждена»

Директор МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»

____________С.А.Мертюкова

Приказ № 210 от «25» 08. 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Алгебре»

7а класс (базовый уровень)

Савич Людмила Анастасовна,

учителя математики, первой квалификационной категории






Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол №1

от « 25» августа 2015г.









Ныда

2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы(личностным, метапредметным и предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий(УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с ФГОС начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

  • Миндюк Н. Г. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и другие. 7 - 9 классы- М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК по алгебре Ю.Н. Макарычева и другие. 7 - 9 классы

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2) в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о

значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для

математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Данные цели достигаются через интеграцию курса математики с междисциплинарными учебными программами - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (см. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа» - «…программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов к возможностям каждого педагога с отражением вклада отдельных предметов…»).

Изучение учебного предмета «Алгебра» направлено на решение следующих задач:


  • формировать вычислительную культуру и практические навыки вычислений;

  • формировать универсальные учебные действия, ИКТ-компетентности, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, уметь работы с текстом;

  • овладеть формально-оперативным алгебраическим аппаратом и уметь применять его к решению математических и нематематических задач; изучать свойства и графики элементарных функций, использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • ознакомиться с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретать элементарные вероятностные представления;

  • освоить основные факторы и методы планиметрии, формировать пространственные представления;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формировать качество мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;

  • развивать логическое мышление и речевые умения: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

  • формировать представления об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • развивать представления о математике как части общечеловеческой культуры, воспитывать понимания значимости математики для общественного прогресса.

Общая характеристика учебного предмета алгебра

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгебраического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Место учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану МОУ «Школа интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» на изучение алгебры на ступени основного общего образования отводится 3 ч в неделю. Всего 102 часов, из которых 10 часов - контрольные работы.

В ходе преподавания алгебры в 7 классах работа ведется так, чтобы обучающиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического)

Формы организации учебного процесса

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Методы:

обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и внутриклассной дифференциации.

Типы уроков:

  • - УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний.

  • - УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработка умений.

  • - УКИЗ - урок комплексного использования знаний.

  • - УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.

  • - УПОКЗ - урок проверки и коррекции знаний и умений.

Технологии используемые в обучении:

  • Развивающего обучения (Выготский Л.С.);

  • Обучение в сотрудничестве;

  • Проблемного обучения (Махмутов М.И.);

  • Личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С);

  • Тест - технологии (Львова С.И.);

  • Развитие исследовательских навыков;

  • ИКТ;

  • ЗОЖ

Формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Система контроля складывается из следующих компонентов:

  • Математические диктанты. В математических диктантах оцениваются не только знания

ученика, но и умение его работать на слух и за ограниченное время.

Оценки выставляются на усмотрение учителя и ученика.

  • Тесты предложены двух видов: на установление истинности утверждений и на выбор

правильного ответа. Первые проверяют умение обосновывать или опровергать утверждения. Такие тесты позволяют акцентировать внимание школьников на формулировках определений, свойств, законов и др. математических предложений, а также развивают точность, логичность и строгость их математической речи. На их выполнение отводится от 3 до 5 минут.

Тесты второго вида (с выбором ответа из трех или четырех вариантов) проверяют владение устными вычислительными приемами, усвоение материала каждого пункта, в той последовательности, в которой он там представлен. Тесты содержат по 10 вопросов, их можно предлагать целиком или частями, в зависимости от объема пройденного материала к моменту проведения. На выполнение каждого задания теста отводится около 1 минуты.

  • Самостоятельные работы содержат от 4 до 6 заданий и рассчитаны примерно на 15-20 минут. Оцениваются по желанию учащихся.

  • Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа. В каждой работе по 6-7 заданий, первые пять из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания более продвинутые по уровню сложности. На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы, в конце учебной четверти.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Количество часов

В том числе контрольных работ

Глава Ι Выражения, тождества, уравнения

22

2

1.1

Выражения

5


1.2

Преобразование выражений. Входящий контроль. Входящий контроль (20 мин)

4


1.3

Контрольная работа № 1 «Преобразование выражений».

1

1

1.4

Уравнения с одной переменной

7


1.5

Статистические характеристики

4


1.6

Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной»

1

1

Глава ΙΙ Функции

11

1

2.1

Функции и их графики

5


2.2

Линейная функция

5


2.3

Контрольная работа № 3 «График функции»

1

1

Глава ΙΙΙ Степень с натуральным показателем

11

1

3.1

Степень и ее свойства

5


3.2

Одночлены

5


3.3

Контрольная работа № 4 «Действия с одночленами»

1

1

Глава ΙV Многочлены

17

2

4.1

Сумма и разность многочленов

3


4.2

Произведение одночлена и многочлена

6


4.3

Контрольная работа № 5 «Произведение одночлена на многочлен»

1

1

4.4

Произведение многочленов

6


4.5

Контрольная работа №6 «Произведение многочленов»

1

1

Глава V. Формулы сокращенного умножения 19 2

5.1

Квадрат суммы и квадрат разности

5


5.2

Разность квадратов. Сумма и разность кубов

6


5.3

Контрольная работа № 7 «Формулы сокращенного умножения».

1

1

5.4

Преобразование целых выражений

6


5.5

Контрольная работа № 8 «Преобразование целых выражений».

1

1

Глава VI Системы линейных уравнений 16 1

6.1

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

5


6.2

Решение систем линейных уравнений

10


6.3

Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений»

1

1

Повторение

6


Итоговый зачет

1


Итоговая контрольная работа №10

2

1

Итого:

102

10


Содержание тем учебного курса

1. Выражения, тождества, уравнения (22ч)

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

2. Функции (11ч)

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

3. Степень с натуральным показателем (11ч)

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х'л и их графики.

Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями

4. Многочлены (17ч)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

5. Формулы сокращенного умножения (19ч)

Формулы (а ± Ь)2 = а2 ± 2аЬ + Ь2, (а ± Ь):) = а3 ± За26 + ЗаЬ2 ± б3,

(а ± Ь) (а2 + аЬ + Ь2) = а3 ± Ь3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

6. Системы линейных уравнений (16ч)

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

  1. Повторение (6ч)

Планируемые результаты изучения курса алгебры в 7 классе

Рациональные числа

Ученик научится:

  1. понимать особенности десятичной системы счисления;

  2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

  3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

  4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

  6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Ученик получит возможность:

  1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  2. углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  3. научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик научится использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

Ученик получит возможность:

  1. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

  2. развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Алгебраические выражения

Ученик научится:

  1. владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

  2. выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;

  3. выполнять разложение многочленов на множители.

Ученик получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

Уравнения

Ученик научится:

  1. решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

  2. понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

  3. применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Ученик получит возможность:

  1. овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

  2. применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Описательная статистика

Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,

точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,

применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,

сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,

которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на

отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического

содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных

вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее

понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения

программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании

математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких

наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении

практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная

сформированность умений и навыков;

  • выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной

части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании

математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.

  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Тесты

  • «5» - 90-100%

  • «4» - 75-80%

  • «3» - 60-70%

  • «2» - 50% и менее.

Устно (по карточкам)

  • «5» - правильные ответы на все вопросы.

  • «4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил

или допустил ошибку.

  • «3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.

  • «2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.


Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

1. Программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Миндюк Н.Г. - М: «Просвещение», 2014. - с. 32 с.)

2. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

  1. Я иду на урок математики: 7 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «1 сентября», 2000;

  1. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. - Волгоград: Учитель, 2006;

  2. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  3. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе- М.: «Вербум - М», 2000;

  4. Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М : Просвещение», 1991;

  5. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. Сост. Ким Н.А. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006;

  6. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  7. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2005.

  8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. - М.: ВАКО, 2006

Информационно-коммуникативные средства

  1. CD-диск: Тренажёр по математике: 7 класс.

  2. CD-диск: Математика: 7 класс. Курс «1С:Школа».

  3. CD-диск: Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 7 класс. Все задачи школьной математики.

  4. CD-диск: Проверь себя: Тесты. Математика: 7-9 класс. - Издательство «Учитель».


© 2010-2022