- Преподавателю
- Математика
- Урок на тему Сложение отрицательных чисел (6 класс)
Урок на тему Сложение отрицательных чисел (6 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарь Т.Ю. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Сложение отрицательных чисел».
6 класс
Цели урока: Ввести правило сложения отрицательных чисел.
Задачи урока:
1. Обучающие: Самостоятельно сформулировать правило сложения отрицательных чисел и уметь применять при решении задач.
2. Развивающие: Развитие умения анализировать и делать выводы, развивать навыки самоконтроля, развитие устной и письменной математической речи учащихся.
3. Воспитательные: Формирование любознательности, активности, аккуратности, воспитание коммуникативной культуры.
Тип урока: Изучение нового материала.
Используемые технологии: Технология проблемного обучения.
Ход урока
-
На перемене собрать тетради с домашними работами.
-
Актуализация опорных знаний.
«Я верю, друзья: караваны ракет
Помчат нас вперед от звезды до звезды,
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы…» В. Войнович
Вы знаете, что скоро 12 апреля - День космонавтики. И поэтому наш урок сегодня будет содержать зашифрованные задания, связанные с этим событием.
Мы продолжаем работать с положительными и отрицательными числами.
Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.
Устная работа.
1). Выполнив следующее задание, вы узнаете, как назывался космический корабль, на котором 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек - наш соотечественник Ю. Гагарин решите устно примеры, которые даны на доске, в тетрадь запишите только ответ.
|-9| - |-4| = 5
|-5| + |2| = 7
|4,3| + |-3,7| = 8 Ключ к решению (открыть через 1 мин):
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
в
н
с
л
з
т
у
к
о
и
о|-3 1/3| : |5/9| = 10
|1| : |-0,5| = 2
|3| - |-3| = 0
Итак, это легендарный корабль-спутник «Восток».
2). Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой, запишите результат в тетрадь. (задание на доске, координатная прямая у каждого на парте):
5 + (+3) = 8
-2 + (-6) = -8
7 + (-10) = -3
-4 + (+4) = 0
Назовите положительные числа, отрицательные, противоположные. А каким числом является 0? Сделайте вывод о сумме противоположных чисел (она равна нулю).
3). Составьте примеры по схемам на доске:
-
Изучение нового материала.
1). Работа в парах (использовать координатную прямую как градусник, таблица на парту).
Определите по градуснику температуру.
Пример: Вчера в Москве была температура 7 С, изменилась на сколько? На +2 С. Значит, стала 9 С.
Ребята решают в парах, записывают в таблицу ответ.
Затем открыть верный вариант. Самопроверка. Ставят +, если верно, -, если нет. Поднимите руки, у кого верны все задания, не верно одно? Хорошо!
-
Была температура, С
Изменение
Стала, С
Результат
7
2
9
+
8
-6
-3
5
-2
-5
-4
0
-4
-3
2). Мы умеем складывать отрицательные числа с помощью координатной прямой.
Выписать на доску: -200 + (-400)=? Даны числа -200 и -400. найти их сумму.
Разумно ли складывать эти числа с помощью координатной прямой? (нет)
Рассмотрим пример: -4 + (-3) = -7
Чему равен модуль первого слагаемого? 4
Чему равен модуль второго слагаемого? 3
А чему равен модуль суммы? 7
Вывод: модуль суммы равен сумме модулей.
Выведите правило сложения отрицательных чисел.
Правило: для того, чтобы сложить отрицательные числа, надо:
1. Сложить модули этих чисел.
2. Поставить перед полученным числом знак «-».
Молодцы!
Опросить 2-3 человек.
Итак, -200 + (-400)=?
Закрепление.
1). Заполните таблицу, которая лежит у вас на партах.
Если вы верно ее заполните, то узнаете, кто был первой женщиной-космонавтом.
Я решаю первый пример на доске: -3 + (-7) = -10. записываем ответ в клеточку на пересечении.
Дальше работаем по цепочке, при решении проговариваем правило.
-
+
-7
-35
-9
-15
-12
-8
-13
-27
-18
-3
-10
-9
-44
-11
-20
-15
-30
-16
-28
-7
-15
-20
-33
-22
-49
-31
-53
Ключ к решению (открыть через 4 мин):
-
е
о
т
е
н
а
ш
к
р
с
в
-44
-33
-10
-30
-7
-53
-28
-15
-20
-4
-49
Ответ: В. Терешкова
2). Игра в математическое лото.
Работа в группах по 4 человека. У вас на партах таблица с названиями планет.
Ваша задача: найти сумму двух чисел, найти число на карточке с определенным названием и закрыть лото.
Я прохожу прослеживаю верность выполнения, если необходима помощь, помогаю.
1 группа:
2 группа:
3 группа.
-20 + (-35) =-55
-2/3+(-1/3) = -1
-9 +(-1,7) =-10,7
-9,8+(-4) =-13,4
-3 2/3+(-1 1/3)=-5
-1,82-(-0,08)=-1,9
-2 + 2 = 0
- 42 - 8 = - 50
-3,5 +(-2,4)=-5,9
Венера
Нептун
Уран
Плутон
Земля
Сатурн
Марс
Меркурий
Юпитер
-40 + (-15) = -55
-3/4 +(- 1/4) = -1
-8,1+(-2,6) = -10,7
-12,9+(-0,5)=-13,4
-1 2/5+(-3 3/5)= -5
-0,27+(-1,73)=-1,9
-1/4 + 1/4 = 0
- 27 +(-23) = - 50
-3,5 +(-2,4) = -5,9
Венера
Нептун
Уран
Плутон
Земля
Сатурн
Марс
Меркурий
Юпитер
-18 +(-37) = -55
-3/16+(-13/16)=-1
-1,3 +(-9,4) = -10,7
-11,2+(-2,6)=-13,4
-2 1/3+(-2 2/3)= -5
-0,34+(-1,56)=-1,9
-12/5 + 12/5 = 0
-38+ (-12) = -50
-3,5 +(-2,4) = -5,9
Венера
Нептун
Уран
Плутон
Земля
Сатурн
Марс
Меркурий
Юпитер
Венера
(-55)
Плутон
(-13,4)
Меркурий
(-50)
Уран
(-10,7)
Земля
(-5)
Юпитер
(-5,9)
Сатурн
(-1,9)
Нептун
(-1)
Марс
(0)
Ответ: одно поле останется не закрытым - Земля.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле не было бы жизни без Солнца. Солнце дает тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. Показать карту. Все эти планеты твердые и каменистые.
Сообщение учеников. Пока они говорят, показать планеты.
1. Меркурий в 2 раза меньше Земли, но масса его гораздо больше. Днем температура на этой планете может подниматься до 340 С. Венера окутана ядовитыми облаками. На ней много гор и вулканов. Там постоянно гремят грозы и сверкают молнии. Марс - это планета, покрытая оранжево-красным песком. Воздух на Марсе для дыхания непригоден. Там все огромных размеров. Горы в 2 раза выше, чем на Земле, а каньоны в 2 раза глубже.
2. Дальше от Солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран, и Нептун. Это планеты, состоящие из жидкостей и газов. Самая большая из них - Юпитер. Сатурн, вторая по величине планета, окружен великолепными кольцами. Самой отдаленной планетой, состоящей из камня и льда, является Плутон. Это самая маленькая планета, и самая холодная, так как солнечные лучи едва достигают ее.
5. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
6. Первичный контроль.
Ну, а сейчас вам предстоит написать самостоятельную работу.
Рассмотрим пример: -6+(-1,5)+(-0,8)=
В безоблачный ясный вечер все небо усыпано множеством звезд. Они кажутся нам маленькими и сверкающими точками. Но на самом деле - это огромные раскаленные газовые шары. Если на карте соединить между собой определенные звезды, то перед нами предстанут сказочные фигуры - созвездия, каждое из которых имеет свое название. Придумали их еще в Древней Греции.
Выполнив действия, вы узнаете названия некоторых созвездий. Листы подписать.
На доске изображения этих созвездий. Ответ дать, когда все сдадут.
Вариант 1.
1) -16+(-12,5)+(-11,5) =
2) -8+(-12) =
3) -10+(-3)+(-2) =
4) -15,6+(-34,4) =
5) -6,5+(-20,5)+(-3) =
6) -2,8+(-7,2) =
№ задачи
р
д
а
о
н
к
1
40
-40
-70
60
35,5
-90
2
-20
-80
20
-20,5
-60
-25
3
-45
70
-15
-65
15
-100
4
25
50
45
-35
80
-50
5
90
-20
-35
-30
-15
30
6
35
10
-55
20
-10
25
№
1
2
3
4
5
6
результат
-40
-20
-15
-50
-30
-10
ответ
Д
р
а
к
о
н
Вариант 2.
1) -14+(-10,5)+(-5,5) =
2) -9+(-11) =
3) -7+(-2)+(-6) =
4) -9,7+(-13,3) =
5) -5,5+(-6)+(-5,5) =
6) -3,8+(-6,2) =
№задачи
е
й
р
е
с
П
1
30
-13
40
35
50
-30
2
-20
-35
20
45
13
-20,5
3
-33
18
-15
-40
-12
15
4
-50
23
33
60
-23
-47
5
17
-45
-18
-17
47
-27
6
12
-10
27
-60
10
203
№
1
2
3
4
5
6
результат
-30
-20
-15
-23
-17
-10
ответ
П
е
р
с
е
й
Для тех, кто сдаст раньше: установите закономерность в расположении чисел ряда (на доске):
-2; -4; -6; -8; …
-3; -6; -12; -24; …
-2; -7; -14; -45; …
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
п.32, № 1056, 1058, 1059.