- Преподавателю
- Математика
- Статья: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики»
Статья: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова Е.Г. |
Дата | 13.12.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
Учитель: Карпенко Г.А. учитель математики школы-гимназии №17 г.Актобе
Здоровье - всё, но все без здоровья ничто.
Сократ.
Здоровье нации является объединяющей национальной идеей, которая может позволить нашей стране быть сильным, процветающим государством, так как за всеми свершениями стоят простые люди, и от их здоровья зависит, какой будет Казахстан. Согласно статистике:
• физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
• 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
• 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии»,
т.е. ещё не знают, что больны.
• только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%-находятся в «третьем состоянии».
Поэтому необходимы разработки инновационных проектов в здравоохранении, образовании, охране окружающей среды, направленных на укрепление здоровья нации и социального самочувствия общества.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Существуют различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Так на уроках математики учителя предлагают учащимся специальный материал и задачи, которые могут заинтересовать учащихся не только в лучшем изучении математики, но и проведении любопытных медицинских исследований.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: "В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе - на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?"
Ответ: 7, 12,5,5, 5.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
Кроме задач на уроках математики учителя нашей школы используют упражнения, которые мы предлагаем проделать вместе с нами.
Снять напряжение с глаз помогает упражнения:
-
Закрыв глаза в течении 10 секунд совершаем повороты глаз влево и вправо, как «ходики», при этом следим за осанкой.
-
С закрытыми глазами рисуем знак бесконечность 5-6 раз.
Профилактика остеохондроза.
-
Сели ровно, лбом давим на левую ладонь 10 секунд, отпускаем, повторяем 3-4 раза.
-
Тоже самое проделываем с затылком ставим правую ладонь на затылок и давим на нее головой 10 секунд, повторяем 3-4 раза.
-
Левую ладонь приставляем к левому виску и не наклоняя шеи давим на ладонь в течении 10 секунд, повторяем 3-4 раза.
-
Повторяем тоже самое с правой рукой и правым виском.
Когда мы долго пишем мышцы шеи натянуты и «передавливают» сосуды по которым головной мозг снабжается кислородом. Поэтому полезно выполнить следующее упражнение
-
Сели прямо и в медленном темпе совершаем поворот головы сначала максимально вправо на счет до семи, и обратно. При этом голова не наклоняется, повторяем до 5 раз. Тоже самое и влево.
-
Сели ровно, медленно наклоняем голову максимально вперед (плечи без движения), как бы преодолевая сопротивление мышц шеи, доставая подбородком до ярёмной впадины.
-
Наклонив голову максимально вперед стараемся поочередно достать ухом до плеча.
Упражнения для рук.
-
Перебор пальцев правой и левой рук, надавливая на подушечки пальцев.
-
Соединив кисти рук перед грудью, так чтобы локти были параллельны столу, следим за осанкой. Преодолеваем давление рук друг на друга в течении 10-15 секунд. Затем опускаем кисти рук вниз и стряхиваем.
-
Сели ровно, расслабились, кисти рук опустили вдоль тела и совершаем круговые движения плечами вперед и назад по 4 раза.
Упражнение для туловища.
-
Повороты туловища влево и вправо, не вставая.
-
Упражнение «замок». Выровняли осанку и попробуйте сомкнуть руки на спине в замок, удерживая 3-5 секунд отпускаем и меняем положение рук.
Упражнения для ног.
-
Сели ровно, руки положили на колени перед собой и совершаем перекаты с пятки на носок, 5-6 раз.
-
Ноги поставить на пяточки и попробовать пошевелить пальцами ног.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
В заключении хочется ещё раз сказать: "Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером".