- Преподавателю
- Математика
- Конкретный смысл действия деления
Конкретный смысл действия деления
Раздел | Математика |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучер Л.Н. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Конкретный смысл действия деления.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма: урок -путешествие .
Методы обучения: Новое понятие вводится в обучение деятельностным методом т.к. дети сами «открывают» его содержание, а учитель направляет их исследовательскую деятельность и знакомит с общепринятой терминологией и символикой.
Цель:
1. Образовательная: Ввести новое арифметическое действие - деление; раскрыть смысл деления и взаимосвязь с действием умножения; познакомить с соответствующей математической символикой.
2. Развивающая: Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, логическое мышление, вычислительные навыки, математическую речь, интерес к математике.
3. Воспитывающая: Воспитывать умение выслушать другого человека, считаться с его мнением; отзывчивость, умение сопереживать и радоваться успехам других людей; желание прийти на помощь другому человеку.
Ход урока.
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
-Улыбнитесь друг другу. Садитесь!
- Сейчас у нас урок математики, но я хотела бы, чтоб вы посмотрели в окошко.
- Какое время года за окном? (Весна)
- По каким признакам мы определили что это весна?
- Для чего необходимо солнце? Слайд
- У нас на уроке тоже присутствует своё солнышко.
Актуализация знаний
1.- Я предлагаю прочитать девиз урока. (СЛАЙД)
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)
- А можно ли заставить кого-то учиться?
(Нет, он должен сам этого захотеть.)
- А вы хотите учиться и постигать новые знания?
2. - Если я заговорила о новых знаниях, кто скажет, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»). Молодцы!
- Посмотрите внимательно на солнышко и скажите, чего на нём не хватает? (Лучей)
- Лучики будут появляться от правильно выполненных заданий, от вашего успеха на уроке.
- Что нужно, чтобы урок прошёл успешно? (Нужно быть внимательными, работать дружно и быстро.)
- Но чтобы работать дружно и быстро нам нужно составить план работы.
- Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания.
- А что самое главное в доме? (Крепкий фундамент).
-Это у нас устный счёт.
- Без чего не бывает дома? (Без стен).
-Это - новая тема.
- Что ещё должно быть в доме? (крыша).
- Это - закрепление знаний. -
- А ещё? (труба). Это - выводы.
- По такому плану мы и будем работать на уроке. Я думаю, что вы справитесь с поставленной задачей.
- Подготовимся к работе в тетрадях. Сделаем массаж рук. Выполняем движения, как-будто мы намыливаем руки. Хорошо!
-Открыли тетрадь, подписали число, классная работа.
Устный счет:
-Итак, начинаем с первого пункта плана. Это устный счёт.
- Сейчас я посмотрю, как вы усвоили понятие смысла сложения и умножения.
- Некоторые дети будут выполнять другое задание. Посмотрите на слайд.
Ваша задача - показать какое число нужно вставить в окошко. Слайд
- Приступайте к работе.
- Остальные работают со мной.
- Какое числовое выражение лишнее и почему?
3 + 3 + 3 + 3=
4 + 3 + 4 + 4=
4 + 4 + 4=
2 + 2 + 2 + 2=
(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).
2. -Найдите разность 62 и 12. (50)
-76 увеличить на 4. (80)
-1 слагаемое 23, второе 47.Чему равна сумма? (70)
-100 без 53. (47)
Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?
1.
Устала 4 ножки.
А вопрос таков?
Сколько вместе
Будет ножек у 3 столов? (4*3=12)
2.
Мышка зерна собирала.
По 2 зернышка таскала.
Принесла уж 9 раз.
Каков мышкин весь запас? (2*9=18)
- Молодцы солнышку нравиться ваша работа, и оно дарит нам первые лучики. Слайд.
- А сейчас проверим работу остальных. Кто самый смелый?
- На какое свойство данное равенство? ( Переместительное свойство умножения)
- Давайте проговорим его.
- Молодцы! Солнышко дарит нам еще один лучик. Слайд
I I I. Проблемное объяснение нового знания.
- А сейчас мы отправимся на прогулку в весенний лес, но до леса далеко. И поедем мы вот на таком поезде (Слайд).
- Нам нужно сесть в вагоны. Сколько нас человек в классе? (С вами 28).
- Сколько мы займем вагончиков, если в каждом вагончике будет по 4 человека? Слайд.
- Можете ли вы дать ответ сразу или в чём-то сомневаетесь? В чём трудность?
(Недостаточно знаний, связанных со сложением, вычитанием и умножением)
- Что дальше делать? (Сами должны найти путь решения этой проблемы.) Слайд
IV. Постановка темы и целей урока.
- Какие будут предложения? Кто объявит тему урока? (Деление чисел.)
- Правильно. Тема урока: Конкретный смысл деления.
- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Научиться делить.)
- Вспомните алгоритм изучения известных вам математических действий и поставьте учебные задачи.
-
Смысл действия.
-
Знак действия.
-
Связь с другими действиями.
-
Практика.
V. Открытие нового знания.
- Вернёмся к нашему поезду. Итак, как 28 человек рассадить по вагонам, если в каждый сядет 4 человека. Как будем работать, какие мысли?
(Можно рисовать схемы, можно раскладывать по кучкам, можно использовать действие вычитание).
- Группа работает со счетными палочками. Их 28 - это количество пассажиров. Попытайтесь сами распределить их по вагонам. А у доски пробуем выполнить это задание при помощи вычитания.
- Это действие можно записать так: 28-4-4-4-4-4-4-4=0
- Но это очень длинная и неудобная запись. Да еще надо посчитать, сколько четвёрок вычитали… А представьте себе, если бы пассажиров было не 28, а 68…, а если ещё больше?
- Обратимся к нашим экспертам. Как они справились с работой? (Делили на 4 кучки по 1 палочке)
- Это рационально? (Нет, это долго, предметов может быть много, предметы могут быть очень большими).
- Да когда же это вычитание наконец закончится! Н-е-е-ет. Надо это длинное действие заменить другим, более удобным. И тут нам на помощь приходит ДЕЛЕНИЕ!
- Как вы понимаете слово «разделить»?
- В словаре Сергея Ожегова написано: Делить - разделить на части, распределить.
- Действие, в котором что-то раздаётся (делится) поровну называется в математике делением.
- Мы уже знаем 3 знака математических действий - действие сложение обозначается знаком плюс (+), вычитание - знаком минус (- ), умножение - точкой ( ·)
-Сегодня мы вводим новый знак, обозначающий действие деление. Деление в математике обозначается ( : ).
- А теперь посмотрите, как оформляется запись действия деления.
28:4=7
-Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. Посередине. Как они называются в русском языке? (Двоеточие).
-Как можно прочитать эту запись? 28 разделить на 4 получится 7.
-Что мы узнали этим действием? Мы узнали сколько раз по 4 содержится в числе 28.
-
Сколько таких равных частей получитсяЗначит, как производится действие деление.
Сколько всего предметов делим
По сколько предметов делится
: =
- первое число
- сколько всего предметов делим, второе число - по сколько предметов делится, ответ - сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)
- Повторим: Действие, в котором что-то раздаётся делится поровну в математике называется делением.
Где вам оно пригодится в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги и т. д.)
(Дыхательная гимнастика).
Работа в паре.
- Скажите, вы уже считаете себя знатоками такого действия, как деление.
- Значит ещё по-упражняемся.
- Сейчас я предлагаю вам попробовать разделить тесьму, которая нам пригодится для изготовления поделок на уроках технологии. Возьмите её с парты.
-Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому? (Её нужно разделить)
-Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну? (Её нужно сложить пополам и разрезать)
-Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы. (Вспомнить правило работы с ножницами)
-Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью линейки определите её длину. Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.
- Длина тесьмы - 10. Запишем в тетрадь: 10
(на доске: ------------------------)
-А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части.
-Как вы это сделаете? (Наложим один конец на другой и согнём пополам)
- Сделайте это.
(На доске: ------------- | ----------------)
-Чему равна каждая часть тесьмы? Измерьте. (5см)
-Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке.
-Продолжаем запись в тетради:
10 : 2 = 5
-Как можно прочитать эту запись?
- 10 разделить на 2, получится 5.
- Вывод: - Какое действие вы использовали при разрезании тесьмы? (Деление)
- Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги и т. д.)
-Вы справились с этим пунктом плана, рассмотрели новую тему.
- Молодцы!
- Солнышко нам дарит свой лучик.
VI. Физкультминутка.
- Хорошо поработали, пора и отдохнуть. Встаньте.
VII. Закрепление.
- Переходим к следующему этапу работы - закреплению.
- Продолжаем наше путешествие. Мы сели в вагончики. Поезд тронулся.
- Давайте представим, что наш паровозик остановился на замечательной весенней поляне.
- Как можно сообщить о том, что у нас всё хорошо близким и поделиться своими впечатлениями. (Позвонить или отправить письмо).
- У меня на доске 4 конверта и 6 марок. Нам нужно расклеить марки, так чтобы на одном конверте было по 2 марки.
- Сколько получиться конвертов? Слайд
- Сколько марок? (6)
-Первое время мы будем деление выполнять схематичными рисунками.
- Нарисуйте их, обозначив квадратами. (Рисуем 6 марок)
- Сколько марок должно быть на одном конверте? ( 2)
- Сколько получилось конвертов? (3)
- Каким действием решается задача? (Делением)
- Действие деления записывается так: 6:2 = 3 (кон) - первое число
- сколько всего предметов делим, второе число - по сколько предметов делится, ответ - сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)
- Как прочитать данное выражение?
- Если сложение и вычитание - обратные действия, то, соответственно и умножение, и деление - действия какие? Правильно обратные!
- При делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 дает 6.
Поэтому, зная таблицу умножения всегда можно разделить одно число на другое.
- Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ деления чисел).
Самостоятельная работа.
- Гуляя по поляне мы немного устали, и я предлагаю отдохнуть и подкрепиться орехами. (Разговор о пользе орехов.)
- Прочитай задачу с. 5 №1.
- Сколько всего было орехов?
- Каким действием решается задача?
(Один у доски схематический рисунок)
- Как записали? (12:3=4)
- Молодцы, солнышко дарит нам еще один лучик. (слайд)
VIII. Закрепление ранее изученного.
- Скажите, на чем можно еще путешествовать? (самолёт, машина, лошадь)
- Прочитайте задачу №4 с.5 и узнаете, на чем в этой задачи путешествуют? (Теплоход)
- А что такое теплоход? Теплоход - это морское или речное судно, приводимое в движение при помощи тепла или двигателя внутреннего сгорания. (Слайд)
- Выполните анализ задачи.
- О чем идет речь в задаче? Что спрашивается в задаче? Можно ответить? Почему?
- Как вы думаете для решения данной задачи какие слова для краткой записи нам подходят. (Слайд)
Совместное заполнение краткой записи.
- Составим краткую запись на доске коллективно.
Было - 75 п.
Вышли - 25 п.
Сели - 20 п.
Стало - ? п.
- Решите задачу разными способами.
(Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.)
Солнышко нам подарило еще 2 лучика ( слайд)
IХ. Подведение итога.
- Приступаем к пункту вывод.
Давайте закроем глазки и вернемся с весенней поляны.
- Понравилось ли вам наша прогулка?
- Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Научиться выполнять деление чисел.)
- Достигли цели? Докажите это, выполнив задания.
- С каким действием познакомились?
- Посмотрите на алгоритм и скажите - мы во всём разобрались?
- Смысл действия деления: целое делим на равные части. Деление связано с умножением и вычитанием.
- Знак деления (:)
Х. Рефлексия.
- Нарисуйте на полях кружки вашего настроения.
- Солнышко очень радо нашим успехам. Вот как оно засеяло.
Выставление отметок.
Домашнее задание.