Конкретный смысл действия деления

Раздел Математика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Конкретный смысл действия деления.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма: урок -путешествие .

Методы обучения: Новое понятие вводится в обучение деятельностным методом т.к. дети сами «открывают» его содержание, а учитель направляет их исследовательскую деятельность и знакомит с общепринятой терминологией и символикой.

Цель:

1. Образовательная: Ввести новое арифметическое действие - деление; раскрыть смысл деления и взаимосвязь с действием умножения; познакомить с соответствующей математической символикой.

2. Развивающая: Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, логическое мышление, вычислительные навыки, математическую речь, интерес к математике.

3. Воспитывающая: Воспитывать умение выслушать другого человека, считаться с его мнением; отзывчивость, умение сопереживать и радоваться успехам других людей; желание прийти на помощь другому человеку.

Ход урока.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь друг другу. Садитесь!

- Сейчас у нас урок математики, но я хотела бы, чтоб вы посмотрели в окошко.

- Какое время года за окном? (Весна)

- По каким признакам мы определили что это весна?

- Для чего необходимо солнце? Слайд

- У нас на уроке тоже присутствует своё солнышко.

Актуализация знаний

1.- Я предлагаю прочитать девиз урока. (СЛАЙД)

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)

- А можно ли заставить кого-то учиться?

(Нет, он должен сам этого захотеть.)

- А вы хотите учиться и постигать новые знания?

2. - Если я заговорила о новых знаниях, кто скажет, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»). Молодцы!

- Посмотрите внимательно на солнышко и скажите, чего на нём не хватает? (Лучей)

- Лучики будут появляться от правильно выполненных заданий, от вашего успеха на уроке.

- Что нужно, чтобы урок прошёл успешно? (Нужно быть внимательными, работать дружно и быстро.)

- Но чтобы работать дружно и быстро нам нужно составить план работы.

- Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания.

- А что самое главное в доме? (Крепкий фундамент).

-Это у нас устный счёт.

- Без чего не бывает дома? (Без стен).

-Это - новая тема.

- Что ещё должно быть в доме? (крыша).

- Это - закрепление знаний. -

- А ещё? (труба). Это - выводы.

- По такому плану мы и будем работать на уроке. Я думаю, что вы справитесь с поставленной задачей.

- Подготовимся к работе в тетрадях. Сделаем массаж рук. Выполняем движения, как-будто мы намыливаем руки. Хорошо!

-Открыли тетрадь, подписали число, классная работа.

Устный счет:

-Итак, начинаем с первого пункта плана. Это устный счёт.

- Сейчас я посмотрю, как вы усвоили понятие смысла сложения и умножения.

- Некоторые дети будут выполнять другое задание. Посмотрите на слайд.

Ваша задача - показать какое число нужно вставить в окошко. Слайд

- Приступайте к работе.

- Остальные работают со мной.

- Какое числовое выражение лишнее и почему?

3 + 3 + 3 + 3=

4 + 3 + 4 + 4=

4 + 4 + 4=

2 + 2 + 2 + 2=

(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).

2. -Найдите разность 62 и 12. (50)

-76 увеличить на 4. (80)

-1 слагаемое 23, второе 47.Чему равна сумма? (70)

-100 без 53. (47)

Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?

1.

Устала 4 ножки.

А вопрос таков?

Сколько вместе

Будет ножек у 3 столов? (4*3=12)

2.

Мышка зерна собирала.

По 2 зернышка таскала.

Принесла уж 9 раз.

Каков мышкин весь запас? (2*9=18)

- Молодцы солнышку нравиться ваша работа, и оно дарит нам первые лучики. Слайд.

- А сейчас проверим работу остальных. Кто самый смелый?

- На какое свойство данное равенство? ( Переместительное свойство умножения)

- Давайте проговорим его.

- Молодцы! Солнышко дарит нам еще один лучик. Слайд

I I I. Проблемное объяснение нового знания.

- А сейчас мы отправимся на прогулку в весенний лес, но до леса далеко. И поедем мы вот на таком поезде (Слайд).

- Нам нужно сесть в вагоны. Сколько нас человек в классе? (С вами 28).

- Сколько мы займем вагончиков, если в каждом вагончике будет по 4 человека? Слайд.

- Можете ли вы дать ответ сразу или в чём-то сомневаетесь? В чём трудность?

(Недостаточно знаний, связанных со сложением, вычитанием и умножением)

- Что дальше делать? (Сами должны найти путь решения этой проблемы.) Слайд

IV. Постановка темы и целей урока.

- Какие будут предложения? Кто объявит тему урока? (Деление чисел.)

- Правильно. Тема урока: Конкретный смысл деления.

- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Научиться делить.)

- Вспомните алгоритм изучения известных вам математических действий и поставьте учебные задачи.

  • Смысл действия.

  • Знак действия.

  • Связь с другими действиями.

  • Практика.

V. Открытие нового знания.

- Вернёмся к нашему поезду. Итак, как 28 человек рассадить по вагонам, если в каждый сядет 4 человека. Как будем работать, какие мысли?

(Можно рисовать схемы, можно раскладывать по кучкам, можно использовать действие вычитание).

- Группа работает со счетными палочками. Их 28 - это количество пассажиров. Попытайтесь сами распределить их по вагонам. А у доски пробуем выполнить это задание при помощи вычитания.

- Это действие можно записать так: 28-4-4-4-4-4-4-4=0

- Но это очень длинная и неудобная запись. Да еще надо посчитать, сколько четвёрок вычитали… А представьте себе, если бы пассажиров было не 28, а 68…, а если ещё больше?

- Обратимся к нашим экспертам. Как они справились с работой? (Делили на 4 кучки по 1 палочке)

- Это рационально? (Нет, это долго, предметов может быть много, предметы могут быть очень большими).

- Да когда же это вычитание наконец закончится! Н-е-е-ет. Надо это длинное действие заменить другим, более удобным. И тут нам на помощь приходит ДЕЛЕНИЕ!

- Как вы понимаете слово «разделить»?

- В словаре Сергея Ожегова написано: Делить - разделить на части, распределить.

- Действие, в котором что-то раздаётся (делится) поровну называется в математике делением.

- Мы уже знаем 3 знака математических действий - действие сложение обозначается знаком плюс (+), вычитание - знаком минус (- ), умножение - точкой ( ·)

-Сегодня мы вводим новый знак, обозначающий действие деление. Деление в математике обозначается ( : ).

- А теперь посмотрите, как оформляется запись действия деления.

28:4=7

-Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. Посередине. Как они называются в русском языке? (Двоеточие).

-Как можно прочитать эту запись? 28 разделить на 4 получится 7.

-Что мы узнали этим действием? Мы узнали сколько раз по 4 содержится в числе 28.

-

Сколько таких равных частей получитсяЗначит, как производится действие деление.

Сколько всего предметов делим

По сколько предметов делится

: =

- первое число

- сколько всего предметов делим, второе число - по сколько предметов делится, ответ - сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)

- Повторим: Действие, в котором что-то раздаётся делится поровну в математике называется делением.

Где вам оно пригодится в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги и т. д.)

(Дыхательная гимнастика).

Работа в паре.

- Скажите, вы уже считаете себя знатоками такого действия, как деление.

- Значит ещё по-упражняемся.

- Сейчас я предлагаю вам попробовать разделить тесьму, которая нам пригодится для изготовления поделок на уроках технологии. Возьмите её с парты.

-Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому? (Её нужно разделить)

-Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну? (Её нужно сложить пополам и разрезать)

-Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы. (Вспомнить правило работы с ножницами)

-Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью линейки определите её длину. Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.

- Длина тесьмы - 10. Запишем в тетрадь: 10

(на доске: ------------------------)

-А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части.

-Как вы это сделаете? (Наложим один конец на другой и согнём пополам)

- Сделайте это.

(На доске: ------------- | ----------------)

-Чему равна каждая часть тесьмы? Измерьте. (5см)

-Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке.

-Продолжаем запись в тетради:

10 : 2 = 5

-Как можно прочитать эту запись?

- 10 разделить на 2, получится 5.

- Вывод: - Какое действие вы использовали при разрезании тесьмы? (Деление)

- Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги и т. д.)

-Вы справились с этим пунктом плана, рассмотрели новую тему.

- Молодцы!

- Солнышко нам дарит свой лучик.

VI. Физкультминутка.

- Хорошо поработали, пора и отдохнуть. Встаньте.

VII. Закрепление.

- Переходим к следующему этапу работы - закреплению.

- Продолжаем наше путешествие. Мы сели в вагончики. Поезд тронулся.

- Давайте представим, что наш паровозик остановился на замечательной весенней поляне.

- Как можно сообщить о том, что у нас всё хорошо близким и поделиться своими впечатлениями. (Позвонить или отправить письмо).

- У меня на доске 4 конверта и 6 марок. Нам нужно расклеить марки, так чтобы на одном конверте было по 2 марки.

- Сколько получиться конвертов? Слайд

- Сколько марок? (6)

-Первое время мы будем деление выполнять схематичными рисунками.

- Нарисуйте их, обозначив квадратами. (Рисуем 6 марок)

- Сколько марок должно быть на одном конверте? ( 2)

- Сколько получилось конвертов? (3)

- Каким действием решается задача? (Делением)

- Действие деления записывается так: 6:2 = 3 (кон) - первое число

- сколько всего предметов делим, второе число - по сколько предметов делится, ответ - сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)

- Как прочитать данное выражение?

- Если сложение и вычитание - обратные действия, то, соответственно и умножение, и деление - действия какие? Правильно обратные!

- При делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 дает 6.

Поэтому, зная таблицу умножения всегда можно разделить одно число на другое.

- Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ деления чисел).

Самостоятельная работа.

- Гуляя по поляне мы немного устали, и я предлагаю отдохнуть и подкрепиться орехами. (Разговор о пользе орехов.)

- Прочитай задачу с. 5 №1.

- Сколько всего было орехов?

- Каким действием решается задача?

(Один у доски схематический рисунок)

- Как записали? (12:3=4)

- Молодцы, солнышко дарит нам еще один лучик. (слайд)

VIII. Закрепление ранее изученного.

- Скажите, на чем можно еще путешествовать? (самолёт, машина, лошадь)

- Прочитайте задачу №4 с.5 и узнаете, на чем в этой задачи путешествуют? (Теплоход)

- А что такое теплоход? Теплоход - это морское или речное судно, приводимое в движение при помощи тепла или двигателя внутреннего сгорания. (Слайд)

- Выполните анализ задачи.

- О чем идет речь в задаче? Что спрашивается в задаче? Можно ответить? Почему?

- Как вы думаете для решения данной задачи какие слова для краткой записи нам подходят. (Слайд)

Совместное заполнение краткой записи.

- Составим краткую запись на доске коллективно.

Было - 75 п.

Вышли - 25 п.

Сели - 20 п.

Стало - ? п.

- Решите задачу разными способами.

(Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.)

Солнышко нам подарило еще 2 лучика ( слайд)

IХ. Подведение итога.

- Приступаем к пункту вывод.

Давайте закроем глазки и вернемся с весенней поляны.

- Понравилось ли вам наша прогулка?

- Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Научиться выполнять деление чисел.)

- Достигли цели? Докажите это, выполнив задания.

- С каким действием познакомились?

- Посмотрите на алгоритм и скажите - мы во всём разобрались?

- Смысл действия деления: целое делим на равные части. Деление связано с умножением и вычитанием.

- Знак деления (:)

Х. Рефлексия.

- Нарисуйте на полях кружки вашего настроения.

- Солнышко очень радо нашим успехам. Вот как оно засеяло.

Выставление отметок.

Домашнее задание.


© 2010-2022