- Преподавателю
- Математика
- Конспект по математике «Использование Информационных Коммуникационных Технологий на уроках математики при изучении определённого интеграла»
Конспект по математике «Использование Информационных Коммуникационных Технологий на уроках математики при изучении определённого интеграла»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гузняков А.В. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование Информационных Коммуникационных Технологий на уроках математики при изучении определённого интеграла
Ульянов Савелий,
студент ОГБОУ СПО «Тулунский аграрный техникум»
Руководитель: Гузняков А.В.,
преподаватель математики и физики.
Наша жизнь проходит в электронной среде, где широко используются телекоммуникационные и информационные технологии. Компьютер становится таким же инструментом преподавателя и студента, каким являются ручка и тетрадь.
Особенностью преподавания становится необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления и систематизации новых знаний и самостоятельной работы студентов.
Возможности среды MS PowerPoint - графический пакет подготовки презентаций и слайд фильмов, позволяет представить учебный материал более ярко, внести новизну, создают экономию времени, освобождая его для индивидуальной работы, для индивидуального общения и для решения большего числа задач. [4;128] Минимальным элементом презентации, в пределах которой осуществляется информационное наполнение, является слайд. Информация, представленная на слайде в виде чертежа, иллюстрации, бесспорно более информативна за счёт цветового выделения и анимации. А значит, труд, затраченный на создание презентации, обеспечивает более полное усвоение информации.
Как заметил педагог, Василий Александрович Сухомлинский: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа профессии и технологии труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
Изучая на уроках математики интеграл Римана - определённый интеграл, Информационные Коммуникационные Технологии позволяет проследить историю развития интегрального исчисления. [2;101]
Демокрит 5 в. до н.э. Демокрит был философом-материалистом. Создал начало интеграционных приёмов. Рассматривал тела как состоящие из огромного числа мельчайших частей.
Гиппократ Хиосский середина 5 в. до н.э. Нашёл первую точную квадратуру нескольких криволинейных фигур. Предпринял попытку построить квадрат, равновеликий кругу.
Евдокс Книдский 4 в. до н.э. Создал метод определения площадей объёмов и площадей, который в 17 в. был назван методом исчерпывания. В основе теории лежала созданная Евдоксом общая теория отношения величин.
Архимед 3в. до н.э. Лучшие достижения древности в вычислении новых площадей, объёмов, центров тяжести. Впервые применил составление настоящих интегральных «верхней» и «нижней» сумм.
И. Кеплер 17 век. Доказал теорему Архимеда о том, что площадь круга равновелика площади треугольника с основанием, равным длине окружности, и высотой, равной радиусу. Нашёл около сотни новых объёмов тел вращения, главным образом конических сечений.
Б. Кавальери 17 век. Понятию интеграла соответствует «совокупность всех неделимых» фигуры. В случае «криволинейных трапеций» его приём сводится к сравнению сумм вида Y1+Y2+…+ Yn и , y1+y2+…+yn, где все координаты двух кривых Y=F(x) и y=f(x) берутся в точках с одними и теми же равноотстоящими абсциссами и где n - сколько угодно большое натуральное число.
Э. Торричелли, Дж. Валлис и Б. Паскаль занимались упрощением метода неделимых с помощью арифметизации.
П. Ферма. Рассматривая площади, не применял неделимых, но делил площадь на узкие полоски с помощью равноотстоящих ординат. Свой приём П. Ферма назвал логарифмическим, тем самым указав на его связь со свойствами логарифмов.
И. Ньютон и Г. Лейбниц. Создали независимо друг от друга алгоритмы дифференциального исчисления, интегрального исчисления и их основные понятия.
И. Ньютон. Интеграл выступал как неопределённый, как первообразная. Интеграл - флюента, дифференциал - флюксия. Важнейшую роль в интеграциях играло разложение интегрируемой функции в степенной ряд и затем почленное интегрирование ряда. Проводил вычисления, равносильные вычислению некоторых двойных и тройных интегралов.
Г. Лейбниц. Понятие интеграла выступало в форме определённого интеграла, в виде суммы бесконечного числа бесконечно малых дифференциалов. Впервые опубликовал в 1686 г. знак интеграла, где ∫ есть удлинённое S(первая буква слова Summa). Само понятие «интеграл» ввёл Иоганн Бернулли в 1696г. Под термином «интеграл» (от лат. integer - целый, понимают, то есть целая, вся - площадь). [1;219]
Л. Эйлер. Рассматривал интеграл как первообразную. Интеграл с произвольной постоянной назывался полным, с фиксированной постоянной - частным. Существенно развил теорию определённых интегралов.
Огюстен Луи Коши. Впервые аналитически доказал существование определённого интеграла непрерывной функции. Точно определил простейшие несобственные интегралы для неограниченного промежутка интегрирования и для функций с конечным числом точек разрыва.
Михаил Васильевич Остроградский предложил оригинальный приём интегрирования рациональных дробей. Ему также принадлежат формулы преобразования n-кратных интегралов в (n-1)- кратные.
Большое число определённых интегралов вычислил Н.И. Лобачевский.
В.Я. Буняковский открыл широко применяемое неравенство dx
При выявлении подходов к определению определённого интеграла тремя способами - это:
1. Определение определённого интеграла как предел интегральных сумм. Площадь криволинейной трапеции рассматривается как сумма площадей ступенчатой фигуры. [3;88]
2. Определение интеграла от непрерывной функции как приращение первообразной (формула Ньютона - Лейбница). Определённый интеграл равен разности первообразных на концах отрезка. [3;92]
3.Верхние и нижние суммы Дарбу. Определение определённого интеграла даётся как единственное разделяющее число нижней и верхней сумм Дарбу. [3;96]
Есть возможность продемонстрировать сходства и различия этих подходов, эквивалентность этих определений. Существует ряд задач на вычисление интегралов. Например: Задача: вычислить объём пирамиды с высотой H и площадью основания .
Решение: пользуясь свойством сечений пирамиды параллельных сечений составляем пропорцию: S(x) S откуда объём пирамиды равен: Ответ: V=
Теперь хотим рассказать, как можно вычислить определённый интеграл с помощью программы Maple. С помощью подключения пакета программ with (student) мы можем строить графики функций и вычислять определённый интеграл. Maple - одна из наиболее популярных систем символьных вычислений, обладающая превосходной научной графикой. В данной программе вы можете использовать любой шрифт, установленный в вашей системе, изменять размер и начертание шрифта; рисовать таблицы и вставлять рисунки в документы. Возможность внедрять в документы объекты из других приложений (формулы Microsoft Word, таблицы Excel), калькулятор и таблица символов.
Таким образом, считаем, что использование информационных технологий в организации работы на уроке, будут способствовать увеличению познавательного интереса, умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания - это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит студентам в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.
Список литературы
-
Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. [Текст]:/ - М.: Просвещение. 2006-384 с.
-
Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред. проф. учреждений / С.Г. Григорьев, С.В. Задулина; под ред. В.А. Гусева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с .
-
Ляшко И.И., Боярчук А.К., Гай Я.Г., Головач Г.П. Справочное пособие по высшей математике. Т.1: Математический анализ: введение в анализ, производная, интеграл. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 360 с.
-
Симонович С.В. Специальная информатика. [Текст]:/ С.В. Симонович Евсеев Г.А. Алексеев А.Г. - М.: Аст - Пресс Книга, 2002. - 480 с.