Конспект урока по теме Среднее арифметическое

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока
Среднее арифметическое нескольких чисел



ФИО (полностью)

Плохова Елена Владимировна

    Место работы

    ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар

      Должность

      Учитель математики

        Предмет

        математика

          Класс

          5

            Тема и номер урока в теме

            Среднее арифметическое нескольких чисел (первый урок из пяти по данной теме).


              Базовый учебник

              1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009



              1. Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.

              9. Задачи:

              - образовательные (формирование познавательных УУД):

              научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»

              - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

              умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

              - развивающие (формирование регулятивных УУД)

              1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

              10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

              11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

              12.Организация деятельности учащихся на уроке:

              -самостоятельно выходят на проблему и решают её;

              -самостоятельно определяют тему, цели урока;

              -выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;

              -работают с текстом учебника;

              -работают с технологической картой при выполнении заданий;

              -отвечают на вопросы;

              -решают самостоятельно задачи;

              -оценивают себя и друг друга;

              -рефлектируют.

              13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

              14.Структура урока



              Этап урока

              Название используемых ЭОР

              Деятельность учителя

              (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

              Деятельность ученика

              Время

              (в мин.)


              Формируемые УУД

              Познаватель-

              ные

              Регулятивные

              Коммуникатив-

              ные

              Личност-

              ные

              1

              2

              3

              5

              6

              7

              8

              9

              10


              1

              Организацион-ный момент

              презентация

              слайд 1

              приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

              Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

              1

              осознанное и произвольное построение речевого высказывания

              Прогнозирование своей деятельности

              Умение слушать и вступать в диалог

              умение выделять нравственный аспект поведения

              2

              Вводная беседа. Актуализация знаний

              Презентация

              Слайд,2,3,4

              Вступительное слово учителя. Повторение действий с десятичными дробями.

              Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

              Задает учащимся наводящие вопросы

              Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

              4

              Поиск и выделение необходимой информации

              Выделение и осознание того, что уже пройдено.

              Постановка цели учебной задачи, синтез

              Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

              Смысло-

              образование

              3

              Изучение нового материала

              Презентация

              Слайд 5,6,7

              Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР

              Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1

              7

              Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

              Целеполагание, выдвижение гипотез

              Умение слушать и вступать в диалог

              4

              Первичное осмысление и закрепление знаний.

              Презентация

              слайды

              Комментирует, направляет работу учащихся

              Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №2-3

              8

              Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

              Анализ объектов и синтез

              Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

              Умение слушать и вступать в диалог,

              Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

              Ориента-

              ция в межлично-стных отношени-ях

              5

              Физпауза

              Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

              Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

              2


              6

              Закрепление изученного на уроке, решение задач

              Выступает в роли тьютора для слабых учащихся

              Учащиеся выполняют задания 4-6 из технологической карты

              Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

              10

              Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

              Анализ и синтез объектов

              Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

              Умение слушать и вступать в диалог,

              Интегрироваться в группу

              профессионалное самоопределение,

              смыслообразование

              Учащиеся самостоятельно выполняют задание №7. Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.

              5

              Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

              Анализ и синтез объектов

              Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

              Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

              7

              Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний

              -

              Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке

              2

              Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

              управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

              нравственно-этическая ориентация

              8.

              Домашнее задание

              Задает дозированное домашнее задание

              Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

              1




              Ход урока

              Деятельность учителя

              Деятельность учеников

              I. Организационный этап

              Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

              Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1)

              Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

              II Вводная беседа. Актуализация знаний.

              1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №2-6).

              1. Мотивация

              Учитель: Ребята, а познакомиться с новой темой нам помогут сказочные гномы. В это же время в сказочном лесу проходили соревнования «Кто больше ?». Давайте посмотрим участников (слайд 3),

              2. Комментарий учителя к просмотренному фрагменту, вопросы

              А) Как видите результаты таковы (слайд 4):

              Как вы думаете, кто победил в соревнованиях?

              Б) Как вы определили?

              В) Как можно одним словом назвать выражение?

              Г) Назовите компоненты при сложении.

              Д) Какие еще знаете действия с числами?

              Е) Назовите компоненты при делении.


              1 Учащиеся решают примеры устно.





              2. Отвечают на вопросы:

              А)победителей нет, победила дружба

              Б) «Сложили числа».

              В) «Сумма»

              Г) «Слагаемые, сумма»

              Д) «Деление, умножение, вычитание»

              Е) «Делимое, делитель, частное»

              А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте?

              Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».

              В) А что «среднее» в математике можно найти?

              Г) Назовите тему урока.

              Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 5).

              Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?

              Ж) Что вы хотите узнать?

              Это и будет нашими целями на урок.

              А) «Находят среднюю оценку»

              Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.»

              В) «Среднее чисел»

              Г) «Среднее чисел»

              Д) Записывают тему урока в технологических картах.

              (Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу в технологических картах:

              Знаю

              Хочу узнать

              Узнал




              Е) «Ничего»

              Ж) «Что это такое?»

              «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?»

              «Для чего применяется среднее арифметическое?»

              1V. Первичное осмысление и закрепление знаний.

              Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 13)

              Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий.

              V. Физпауза

              А) Учитель:

              Ребята, а вы знаете, что фигуристка победила в соревнованиях не случайно - она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

              Поднимает руки класс - это «раз».
              Повернулась голова - это «два».
              Руки вниз, вперед смотри - это «три».
              Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
              С силой их к плечам прижать - это «пять».
              Всем ребятам надо сесть - это «шесть».

              Б) Задание на внимание

              Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними.



              Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.







              «5», т.к. (4+5+6) : 3 = 5.

              VI. Решение задач


              1. Решение задач (слайд 14-15).

              2. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел (слайд 16)


              1. Слово учителя о профессии статистика

              Иногда мы любим помечтать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года.

              Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Клявлино в 2011 году составила + 30.

              3. Самостоятельная работа

              Учитель: Я предлагаю вам решить задачу№1496.

              Учащиеся в технологических картах решают задачу, один ученик решает задачу у доски.



              2. Внимательно слушают рассказ учителя о новой профессии.



              Самостоятельно решают задачу.

              VII. Этап оценивания знаний учащихся

              Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):

              Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

              Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

              Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.

              Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

              VII1. Подведение итогов урока (возврат к слайду №6)

              А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

              Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. Слайды 17-21

              А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

              Б) Учащиеся заполняют пропуски в определении:

              Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на …………

              1X. Информирования учащихся о домашнем задании (слайд22)

              Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.312-313 и решите № 1495, 1497..

              Спасибо за работу на уроке!


              Учащиеся внимательно слушают и записывают в дневник.

              п.38, с 312-313, выучить определение, № 1495, 1497.

              .

              Литература:

              1. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2009.

              2. Газета «Математика», № 10 / 2003г.

              3. Сборник задач по математике для 5 класса: Пособие для учителей/ С.А. Пономарев, П.В. Стратилатов, Н.И. Сырнев. - М.: Просвещение, 1990.

              4. Стромова З.С., Пожарская О.В. Математика 5 класс. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2006.

              5. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».

              6. Математика. 5-6 классы: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2010.

              7. Кляпышева А.А. Сборник физических минуток для детей. pedsovet.su/load/244-1-0-10177

              .



              © 2010-2022