Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классовПОЗНАВАТЕЛЬНО- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ИГРА «БРЕЙН- РИНГ»

для учащихся 8-9 класс

1 Ведущий: Мы вступили в новое тысячелетие! Грандиозны открытия и достижения человечества. Мы многое знаем, многое умеем. Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в 6 веке до н.э. - Пифагора - «Все есть число». Значит, как в прошлом, так и в будущем, без математики не обойтись.

2 Ведущий. Звучит музыка, и кажется, что может быть общего между математикой и музыкой, между сухими формулами и божественными звуками? А оказывается, есть. Вы задумывались когда-нибудь над тем, что за предмет - математика? Вот, например, что изучает астрономия?

1 Ведущий. Звезды.

2 Ведущий. Они реально существуют?

1 Ведущий. Да.

2 Ведущий. Что изучает биология?

1 Ведущий. Окружающий нас мир животных, растений.

2Ведущий. Они реально существуют?

1 Ведущий. Да.

2 Ведущий. Что же изучает математика?

1 Ведущий. Числа. Геометрические формы.

2 Ведущий. Они реально существуют? Их можно потрогать?

1 Ведущий. Нет.

2 Ведущий. Значит, математика занимается вещами, которых в действительности нет?!

1 Ведущий. Значит, это наука, существующая только в человеческих мыслях. Наука, созданная разумом человека. И кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью формул можно рассчитать полет космического корабля, «экономическую ситуацию» в стране, погоду «на завтра», описать звучание нот в мелодии.

2 Ведущий. Сейчас каждый из вас может проверить свое внимание, память, умение логически мыслить. Хотелось бы, чтобы после сегодняшней встречи вы иначе посмотрели на математику, почувствовали ее красоту и более глубоко осознали необходимость ее изучения.

1 Ведущий. Итак, начинаем игру «Брейн-ринг». Приглашаются команды школ…


ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА.

АЛГЕБРА.

1.Пифагор установил, что приятные слуху музыкальные созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки. Найдите лишнее отношение чисел из предложенных: 1:2; 2:3; 3:4; 5:7.

(лишнее отношение 5:7)

2.Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различны и однозначны. Найдите эти числа.

(1, 2, 3)

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ.

1.Сколько килограммов в 100 пудах?

(1638 кг)

2.В сказках говорится о Дюймовочке. А чему равен 1 дюйм?

(25,4 мм)

ГЕОМЕТРИЯ.

1.О какой геометрической фигуре сказано в стихотворении.

Я - невидимка! В этом суть моя.

Хотя меня нельзя измерить,

Настолько я ничтожна и мала.

(Точка).

2.Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне - чтобы измерить земельные участки».

(Геометрия)

ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ВОПРОСЫ.

1.В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Две из них - буква и нота. А каков третий ключ?

(Цифра)

2. Где больше красоты: в теореме или аксиоме?

(В теореме. В аксиомах мало красоты, т.к. их справедливость очевидна, ведь их не надо доказывать.)

ВСЕ О ЧИСЛАХ.

1.Когда-то многие считали,

Что нуль не значит ничего,

И, как ни странно, полагали,

Что он совсем не есть число.

Но на оси средь прочих чисел

Он все же место получил.

В переводе с латинского «nullus» - никакой. Как чаще всего называли число нуль в Индии в начале нашей эры?

(Шалунья)

2.Во сколько раз увеличится двузначное число, если к нему приписать такое же число?

(В 101 раз)

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ.

1.Кто из математиков сказал: «Математика - царица всех наук, а арифметика - царица математики»?

(Карл Фридрих Гаусс)

2.О труде этого древнегреческого ученого «Элементы» говорят, что он оставался непревзойденным дольше, чем какая-либо другая книга, за исключением Библии. Назовите этого ученого.

(Евклид)

АРИФМЕТИКА.

Четыре года Светику,

Он любит арифметику.

Светик радостную весть

Объявляет всем:

-Если к двум прибавить шесть -

Это будет семь!

Услыхав его слова

Юра стал считать:

-Нет, к шести прибавить два -

Это будет пять!

Спор горячий начался,

Разделились голоса.

Тут как раз на счастье

Прибежала Настя.

Настя знает правила:

Два к шести прибавила,

И скажи на милость…

Сколько получилось?

По какому правилу

Ответ она исправила?

(А.Барто)

(Вместо 2+6 она взяла 6+2, применила переместительное свойство суммы)

ВТОРОЙ ТУР.

ГЕОМЕТРИЯ.

1.О какой геометрической фигуре сказано в стихотворении.

Смотри внимательно за мной:

Когда из точки вне прямой

Меня опустят на прямую

И проведут наклонную любую,

То я всегда короче, чем она.

(Перпендикуляр)

2.Гениальный математик и физик Максвелл учился плохо, особенно арифметике, пока не началось изучение этого предмета. Он быстро стал лучшим учеником своей школы. Назовите раздел математики, сыгравшей такую роль в жизни нашего героя.

(Геометрия)


АЛГЕБРА.

1.Два молодых человека решили заработать. Они купили 500 газет по 5 р. За газету и стали продавать их по 7 р. За штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

(1000 р.)

2.Чему равна сумма чисел от -200 до 200?

(0)

ВСЕ О ЧИСЛАХ.

1.В VIII веке цифры приняли форму, близкую к современной записи. Цифры использовали арабы при вычислениях на счетной доске, покрытой пылью. Назывались они губар. Что означает это слово?

(Пыль)

2.Про какие числа голландский математик Симон Стевин писал:»При одном виде их учащиеся приходят в такое уныние, что останавливаются и восклицают: ради Бога, не надо дальше!»?

(Обыкновенные дроби)

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ.

1.Как называется старинная денежная единица равная 3 коп.?

(Алтын)

2.Говорят: «Что молчишь, будто аршин проглотил?» Так чему же равен аршин?

(0,71 м)


ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ.

1.Кого называют победителем простых чисел?

(Чебышева)

2.Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

(Ломоносову)

ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Появление дробей, например, было связано с необходимостью справедливого раздела имущества. Как вы думаете, с чем связано появление в математике отрицательных чисел?

(Они возникли для записи долгов)

2.Что из математики можно назвать универсальным языком архитектуры?


(Пропорции).

Опять ужасная. Опять

В журнале будет двойка.

Слеза стекает на тетрадь,

Нет сил держаться стойко.

Несчастный класс сидит в тоске,

От горя чуть не плачет.

А на доске, а на доске

Ужасные задачи!

Их целых пять. Их даже - шесть!

Они страшней прививки.

Они мешают спать и есть,

Пить кефир и сливки.

Как час расплаты настает,

Такая вот работа.

Холодный прошибает пот,

В глазах круги без счета.

А за столом пугая всех,

Грозя кнутом и ссылкой,

Сидит ужасный человек

С язвительной улыбкой.

Суров. Неумолим и тих,

Внушая страх и трепет,

Он соберет работы их

И всем по двойке влепит!

И греет лишь одно сердца

Учеников несчастных:

Что две минуты до конца

Мучений их ужасных,

Что прозвенит звонок опять -

Луч света в царстве школьном,

И можно вновь спокойно спать,

Забыв о дне ужасном.

О чем в стихотворении идет речь?

Другими словами ответьте на вопрос: «Проверка учеников на выживание?»

(Контрольная)

ФИНАЛ.

ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ.

1.Для оклейки комнат не хватило обоев, и стены комнаты маленькой девочки оклеили листами литографированных лекций М.В. Остроградского по математическому анализу. Впоследствии она стала первой женщиной математиком, доктором философии. Ей принадлежит роман «Нигилистка».

(Софья Васильевна Ковалевская)

2.Русский математик - педагог. Создал таблицу логарифмов, синусов, косинусов, тангенсов и секансов. В своих трудах рассматривал вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, геодезии и навигации.

(Леонтий Филиппович Магницкий)

3.Кто из математиков начинал свое университетское образование на факультете искусств?

(Леонард Эйлер в 13 лет поступил на факультет искусств

Базельского университета, где преподавались и математика, и астрономия)

ГЕОМЕТРИЯ.

1.Именно этими словами греческий математик, «отец геометрии», Эвклид заканчивал каждый математический вывод.

(«Что и требовалось доказать»)

2.Решить эту задачу пытались многие математики - и всемирно известные, и дилетанты. Все они хотели начертить квадрат, площадь которого была бы в точности равна площади данного круга. Название этой задачи стало крылатой фразой, близкой к выражению «изобретать вечный двигатель». Назовите ее.

(«Искать квадратуру круга»)

3. Используя одно из геометрических свойств, определите какая из букв лишняя: О, Б, Ж.

(Б, не имеет ось симметрии)

АЛГЕБРА.

1.Герои книги Ж.Верна «Таинственный остров» сумели получить за несколько посевов огромный урожай пшеницы, посеяв первоначально единственное зернышко, которое затерялось в кармане Герберта Брауна. Сайрос Смит планировал будущие урожаи так: «Посадив это зернышко, мы при первом урожае снимем 800 зерен, которые при втором сборе дадут 640 000 зерен, при третьем - 512 000 000 зерен, при четвертом свыше 4 миллиардов зерен». Сайрос Смит добавил при этом, что размножение пшеницы ничто, по сравнению с табаком, у которого одно растение дает 360 000 семечек.

Вопрос. Как в математике называется явление, о котором говорится в этом примере?

(Геометрическая прогрессия)

2.Напишите 100 шестью одинаковыми цифрами.

(99 Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов )

3.По мнению Л. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби - это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель этой дроби.

(Это то, что он о себе думает)

ВСЕ О ЧИСЛАХ.

1.В Х веке арабские математики обозначали дроби колонками. В их записи 2Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов выглядит так 2

3

5

Найдите число, которое надо поставить вместо знака вопроса: 1 2 3 3 2

3 1 7 1 4

5 10 10 2 6?

(Решение: 1Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов+2Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов=3Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов, 3Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов+2Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов=6Сценарий познавательно-математической игры Брейн-ринг для учащихся 8-9 классов)

2.Есть поговорка «Попал в тупик». У немцев аналогичная поговорка так же начинается со слов «Попал в …» Куда?

(В дроби)

3.Как на языке многих народов называли обыкновенные дроби?

(Ломаные числа).

ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Наш герой работал преподавателем математики в Пизанском университете, а весь начальный курс этой науки он «подслушал», стоя за дверью соседнего дома. Позже он изобрел множество механизмов, от циркуля и счетной линейки до машины, которая поднимала воду на поля. Но больше всего его прославила одна фраза, сказанная им перед судом инквизиции. Благодаря ей, по выражению А.Штекли, ученый «сумел победить на коленях». Назовите имя ученого и знаменитую фразу.

(Галилей; «А все-таки она вертится».)

2.Два тысячелетия назад в Древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза - красота - …. Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками.

(Прочность)

3.Муж весит 6 пудов. Сколько весит вся семья?

(Жена - его половина, дети - их произведение. Следовательно, 27 пудов)

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ.

1.Как называлась в старину употребляемая на Руси мера объема, составляющая десятую долю ведра?

(Штоф)

2.Ее различали как простую, маховую и косую. Что это?

(Сажень: простая 125 см, маховая - 176 см, косая - 213 см)

3.Говорят: «Мал золотник, да дорог». А чему равен 1 золотник?

(4.3 г)

ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется жюри.

(Подведение итогов. Награждение.)


Песня «Песенка об арифметике»

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлетать,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука-

А-риф-ме-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-0ка

Капитанам помогает

А-риф-ме-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Арифметику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где б ты нам не пригодилась,

А-риф-ме-ти-ка!


© 2010-2022