- Преподавателю
- Математика
- Работа на тему Большой додекаэдр
Работа на тему Большой додекаэдр
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головенская Н.А. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоуральская СОШ»
Муниципальная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи Таврического муниципального района
НОУ «Поиск»
«Большой додекаэдр»
Секция: математика
Выполнила: ученица 11 класса Каримжанова Гульнара Каирбаевна
Руководитель: Головенская Наталья Анатольевна, учитель математики высшей категории
п. Новоуральский,2012г.
Содержание:
-
Введение…………………………………………………….3
-
Основная часть…………………………………………..5-7
-
Правильные многогранники…………………………5
-
Звездчатые формы додекаэдра……………………6-7
-
-
Наши исследования…………………………………….8-10
Задача………………………………………………………8
-
Заключение………………………………..........................10
-
Информационные ресурсы……………………………….11
I. Введение.
МАТЕМАТИКА ВЛАДЕЕТ НЕ ТОЛЬКО ИСТИНОЙ,
НО И ВЫСШЕЙ КРАСОТОЙ - КРАСОТОЙ ОТТОЧЕННОЙ
И СТРОГОЙ, ВОЗВЫШЕННО ЧИСТОЙ
И СТРЕМЯЩЕЙСЯ К ПОДЛИННОМУ СОВЕРШЕНСТВУ,
КОТОРОЕ СВОЙСТВЕННО ЛИШЬ ВЕЛИЧАЙШИМ
ОБРАЗЦАМ ИСКУССТВА.
Бертран Рассел
Актуальность темы
«Возможно, при виде многогранников кто-нибудь спросит: «Какая от них польза?» На это позволительно ответить так: «А разве всё красивое полезно?» Впрочем, нетрудно усмотреть известную пользу, которую приносят многогранники в качестве декоративных украшений. Ими хорошо украсить комнату или праздничный стол. А как красивы блестящие звёзды на ёлке! [2]
Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности - от двухлетнего ребёнка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книги Бранко Грюнбаума «Выпуклые многогранники». Некоторые из правильных и полуправильных тел встречаются в природе в виде кристаллов, другие - в виде вирусов (которые можно рассмотреть с помощью электронного микроскопа). Пчёлы строили шестиугольные соты задолго до появления человека, а в истории цивилизации создание многогранных тел (подобных пирамидам) наряду с другими видами пластических искусств уходит в глубь веков. Пять правильных тел изучали Теэтет, Платон, Евклид, Гипсикл и Папп.»[1],[6]
Цель исследования
Вычислить, какой величины должны быть ребра у правильных треугольных пирамид, чтобы при удалении их из граней икосаэдра с ребром а получился большой додекаэдр.
Задачи исследования
1. Продолжить грани малого звездчатого додекаэдра.
2. Рассмотреть два способа получения большого додекаэдра.
3. Решить задачу о большом додекаэдре.
Методы, используемые в работе:
1. Анализ литературы.
2. Метод моделирования.
3. Метод вычисления.
4. Методы анализа, сравнения и обобщения документации.
Гипотеза: получить фигуру большого додекаэдра можно только если продолжить грани малого звездчатого додекаэдра.
Объект исследования: многогранники
Предмет исследования: большой додекаэдр
Обзор литературы:
Материал для изучения звездчатых многогранников я взяла в книге Винниджер М. «Модели многогранников» М.: Педагогика, 1975. на сайте wenninger.narod.ru. В 2010г. ученик нашей школы Баранцев Тарас продолжил грани додекаэдра и получил фигуру малый звездчатый додекаэдр, которой он посвятил свою научную работу. Я решила продолжить грани малого звездчатого додекаэдра и получить большой додекаэдр. Но, сделав это, поняла, что большой додекаэдр также можно получить, если из граней икосаэдра удалить правильные треугольные пирамиды. Была поставлена задача: какой величины должны быть боковые ребра у этих правильных треугольных пирамид, если ребро икосаэдра а. Мои вычисления я изложила в части III данной работы.
II. Основная часть.
2.1 Правильные многогранники
Выпуклый многогранник называется правильным, если его гранями являются равные правильные многоугольники и в каждой вершине сходится одинаковое число граней. [3]
Правильные многогранники [4]
Моя работа связана с фигурой додекаэдр.
Додекаэдр
«В известном смысле додекаэдр представляет наибольшую привлекательность среди платоновых тел, соперничая с икосаэдром, который почти ему не уступает (а быть может, в чём-то и превосходит). Пожалуй, пальму первенства додекаэдр получает за свои три звёздчатые формы, описываемые ниже». [1]
2.2 Звездчатые формы додекаэдра
Если же обратиться к додекаэдру, продолжив его грани, можно обнаружить, что это приведет к образованию трех различных типов отсеков. Вблизи самого додекаэдра имеется 12 пятиугольных пирамид. Эти пирамиды превращают додекаэдр в малый звёздчатый додекаэдр.
Эту фигуру исследовал в своей научной работе Баранцев Тарас в 2010 году. Я решила продолжить грани этой фигуры. Чтобы наглядно увидеть фигуру, которая получится, я использовала заготовленное на зиму сено, с помощью которого продляла грани малого звездчатого додекаэдра.
При продолжении граней 30 клинообразных отсеков превращают малый звёздчатый додекаэдр в большой додекаэдр. А между отсеками образуются пустоты.
Сделав фигуру, я увидела, что эти пустоты являются правильными треугольными пирамидами.
Стало очевидным, что большой додекаэдр также можно получить из икосаэдра, вырезанием из его граней правильных треугольных пирамид.
Так возник основной вопрос моей работы : какой величины должны быть ребра у правильных треугольных пирамид, чтобы при удалении их из граней икосаэдра с ребром a получился большой додекаэдр.
III. Исследования.
Задача. Какой величины должны быть ребра у правильных треугольных пирамид, чтобы при удалении их из граней икосаэдра с ребром a получился большой додекаэдр.
Возьмем один такой отсек. Он представляет собой правильную треугольную пирамиду в основании которой все ребра равны а .
Найти длину бокового ребра АО.
В правильном пятиугольнике РМОНR величина угла МОН равна
(5-2)·180°:5 = 108° . А значит и вертикальный ему угол АОВ равен 108°. Медиана ОL в равнобедренном ∆АОВ является биссектрисой и высотой. Значит АL = а/2, / ОLA = 90°, / АОL = 54°, а следует / ОАL = 36°.
В сделанной мною работе в 2010-2011г. «Вычисление значений некоторых тригонометрических функций без таблиц и калькулятора» я нашла,
что cos 36° =
О
А а/2 L
В прямоугольном ΔAOL : cos 36°= a/2 : AO = AO = a/2 : cos36° =
= a/2 : = = = =
= = = =
ВЫВОД :
Большой додекаэдр можно получить, если из граней икосаэдра с ребром а удалить правильные треугольные пирамиды с ребром
IV. Заключение
В ходе выполнения нашей работы мы поняли, что фигуру большой додекаэдр можно получить двумя способами :
1способ. Продолжить грани малого звездчатого додекаэдра.
2 способ. Из граней икосаэдра с ребром а удалить правильные треугольные пирамиды с ребром
Вот так с помощью сена мы продолжали грани додекаэдра.
Работа имеет продолжение. Так как если продолжить грани большого додекаэдра, то получим большой звездчатый додекаэдр. Но это уже следующая научная работа.
V. Информационные ресурсы.
-
Винниджер М. «Модели многогранников» М.: Педагогика, 1975.
-
Смирнова И.М. «В мире многогранников» М.: Педагогика, 1990.
-
Энциклопедический словарь юного математика. − М.: Педагогика, 1989.
-
Александров А. Д. «Выпуклые многогранники»- Л., 1950;
-
Литвинова С. А. «За страницами учебника математики», ГЛОБУС,2007г.
-
wenninger.narod.ru