Технологическая карта урока по математике Сложение и вычитание десятичных дробей

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура визитной карточки урока по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Класс: 5

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (см. Приложение 1 «Технологическая карта»)

Главный вопрос (проблема) урока (внеурочного занятия): почему десятичные дроби мы изучаем специально? Чем они заслужили такое большое внимание?

Цель:

Предметные - научить учащихся складывать и вычитать десятичные дроби.

Личностные - развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применить приобретённые знания и умения.

Метапредметные - развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Задачи урока:

Обучающие - ознакомить учащихся с приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Развивающие - расширять кругозор учащихся; развивать приёмы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету путём применения информационных технологий.

Воспитательные - воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе; прививать интерес к математике, используя разнообразные формы работы на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые образовательные технологии (методы обучения (воспитания), методические приемы): Методы: словесный, наглядный, практический; использование презентации; использование задач с игровыми моментами, развивающих познавательный интерес учащихся; кейс - метод, носящий подготовительный, ознакомительный, обучающий характер

Формы взаимодействия участников образовательных отношений: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Контрольно - оценочные средства (диагностический инструментарий), приемы организации рефлексии: Интеллектуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация с заданиями, текст самостоятельной работы, лист учета личных достижений учащихся, карточки для рефлексии.

Домашнее задание: Задание на дом: №1255(а,б, в), 1256. Дополнительное задание №1257 по желанию (повышенный уровень)

Этапы урока: Актуализация знаний Формулирование проблемы: тема и цель урока. Создание проблемной ситуации. Открытие новых знаний. Выполнение письменных и устных упражнений по теме урока. Физкультминутка. Первичное закрепление нового материала

Задание на дом. Подведение итогов урока, сообщение целей на следующий урок.

Используемая литература при разработке урока. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.- изд. 21 - М.: Мнемозина, 2008. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум/ А. С. Чесноков, К. И. Нешков. - 3 изд -М.:Академкнига,2011.Интернет - ресурсы (картинки и др.)


Этапы урока


Вре мя


Содержание учебной деятельности


Формы органи-зации УД


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Планируемые результаты

Л (личностные) Р (регулятивные)

К (коммуникатив-ные)

П (познаватель-ные)


ЭОР


1


Организа-ционный


2 мин




Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания.


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.


Л: самоопределение Р: оценка



2


Актуализа-ция знаний


5 мин


№ 1. Какие из этих дробей можно записать в десятичном виде? Почему?

4/5; 10 1/5; 7/10; 1 10/11; 35 2/100; 10/17; 2 35/1000




№ 2. Прочитайте числа, назовите целую часть и дробную

13,4 ; 1,34 ; 25,853 ; 55,1875


Фрон-тальная деят-ть


Организует устную работу, повторение учащимися

в № 1: понятия десятичной дроби;


в № 2: названий разрядов дробной части;


Отвечают на вопросы, выполняют упражнения устно, повторяют правила, делают вывод о теме урока.


Р: фиксация индивидуального затруднения.

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

П: осознанное построение речевого высказывания.


Элек-трон-ная презен тация Слайд № 1


Слайд № 2


Приложение 1. Технологиеская карта урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Давайте повторим названия разрядов дробной части.

№ 3. Сравните десятичные дроби 37,1 и 36,99

0,18 и 0,129 10,98 и 11,97 44,337 и 44,35




Вы умеете складывать и вычитать - многозначные числа.

- обыкновенные дроби. - смешанные числа.

Давайте вспомним правило (из начальн. школы) сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком» на примере 10235 + 4152.

В № 3: сравнения дробей;






правила сложения-вычитания многозначных чисел «столбиком»


Слайд № 3


3

Формули-рование проблемы: тема и цель урока

3 мин


Последние наши уроки были посвящены десятичным дробям. Чему же мы должны научиться при работе с десятичными дробями?

Значит, какая тема сегодняшнего урока?

Фрон-тальная деят-ть

Организует обсуждение. Направляет учащихся на формулирование темы и цели урока.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Р: целеполагание. К: постановка вопросов.

П: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Слайд № 4


4

Создание проблем-ной ситуации. Открытие новых знаний.

12 мин


Решите пример 3 11 12 10 + 3 100 .

Т.к. у этих чисел знаменатели 10 и 100. то в каком виде их можно записать? (в десятичном)

12,3 + 3,11

Что нужно сделать с этими дробями, чтобы записать их в виде дробей с одинаковыми знаменателями? (уравнять кол-во знаков после запятой)

12,30 + 3,11

Мы умеем складывать и вычитать обыкновенные дроби. Поэтому запишем их в виде обыкновенных дробей.

3 11 41

12 10 + 3 100 = 15 100 = 15,41 Этот пример запишем коротко в следующ.виде: 12,3 + 3,11 = 15,41 Получили пример сложения десятичных дробей!

Задание 1 (постановка 1-ой проблемной задачи):

Попробуйте сами записать сложение этих десятич.дробей «столбиком», вспоминая правило из начал.школы.

12,30 + 3,11

15,41

Что сначала надо выполнить перед сложением «столбиком»? (уравнять кол-во знаков после запятой). Как подписать числа друг под другом? (разряд под разрядом). Как расположены запятые? (друг под другом)

Задание 2 (постановка 2-ой проблемной задачи):

Коллек-тивная деят-ть.

Организует работу.

Отвечают на вопросы. Решают примеры. Пробуют сами составить правила для сложения и вычитания десятичных дробей.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договорённости и согласовывание общего решения.

П: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач. Л: осознание ответственности за общее дело.


Попробуйте составить правило сложения десятичных дробей.

(Чтобы сложить десятич.дроби, нужно: 1. Уравнять в этих дробях кол-во знаков после запятой.

2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой, т.е. разряд под разрядом.

3. Сложить.

4. Поставить в ответе запятую под запятой.)

Если 12,3 + 3,11 = 15,41 , значит 15,41 - 12,3 = 3,11.

Задание 3 (постановка 3-ей проблемной задачи):

Запишите вычитание этих чисел «столбиком» и составьте правило вычитания десятичных дробей.

Задание 4 (постановка 4-ой проблемной задачи):

Объедините два правила. Составьте одно правило вместо двух.

- Откройте учебник на стр.191. - Найдите правило сложения и вычитания десятичных дробей.

- Прочитайте его и сравните с нашим правилом, записанным на доске










Слайд № 5





Делаем вывод: вы сами правильно составили правило сложения и вычитания десятичных дробей! Молодцы!


5

Физминут-ка

2 мин




Предлагает сменить деятельность (эмоциональная разгрузка учащихся)


6

Первичное закрепле-ние нового материала

12 мин


По учебнику № 1213:

а) 0,769 + 42,389 б) 5,8 + 22,191 в) 95,381 + 3,219

№ 1214: а) 9,4 - 7,3

б) 16,78 - 5,48 в) 7,79 - 3.79

Индиви-дуаль-ная

деят-ть. Провер-ка решения на доске.

Организует работу.

Работают самостоятельно. Учатся применять новые знания. Проводят самооценку.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Слайд № 6


7

Подведе-ние итогов урока

2 мин

Что нового мы узнали на уроке?

Фрон-тальная деят-ть

Организует обсуждение: Какова была тема урока?

Какую задачу ставили?

Проводят самооценку результатов своей деятельности

П: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение выражать свои мысли, аргументация.

Слайд № 7







8

Домашнее задание

2 мин

№ 1255 (а, б, в) , 1256 (а, б, в) , 1257.

Даёт домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневники

Слай-ды № 8, № 9






© 2010-2022