- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 9 класса
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сорокина Е.А. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска
«Гимназия № 1»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО: Руководитель НМС: Директор:
Рабочая программа
учебного предмета
«Геометрия»
для 9 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Сорокина Е. А., учитель математики
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:
-
Образовательной программы. Геометрия. 7 - 9 классы Составитель: Бурмистрова Т. А. Москва «Просвещение», 2010 г.
-
Рабочая программа основного общего образования. Геометрия, под редакцией Бутузова В.Ф..: Просвещение,2013г.
-
Основная образовательная программа основного общего образования БОУ г. Калачинска «Гимназия №1»
Учебник
-
«Геометрия 7 - 9» автор Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф. и другие. Москва, Просвещение 2012 г.
-
Цели изучения математики в школе
-
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений,
развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных
дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая
современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание
личности ученика, его интересам и способностям.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и
универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых
личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
-
Общая характеристика учебного предмета
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векгоры», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 часов.
КЛАСС 9 а,б
Количество часов (всего) 68, в неделю - 2 часа.
-
Результаты изучения предмета на конец учебного года:
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
в личностном направлении:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
-
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
-
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
-
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
-
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
-
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
-
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи но условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
-
уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках; вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
-
развивать пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-
уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
-
уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
-
Применять полученные знания:
-
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
-
Содержание учебного предмета
Цель содержания раздела «Геометрия» - развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание программы включает в себя:
Геометрия 64 часа
1.Векторы. 8 ч. Метод координат. 10 ч.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель изучения:
-научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
2.Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов. 11 ч.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель изучения: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
3.Длина окружности и площадь круга. 12 ч.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель изучения:
-расширить знание обучающихся о многоугольниках;
-рассмотреть понятия длины окружности и площади круга, формулы для их вычисления.
4.Движения. 8 ч.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель изучения: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений.
5.Об аксиомах геометрии. 2 ч.
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель изучения: дать более представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
6.Начальные сведения из стереометрии. 8 ч.
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель изучения:
-дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве;
-познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей, поверхностей и объемов тел.
5. Повторение. Решение задач 9 ч.
Календарно-тематическое планирование
Технологическая карта № 1 по теме «Векторы»
Время изучения: 8 часов
Стандарт
Программа
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение.
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Дидактическая цель:
-
Знать определение вектора, равных векторов.
-
Уметь выполнять действия с векторами.
-
Знать теорему о разложении вектора.
-
Знать теорему о средней линии трапеции.
Развивающая цель:
1. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Воспитательная цель:
1. Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
-
Информационная.
-
Коммуникативная.
-
Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №1
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудование
1.1
Понятие вектора.
Д 1, Р,В.
2.2
Понятие вектора.
Д 1, Р,В.
3.3
Сложение и вычитание векторов. Диктант по теме «Векторы»
Д 2, Р, В.
4.4
Сложение и вычитание векторов.
Д 2, Р, В.
5.5
Сложение и вычитание векторов.
Д 2, Р, В.
Проверочная работа
Дидактический материал
6.6
Умножение вектора на число.
Д 2, Р, В.
7.7
Применение векторов к решению задач.
Д 2, 3, 4, Р, В.
8.8
Применение векторов к решению задач. Проверочная работа по теме «Векторы»
Д 2, 3, 4, Р, В.
Проверочная работа
Дидактический материал
Логическая структура темы
Векторы
Равные
Длина вектора
Коллинеарные
Сонаправленные и противоположно направленные
Сложение векторов
Вычитание
Умножение вектора на число
Правило треугольника, параллелограмма
Правило многоугольника
Координаты вектора
Технологическая карта №2 по теме «Метод координат»
Время изучения: 10 часов
Стандарт
Программа
Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Понятие вектора. Координаты вектора. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Дидактическая цель:
-
Знать определение вектора, равных векторов.
-
Уметь выполнять действия с векторами.
-
Знать теорему о разложении вектора.
-
Знать уравнение окружности и прямой.
Развивающая цель:
1. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Воспитательная цель:
1. Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
-
Информационная.
-
Коммуникативная.
-
Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №2
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудование
1.9
Координаты вектора.
Д 1, 2, Р, В.
2.10
Координаты вектора.
Д 1, 2, Р, В.
3.11
Простейшие задачи в координатах.
Д 4, Р, В.
4.12
Простейшие задачи в координатах. Проверочная работа по теме «Координаты вектора»
Д 4, Р, В.
Проверочная работа
Дидактический материал
5.13
Уравнение окружности и прямой.
Д 2, 5, Р, В.
6.14
Уравнение окружности и прямой.
Д 2, 5, Р, В.
7.15
Уравнение окружности и прямой. Проверочная работа по теме урока
Д 2, 5, Р, В.
Проверочная работа
Раздаточный материал
8.16
Решение задач по теме «Метод координат»
Д 1-5, Р, В.
9.17
Решение задач по теме «Метод координат»
Д 1-5, Р, В.
10.18
Контрольная работа по теме «Метод координат»
Д 1, 3, 4, 5, Р, В.
Контрольная работа
Дидактический материал
Технологическая карта № 3 по теме
«Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Время изучения: 11 часов
Стандарт
Программа
Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0º до 180º; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Синус, косинус и тангенс угла. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Дидактическая цель:
-
Знать формулы.
-
Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество.
-
Знать теоремы косинусов и синусов.
-
Знать теорему о вычислении площади треугольника.
-
Знать определение скалярного произведения векторов.
Развивающая цель:
-
Способствовать развитию умения делать выводы и доказывать их в общем виде.
-
Создать условия для формирования вычислительных навыков.
-
Создать условия для формирования умения комбинировать известные свойства в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Воспитательная цель:
Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
-
Информационная.
-
Коммуникативная.
-
Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №3
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудова
ние
1.19
Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла.
Д 1, 2, Р 1-3, В.
2.20
Синус, косинус и тангенс угла.
Д 1, 2, Р 1-3, В.
3.21
Синус, косинус и тангенс угла.
Д 1, 2, Р 1-3, В.
Тест
Раздаточный материал
4.22
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Д 3, Р 1-3, В.
5.23
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Д 3, Р 1-3, В.
6.24
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Д 3, Р 1-3, В.
7.25
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Д 3, Р 1-3, В.
Проверочная работа
Дидактический материал
8.26
Скалярное произведение векторов.
Д 4, Р 1-3, В.
9.27
Скалярное произведение векторов.
Д 4, Р 1-3, В.
Проверочная работа
Раздаточный материал
10.28
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Д 1, Р 1-3, В.
11.29
Контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Д 1-4, Р 1-3, В.
Контрольная работа
Дидактичес
кий материал
Логическая структура темы
Синус, косинус угла
Скалярное произведение векторов
Теорема синусов
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Теорема косинусов
Технологическая карта № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
Время изучения: 12 часов
Стандарт
Программа
Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Площадь круга и площадь сектора.
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Дидактическая цель:
-
Знать определение правильного многоугольника.
-
Знать теоремы об описанной и вписанной окружности.
-
Знать формулы для вычисления угла, площади, стороны, радиуса, длины окружности, дуги окружности, площади круга, площади кругового сектора.
Развивающая цель:
-
Способствовать развитию умения определять способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
-
Создать условия для формирования умений подбирать аргументы, формулировать выводы.
-
Способствовать развитию умения отражать в письменной форме результаты своей деятельности.
-
Создать условия для формирования умений оценивать свои учебные возможности.
Воспитательная цель:
Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
-
Информационная - культура речи.
-
Коммуникативная - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
-
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
-
Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №4
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудова
ние
1.30
Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники.
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
2.31
Правильные многоугольники.
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
3.32
Правильные многоугольники.
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
4.33
Проверочная работа по теме «Правильные многоугольники»
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
Проверочная работа
Раздаточный материал
5.34
Длина окружности и площадь круга.
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
6.35
Длина окружности и площадь круга.
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
7.36
Длина окружности и площадь круга.
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
8.37
Практикум по теме «Длина окружности и площадь круга»
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
Проверочная работа
Дидактический материал
9.38
Решение задач по теме «Длина окружности».
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
10.39
Решение задач по теме «Длина окружности».
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
Проверочная работа
Раздаточный материал
11.40
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
12.41
Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга».
Д 1, 2, 3, Р 1-4, В.
Контрольная работа
Дидактический материал
Логическая структура темы
Технологическая карта № 5 по теме «Движение»
Время изучения: 8 часов
Стандарт
Программа
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Дидактическая цель:
-
Основные теоремы о движении.
-
Виды движений.
-
Понятие гомотетии.
-
Виды симметрии.
Развивающая цель:
-
Способствовать развитию умения делать выводы и доказывать их в общем виде.
-
Создать условия для формирования вычислительных навыков.
-
Создать условия для формирования умения комбинировать известные свойства в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Воспитательная цель:
1. Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
-
Информационная - культура речи.
-
Коммуникативная - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
-
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
-
Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №5
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудование
1.42
Понятие движения. Анализ контрольной работы
Д 1, 2, 3, Р 1-3, В.
2.43
Понятие движения.
Д 1, 2, 3, Р 1-3, В.
3.44
Понятие движения.
Д 1, 2, 4, Р 1-3, В.
Проверочная работа
Раздаточный материал
4.45
Параллельный перенос.
Д 2, Р 1-3, В.
5.46
Поворот.
Д 2, Р 1-3, В.
6.47
Поворот.
Д 2, Р 1-3, В.
Проверочная работа
7.48
Решение задач по теме «Движение»
Д 1-4, Р 1-3, В.
8.49
Контрольная работа по теме «Движение»
Д 1-4, Р 1-3, В.
Контрольная работа
Раздаточный материал
Логическая структура темы
Фигура
Поворот
Симметрия
Движение
Параллельный перенос
Центральная
Осевая
Технологическая карта № 6 по теме «Начальные сведения из стереометрии»
Время изучения: 10 часов
Стандарт
Программа
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Дидактическая цель:
-
Основные теоремы о движении.
-
Виды движений.
-
Понятие гомотетии.
-
Виды симметрии.
Развивающая цель:
-
Способствовать развитию умения делать выводы и доказывать их в общем виде.
-
Создать условия для формирования вычислительных навыков.
-
Создать условия для формирования умения комбинировать известные свойства в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Воспитательная цель:
1. Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
1. Информационная - культура речи.
2. Коммуникативная - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
3. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №5
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудование
1.50
Многогранники. Анализ контрольной работы
Д 1, 2, 3, Р 1-3, В.
2.51
Многогранники.
Д 1, 2, 3, Р 1-3, В.
3.52
Многогранники.
Д 1, 2, 4, Р 1-3, В.
4.53
Многогранники.
Д 2, Р 1-3, В.
Проверочная работа
Раздаточный материал
5.54
Тела и поверхности вращения.
Д 2, Р 1-3, В.
6.55
Тела и поверхности вращения.
Д 2, Р 1-3, В.
7.56
Тела и поверхности вращения.
Д 2, Р 1-3, В.
8.57
Тела и поверхности вращения. Проверочная работа по теме «Многогранники. Тела вращения»
Д 2, Р 1-3, В.
Проверочная работа
Дидактический материал
9.58
Об аксиомах планиметрии.
Д 1-4, Р 1-3, В.
10.59
Об аксиомах планиметрии.
Д 1-4, Р 1-3, В.
Технологическая карта № 7 по теме «Повторение»
Время изучения: 9 часов
Стандарт
Программа
Вектор. Длина вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Угол между векторами.
Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0º до 180º; приведение к острому углу. Решение треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Площадь круга и площадь сектора.
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Вектор. Длина вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0º до 180º; приведение к острому углу. Решение треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Теорема косинусов и теорема синусов.
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Дидактическая цель:
-
Основные теоремы о движении.
-
Виды движений.
-
Понятие гомотетии.
-
Виды симметрии.
Развивающая цель:
-
Способствовать развитию умения делать выводы и доказывать их в общем виде.
-
Создать условия для формирования вычислительных навыков.
-
Создать условия для формирования умения комбинировать известные свойства в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Воспитательная цель:
1. Формировать познавательный интерес к предмету.
Формируемые компетентности
-
Информационная - культура речи.
-
Коммуникативная - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
-
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
-
Языковая.
Процессуальная часть технологической карты №7
№
Дата
Тема урока
Реализуемые цели на уроке
Формы контроля
Оборудование
1.60
Треугольник.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
2.61
Треугольник.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
3.62
Окружность.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
4.63
Окружность.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
Проверочная работа
5.64
Четырехугольники, многоугольники.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
6.65
Четырехугольники, многоугольники.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
7.66
Векторы, метод координат.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
8.67
Векторы, метод координат.
Д 1, 2, 3, Р 1-2, В.
Проверочная работа
9.68
Движение.
Д 2, Р 1-3, В.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
материально-техническое обеспечение
1
Набор геометрических тел демонстрационный
3 комп
(Д)
2
Конструкторский набор для изготовления моделей
24 комп
(К)
3
Набор чертежных инструментов для работы у доски
1 комп
(Д)
4
Объемные модели
15
(Ф)
5
Чертежные инструменты
8
учебно-методическое
Перечень CD - дисков (Д)
№
Наименование
1
Уроки геометрии 7-9 класс
2
Уроки геометрии 8 класс
3
Геометрия не для отличников. 6 - 9 кл
4
Репетитор по математике
5
Открытая математика. Планиметрия
6
Репетитор по геометрии 9 кл
7
8
Перечень плакатов (Д)
(находятся в лаборатории)
№
Наименование
1
Выпуклые и невыпуклые многоугольники
2
Четырехугольники. Параллелограмм и трапеции
3
Признаки и свойства параллелограмма
4
Прямоугольник. Ромб. Квадрат
5
Площадь многоугольника
6
Площадь параллелограмма и трапеции
7
Вписанная и описанная окружности
8
Треугольник и его элементы
9
Равнобедренный треугольник
10
Виды треугольников
11
Медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике
12
Свойства углов при основании равнобедренного треугольника
13
Свойство медианы равнобедренного треугольника
14
Сумма углов треугольника
15
Соотношения между сторонами и углами треугольника
16
Прямоугольный треугольник и его свойства
17
Признаки равенства прямоугольных треугольников
18
Построение треугольников
19
Средняя линия треугольника
20
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
21
Решение прямоугольных треугольников
-
Геометрия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы; сост. Н. Ф. Гаврилова, М.: Издательство «ВАКО», 2012
-
Уроки геометрии с применением информационных технологий . 7-9 классы / Е. М. Савченко, М.: Издательство «Планета», 2011
-
Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010.
-
Гордин Р. К. Геометрия. Планиметрия. 7-9 классы. М.: МЦНМО, 2006.
-
Фарков А. В. Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9». М.: Издательство «Экзамен», 2010.
-
Атанасян Л.С. Геометрия. Рабочая тетрадь. 9 класс. М.: «Просвещение», 2010.
Информационное обеспечение
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e72b9a1-2e8f-4371-9c9e-f688640fe66e/index.html (справочник по математике)
-
fcior.edu.ru (ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов)
-
school-collection.edu.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
-
eor-np.ru/taxonomy/term/776 (коллекция ЭОР по математике)
-
vschol.ru/ (тесты онлайн)
-
window.edu.ru (единое окно доступа к образовательным ресурсам)
-
kokch.kts.ru/math/ (тесты по прикладной математике)
-
neive.by.ru (геометрический портал)
-
graphfunk.narod.ru (графики функций)
-
comp-science.narod.ru (дидактические материалы по информатике и математике)
-
Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" mat.1september.ru
-
Математика в Открытом колледже mathematics.ru
-
Математика и образование math.ru
-
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) mccme.ru
-
Дидактические материалы по информатике и математике comp-science.narod.ru
-
Allmath.ru - вся математика в одном месте allmath.ru
-
Мир математических уравнений eqworld.ipmnet.ru
-
Высшая математика и эконометрика - задачи, решения reshebnik.ru
-
Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина mathnet.spb.ru
-
Exponenta.ru: образовательный математический сайт exponenta.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты изучения предмета на конец учебного года.
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
-
знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному;
-
уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи;
-
знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи;
-
знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи;
-
знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи;
-
знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи;
-
знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи;
-
знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи;
-
уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи;
-
знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач;
-
знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач;
-
уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник - на равный ему треугольник; уметь решать задачи;
-
уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи;
-
иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Гео-метрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
-
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
-
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
-
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
-
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
-
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
-
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка; использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».