Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Цель урока: Систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Показательные уравнения». Формирование навыков самостоятельной работы и работы в группе. Развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности школьников. Ход урока.Класс разделен на две команды, они участвуют в конкурсном отборе, который проводит «фирма- наниматель». Представителями фирмы являются учащиеся этого класса. Команды приготовили своим соперникам задания по теме «Показательные уравнения». Каждая зад...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Учитель: Дюбенко Светлана Алексеевна

Цель урока:

Систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Показательные уравнения». Формирование навыков самостоятельной работы и работы в группе. Развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности школьников.

Ход урока.

Класс разделен на две команды, они участвуют в конкурсном отборе, который проводит «фирма- наниматель». Представителями фирмы являются учащиеся этого класса. Команды приготовили своим соперникам задания по теме «Показательные уравнения». Каждая задача оценивается по 5-бальной системе, а каждая решенная задача по 10-бальной. Если команда не может решить предложенную задачу, то её решение представляет команда соперников. В конце игры представители «фирмы- нанимателя» назовут претендентов на вакантные должности в фирме.

Слово представителям «фирмы».

О показательной функции.

Показательной функцией описываются важнейшие природные и общественные явления:

- закон радиоактивного распада вещества в физике;

- процессы органического роста и убывания в биологии;

- начисление сложных процентов в экономике и банковском деле и др.

Еще в 1679 г. Лейбниц в одном из своих писем к голландскому физику и математику Христиану Гюйгенсу рассматривал решение показательных уравнений. Аналогичными уравнениями занимался Иоган Бернули. Ученик последнего, Леонард Эйлер, посвятил « показательным и логарифмическим количествам» две главы «Введение в анализ». «Показательные количества,- писал Эйлер,- разнообразны, смотря по тому, будет ли переменным количеством один только показатель или, кроме того, еще и само возвышаемое количество. Мы не будем останавливаться на дальнейшем подразделении этих количеств, так как природа их может быть понятна достаточно ясно, если мы разберем только один вид Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» ».

Ода Экспоненте

«Ею порождено многое из того,

Что достойно упоминания,

Как говорили наши англосаксонские предки.

Могущество её порождений

Заранее обусловлено её

Собственной красотой и силой,

Ибо они суть физическое воплощение

Абстрактной идеи её».

Многообразие применения показательной (или как её ещё называют экспоненциальной) функции вдохновили английского поэта написать «Оду Экспоненте». Как имя этого поэта? В самом начале конкурса мы хотели бы узнать, как участники конкурса владеют основными понятиями по данной теме, насколько быстро умеют включаться в работу и выполнять задания в команде. Мы предлагаем вам за небольшой промежуток времени, выполнив тестовое задание, назвать имя поэта. Оно закодировано с помощью простейших показательных уравнений.

Устная работа.

Каждому числу соответствует буква.

М

И

Э

Е

Б

Л

Р

0

1Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

-13

1

1,5

2

-1

Решите уравнения:

1.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

6.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

2.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 400

7.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

3.

2Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 33

8.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 2Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

4.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 6

9.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 196

5.

3:Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 1

10.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 243

Впишите соответствующую букву в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Ответ: Элмер Брили

Команда, первая закончившая задание, получает 10 баллов.

Обмен заданиями.

Задания для первой команды с возможными решениями:

1.Решите уравнение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Решение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Тогда Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений», Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» - не удовл. условию

Обратная замена:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ:2,5

2. Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»и Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» - посторонний корень

Обратная замена:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений», Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ:9

3. Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений», (V)

Сумма коэффициентов равна 0, значит Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» - корень уравнения

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Уравнение (V) Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Вернемся к замене: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ: 0;1;2

4. Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Тогда: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» - посторонний корень

Обратная замена:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

5. Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Решение:

Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»т.к. у>0

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ:0

6. Найдите множество значений функции:

У=Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» ,если х ≥ -1.

Решение:

Функция определена на множестве [-1;0) U(0;∞).

Рассмотрим два случая:

  1. х > 0, тогда функция имеет вид у = 5+ Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , она возрастающая. Из непрерывности функции следует, что Е(у) = (6;∞) на промежутке (0; ∞).

  2. -1≤ х < 0, тогда функция имеет вид у = -5 + Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , функция убывающая. Из непрерывности функции следует, что Е(у) = (-4;-2] на промежутке [-1;0).

Таким образом, множество значений данной функции на [-1;0)U(0;∞) есть множество (-4;-2]U(6;∞).

Ответ: (-4;-2]U(6;∞).

Задания для второй команды с возможными решениями

1. Решите уравнение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Решение:

Замена Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Если у=2, то Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Если Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , то Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , решений нет

Ответ: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

2. Решите уравнение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Решим уравнение. Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»- посторонний корень

Обратная замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ:25

3. Решите уравнение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , тогда Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

  1. Если Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , то Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Замена Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Если Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , то Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Если Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , то Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

2) Если Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , то Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» Замена Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений». Тогда Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

4.

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ:81

5. Найти все решения параметра а, при которых уравнение

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»не имеет решений.

Пусть Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» , тогда нужно найти все решения параметра а, при которых уравнение Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» не имеет положительных решений

Рассмотрим 2 случая:

1)Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» тогда по т. Виета

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Оба корня отрицательны, т.е положительных решений нет.

Поэтому все Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» удовлетворяют условию

2)

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Значит корни разных знаков, т.е один положительный.

В данном случае решений нет

Ответ: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

6. Решите уравнение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Замена: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Дополнительные задания.

  1. Решите уравнение:

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» - 5Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + 6Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = 5

Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

  1. Решите уравнение:

5Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + 4Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» = Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Ответ: Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + πУрок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» + πm; , m Урок-деловая игра в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Слово представителям «фирмы».

Прежде, чем подвести окончательные итоги игры, предоставим слово представителям команд. Нам хотелось бы, чтобы в нашей фирме работали не только умные, но и творческие люди. А поэтому последний поэтический конкурс, хотелось бы послушать вашу «Оду Экспоненте».

Учащиеся читают заранее подготовленные стихи.

Представители фирмы называют претендентов на вакантные должности фирмы.

Итог урока.

Учитель просит ребят по следам своих впечатлений от урока написать три глагола, три существительных и слово с восклицательным знаком.

Домашнее задание: №12.40, 12.41, 12.42, 12.43.

© 2010-2022