Дистанционное обучение по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дистанционное обучение по математике »


Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем через Интернет. В процессе обучения получаете учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняете тесты и контрольные работы и отправляете их преподавателю. Вы знаете своего преподавателя, можете задавать ему вопросы и своевременно получаете на них ответы.
Дистанцио́нное образова́ние - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Структура урока дистанционного обучения математике

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одной из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование - новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным.

Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или по другим уважительным причинам, ученик может выйти в "Виртуальную школу" и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам. Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей).

При разработке урока я, как учитель, придерживаюсь следующей структуры урока: первый этап урока является подготовительным - это устные упражнения, которые способствуют развитию оперативной памяти, устойчивости внимания. Второй этап урока посвящен работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков, а также повторению ранее изученного. На последнем этапе урока подводится итог урока.

В курсе есть уроки контроля знаний - контрольные работы. Ученик выполняет их дома, сканирует записи в тетради и присылает файлы на проверку учителю. Учитель проверяет его работу и пишет, какие ошибки были допущены, на что обратить внимание ученику и выставляет оценку. На следующем уроке обязательно проводится работа над ошибками, допущенными в ходе выполнения контрольной работы, для того чтобы ребенок смог исправить ошибки, а учитель проанализировал еще раз результат выполненной работы.

Такая структура урока дистанционного обучения, по моему мнению, является наиболее оптимальной и помогает ученику получить всю необходимую информацию по математике даже без присутствия учителя.

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет уже успешно решает дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

По мнению Е.С. Полат «дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано».

Развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий становятся в последние годы одним из эффективных инструментов решения задач модернизации системы российского образования. Дистанционные образовательные технологии - это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

Практически используемые дистанционные образовательные технологии представляют различные варианты и сочетания: кейс-технологий, компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий.

Сегодня можно выделить следующие направления дистанционного обучения:

  • углубленное изучение тем, разделов программы или курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях по определенным темам;

  • подготовка учащихся, студентов, не имеющих возможности посещать учебное заведение в течение какого-то периода времени;

  • дополнительное образование по интересам;

  • подготовка к экзаменам.

Для того чтобы помочь учащимся подготовиться к успешной сдаче экзаменов, можно использовать дистанционное обучение. Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения. Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:

  • дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;

  • дистанционное обучение с использованием тренажеров;

  • дистанционное обучение с использованием вебинаров;

  • дистанционное обучение с использованием видеоуроков;

  • полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

Рассмотрим применение дистанционного обучения с использованием тренажеров и дистанционных курсов при подготовке к итоговой аттестации по математике.

В настоящее время существует множество интернет-ресурсов, предназначенных для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА, но не все они качественные. Необходимо проводить тщательный отбор тех сайтов, которые можно использовать самому учителю и рекомендовать для учащихся. Очень важна, на мой взгляд, бесплатная возможность подготовки к экзаменам по математике. Рассмотрим некоторые интернет-ресурсы.

  1. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике mathege.ru и Открытый банк заданий ГИА по математике mathgia.ru разработаны в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по математике, действующими учебниками и учебными пособиями. Задания, представленные на сайте, соответствуют проекту перспективной демоверсии ГИА и ЕГЭ по математике, разработанной ФИПИ. Эти сайты позволяют, в первую очередь, овладеть базовыми математическими навыками всем учащимся, обеспечивают возможности получить образование на необходимом уровне учащимся, планирующим продолжение образования в сферах, предусматривающих использование математики. Здесь можно найти отдельные задания, собранные в отдельные каталоги: по заданиям, по содержанию, по умениям. Заданий очень много, что позволяет использовать эти сайты как тренажеры. Предусмотрена возможность работать в on-line режиме. Также на сайте есть раздел, содержащий диагностические и тренировочные работы.

  2. Система СтатГрад МИОО statgrad.mioo.ru/sg12_13/index.htm. С помощью системы СтатГрад в текущем учебном году можно получать тексты тренировочных и диагностических работ по математике для выявления проблемных зон в подготовке учащихся, для подготовки к ЕГЭ, ГИА и другим формам итогового и промежуточного контроля.

  3. Сайт uztest.ru является, по-моему мнению, одним из лучших для учителей математики. Использую его постоянно при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Работа в дистанционном режиме очень удобна для учителя иучащихся. Задания, получаемые через uztest.ru стараются выполнять все учащиеся независимо от уровня подготовки. Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. Учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят в свой кабинет на сайте и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.

  4. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» решуегэ.рф (reshuege.ru) предлагает следующие возможности:

  • разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним.

  • предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа.

  • предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту.

  • система ведет статистику изученных тем и решенных задач.

  • сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.

  1. Одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки процесса очного обучения. Система Мооdle имеет развитую архитектуру, что позволяет разработчикам курсов вводить новые элементы курса, использовать различные системы оценок, создавать и использовать различные тестовые задания, и при этом сохранять индивидуальный подход к каждому из обучающихся, так как в системе предусмотрена обратная связь преподавателя с учениками (как в виде форума, так и в виде чата). Одним из сайтов, созданных на базе Moodle, материалы которого можно использовать при подготовке к экзаменам, является uztest.com - дистанционные курсы UzTest.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет учащимся и студентам работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное - осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике.


Дистанционное обучение математике в условиях

введения ФГОС.


В настоящее время важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических ,перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Определим значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения. При рассмотрении проекта ФГОС общего образования второго поколения в основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход. Отмечу, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход. Это можно представить в виде следующей схемы: Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя:
1)умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
2) ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации;
3)готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей;
4)гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).
5) личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя - наставника (тьютора) и обучаемого (тьюторанта) с помощью технологий системы дистанционного обучения. Они включают в себя различные способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения. К методам и средствам относят: бумажные издания; сетевые электронные учебные издания; компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах; аудио и видео учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа); тренажеры с удаленным доступом (тренинговые учебно-тренировочные фирмы).
Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания, и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Таким образом, можно говорить об эффективности развитии таких предметных компетенций как:
1.знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
2.понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости;
3.владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;

4.способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей;

5.применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения
различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с
выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи,
работник, собственник, потребитель, избиратель).

Анализируя проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, замечаю, что именно дистанционное обучение может сыграть особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека. А именно в таких сферах деятельности человека как интеллектуальной, ценностно-этической, трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод мы делаем благодаря тому, что ключевой особенностью среды дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее обучающихся.

Следует отметить, что инструментальным ядром ФГОС выступает система оценки, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы образования. В контексте ФГОС система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий. В связи с этим, дистанционное обучения нельзя как лучше справиться с данной задачей, имея на вооружении эффективные программы и современные педагогические технологии.


Преподавание математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Цель: развитие профессиональной компетенции учителей математики в сфере организации образовательного процесса с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Содержание программы предусматривает изучение общепедагогических, социальных дисциплин, дисциплин специализации и дисциплин по выбору:

  • государственная политика в области образования: Закон «Об образовании в РФ»;

  • федеральный государственный образовательный стандарт как основа построения современной модели среднего (полного) общего образования; модернизация региональной системы образования;

  • современные образовательные технологии: формирование УУД через реализацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся; возможности технологии развития критического мышления в формировании УУД обучающихся;

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями: с ограниченными возможностями здоровья, талантливых и одаренных, детей с девиантными формами поведения, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • проектирование образовательного процесса: методы организации учебного процесса по математике на основе системно-деятельностного подхода; планирование учебной деятельности на основе современных УМК по математике; методика работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиаде; деятельностный подход к применению ЭОР в образовательном процессе по математике;

  • технология формирующего оценивания как средство развития регулятивных УУД; методика решения заданий КИМов ГИА и ЕГЭ по математике; портфолио как инструмент динамики образовательных достижений обучающихся основной школы.

Методика преподавания отдельных актуальных тем математики:

  • актуальные вопросы преподавания тем "Комбинаторика" и "Теория вероятностей";

  • формирование математической компетенции обучающихся на примере изложения темы "Задачи с параметрами";

  • актуальные вопросы содержания курса «Геометрия».

В содержании программы предусмотрены следующие дисциплины по выбору:

-статистическая обработка экспериментальных результатов методом малых выборок;

-математические модели в физике;

-психолого-педагогические особенности подготовки учителей математики в условиях введения ФГОС ООО.

Реализация программы предусматривает проведение лекций, семинаров, тренингов и деловых игр, круглых столов, практических занятий, стажировок, в ходе которых организуются обсуждения и анализ учебных ситуаций, ознакомление с опытом коллег, работа в малых группах и др. Предполагается дистанционное изучение некоторых тем и разделов курса.

10


© 2010-2022